Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Туманность Андромеды (1967)


Туманность Андромеды
Средняя оценка: оценка: 2.5
1967. СССР. 77 минут.
Жанр: фантастика / экранизация.

Режиссер: Евгений Шерстобитов.
Сценарий: Владимир Дмитриевский, Евгений Шерстобитов (по одноименному роману Ивана Ефремова),
Оператор: Николай Журавлев,
Композитор: Яков Лапинский.

В главных ролях: Сергей Столяров, Николай Крюков, Вия Артмане.
В ролях: Татьяна Волошина, Ладо Цхвариашвили, Александр Гай, Роман Хомятов, Людмила Чурсина.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Послание шестидесятников трехсотого столетия шестидесятникам двадцатого столетия

Туманность Андромеды оценка: 2.5

Часто ругают фильм за "пафосность". Дескать, фильм пафосный, значит, плохой. Но, ребята, если вы не смотрели "Туманность Андромеды", то вы не знаете, что такое настоящий, ядреный пафос в кино. Настоящий пафос находится за гранью добра и зла. Это просто что-то нереальное. Фантастическое. Настоящий фантастический фильм, сделанный в жанре утопии, обязан быть пафосным. С первых минут зритель попадает под влияние гипнотического закадрового голоса, вещающего, что то, что вы сейчас увидите, дадено непосредственно вам потомками (судя по уверенной, авторитетной интонации, бесконечно продвинувшимися в эволюционном развитии). Экранизация романа Ивана Ефремова не охватывает по масштабу всей книги (типа должны были отснять продолжение), но и то, что мы имеем, в общем, отражает в какой-то степени замысел писателя. Действие происходит в далеком будущем, когда на Земле наступил давно коммунизм, все люди синхронно мыслят, не чувствуя при этом ни ущербности, ни потери индивидуальности, и активно действуют на благо общества. Даже более того, вступили в "братство кольца", объединяющего в себе инопланетные цивилизации высокого уровня. Заинтересовывает в этой утопической концепции отстутствие у человека будущего рефлексии (или, во всяком случае, человек будущего ведет успешную борьбу с ней). Разговаривают люди лаконичными лозунгами. Иногда это похоже на героический балаган, учитывая то, что в фильме снимались известные артисты (например, капитана звездолета "Тантра", в которого влюблена юная звездолетчица, играет ветеран советского кино Николай Крюков). Минус заключается в том, что в фильме нет истории этого впечатляющего мира, и нет его широкой панорамы.

В русской википедии в статье про "Туманность Андромеды" высказано мнение, что знаменитый "Чужой" был снят под влиянием "Туманности Андромеды": неизвестная планета, инопланетный корабль, погубленный местной формой жизни, кома, в которую впадает землянин после встречи с этой формой. Но навряд ли. В таком случае, можно сказать, что Иван Ефремов позаимствовал идею у Альфреда Ван Вогта, который, кстати, судился с создателями "Чужого" за плагиат, или вообще у Джона Кэмпбелла, по рассказу которого был снят фильм "Нечто". Всё это вилами по воде писано и бабушка надвое сказала. Потому что известно каждому: в жанре фантастики космос может нести либо ужас, либо радость (у Ефремова самый разумный вариант: космос несет и то, и другое). А вот вариации внутри каждого из двух случаев незначительные. Дикость, животность и нечеловеческая жестокость против продвинутого вселенского разума. Есть и третий случай: мