Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Горбатая гора / The Brokeback Mountain (2005)


Горбатая гора
Средняя оценка: оценка: 4.5
2005. США / Канада. 129 минут.
Жанр: ахтунг / драма.

Режиссер: Энг Ли.
Сценарий: Дайана Оссана, Ларри МакМёртри (по рассказу Энни Прул).
Оператор: Родриго Прието.
Композитор: Густаво Сантаолалло.

В главных ролях: Джейк Джилленхал, Хит Леджер.
В ролях: Энн Хэтэуэй, Линда Карделлини, Анна Фэрис.

Награды:
3 "Оскара" (лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий, лучшая музыка). Лучший фильм — American Film Institute, Golden Globe, Berlin International Film Festival, Boston Society of Film Critics, National Board of Review, British Academy Awards, Broadcast Film Critics Association, Dallas-Ft. Worth Film Critics Association, L.A. Film Critics Association, Las Vegas Film Critics Association, New York Film Critics Circle, San Francisco Film Critics Circle, St. Louis Gateway Film Critics Association), Лучший адаптированный сценарий по мнению Гильдии писателей Америки..

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 299 рублей


Владимир Гордеев: По горбатым следам

Горбатая гора оценка: 4.5

После того, как весь интернет оказался заполонен воплями злобных гомофобов и — в ответ — экзальтированными девчачьими визгами, что "это фильм не о педиках, а о великой силе ЛЮБВИ", не так-то просто было заставить себя его посмотреть. И все-таки это случилось…

Удивительно, но в фильме нет ни грамма пошлой сентиментальности, более того, слово "любовь" произносится всего один раз, в финале, когда главный герой Эннис спрашивает у своей дочери насчет ее будущего мужа: "А он тебя любит?" "Горбатая гора" — это великолепно рассказанная, снятая и разыгранная история о двух, действительно, чего уж там, педерастах, выдержанная в растворе мрачного психологического "соцреализма" на подставке в виде глянцевого отрывного календаря с красотами дикой природы. История о том, как два унылых безработных парня устраиваются пасти овец, потом перепихиваются в палатке по пьяной лавочке, потом еще раз и еще — уже в здравом уме и памяти, а потом хозяин увольняет этих лоботрясов, и они разбегаются каждый по своим провинциям, где женятся, рожают детей, но продолжают изредка встречаться, — и так проходит двадцать лет. Вот и вся история. Но рассказать историю простой человеческой жизни — причем не скатываясь в чернуху или, наоборот, блуждая в розовых небесах, рассказать без ужимок, кривляний, эстетских выебонов, флешбеков, подрыгиваний камеры, видений, сновидений и прочих "оригинальных" выкрутасов, — может не каждый. Энг Ли умеет. Вообще по манере повествования фильм Энга Ли сильно напоминает работы Клинта Иствуда, хотя последний, конечно, при подчеркнутой сдержанности гораздо в большей степени давит на эмоции, изо всех сил пытаясь выжать из зрителя слезу. Энг Ли, как и полагается азиатам, чуть хитрее.

Вспоминается один не слишком характерный эпизод фильма, сделанный на грани фола, отчасти иронично-провокационный: во время праздника Дня независимости Эннис с семейством выбирается в город, и там, расположившись на поляне, смотрят салют. По соседству располагаются два бухих байкера и громко начинают сквернословить. Эннис расправляется с этими подвыпившими и раздухарившимися мужиками, и его победоносная фигура возвышается на фоне праздничных фейерверков и развевающегося американского флага. Старый американский герой, настоящий ковбой. И так же как развенчивается застарелый голливудский миф о ковбойской мужественности и брутальности, так же, надо полагать, окольными путями развенчивается и миф о свободной демократической стране Америке, а на деле — стране пидорасов и гомофобов. Забавно, что американская публика и критики простили чужеземецу Энгу Ли столь вольное обращение с "классическим национальным матерьялом" — жанром "вестерн", вообще слабо поддающемся ревизии, но не смогли простить то же самое вольное обращение Оливеру Стоуну, снявшего двумя годами раньше многомиллионный байопик "Александр" и превратившего македонского полководца в слащавого пидорка с томными глазами и бегающим взглядом. Как обычно Америка не прощает себе грехов других цивилизаций, пусть давно уже сгинувших, но прощает себе грехи мира своего.

Вернемся к "Горбатой горе". Практически каждая сцена фильма держит в напряжении, притом, что, казалось бы, в них ничего особенного не происходит. Например, рождественский ужин в кругу семьи: старый деспотичный янки-дудл, отец жены Джека, пытается унизить "мистера Родео" перед всем семейством: включает телек с футбольным матчем, когда тот его выключает, режет индейку, отнимая нож и говоря, что "это дело для "взрослых мальчиков", и т.д. В кадре моментально создается напряжение, когда мимоходом показывается застывшая в вечно тупом онемении супруга старца, а потом грузная фигура и самого старца, с омерзительным покряхтываньем режущего индейку, в то время как сын Джека с молчаливым злорадным азартом смотрит в экран, ожидая, кто же победит, дедушка, папа или любимая футбольная команда. Буквально в несколько секунд обрисовывается конфликт, а из таких локальных конфликтов строится весь фильм и, естественно, чем дальше, тем больше фильм захватывает. Сельская рутинная жизнь буквально оживает, и чувствуется во всем этом действе рука режиссера-мастера. Все персонажи настолько четко прописаны, настолько выглядят достоверно (тут, конечно, Хит Леджер и Джейк Джилленхаал меня просто потрясли), что, скажем, "знаменитая" сцена с пьяным перепихом в палатке выглядит безо всяких голых хуёв в кадре откровеннее любой порнографии и бьет по нервам посильнее самого страшного J-хоррора.

Как и любая жизнь, жизнь персонажей фильма по большей части печальна, и тут нет особого смещения акцентов: не слишком много радости от бытия имели наши геи-герои-ковбои ни до того, как стали педерастами, ни после; точно такое же мелкорадостное существование влачат и окружающие их люди. Но есть один очень важный момент: Эннис и Джек крайне тяготятся своей связью. Особенно Эннис, с детства зарубивший на носу, что пидарастия — это плохо. В этом плане Эннис гораздо более социален, чем Джек. Поэтому в то время как Джек, мучаясь, топит свою неразделенную месяцами порочную страсть в объятиях мексиканских проституток-пидарасов, Эннис швыряет свое либидо на плаху титанически упорного физического труда и пытается отсрочить встречи с Джеком на как можно больший срок. Такой эскапизм приводит его к натуральному отшельничеству, он замыкается в себе, теряет семью, в то время как у Джека хотя бы остается подобие оной, и, в общем, превращается в тихого социопата как раз вместо того, чтобы удержаться в социуме.

Очень убедительным выглядит финал. Когда Джек нелепо погибает, Энниса одновременно охватывают и горе, и облегчение — то есть он испытывают чувства, подобные тем, что испытала семья жука Грегора в финале рассказа Кафки "Превращение". К Эннису приезжает дочь и говорит, что собирается выйти замуж, приглашает его на свадьбу. Эннис, к тому времени потерявший интерес ко всему и живущий на грани нищеты в галимом вагончике (в платяном шкафу размещен персональный иконостас Джейка — курточка с его запахом и фотография) сперва по привычке начинает отнекиваться, придумывая на ходу причины, почему не может прийти — типа, работа, и все такое. Но потом словно бы прозревает. Его лицо расцветает улыбкой, он идет в холодильник за бутылкой виски, говорит тост и удивляется диву дивному: его дочь, оказывается, уже стала взрослой и выходит замуж! Жизнь продолжается! И не так уж важно, что потом жизнь дочери превратится в смертную тоску и трясину. Пока она молода, пока есть какой-то движняк, значит, еще счастлива. И, кстати, еще есть время начать жить самому, — и он с радостью принимает приглашение дочери…

(08.10.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: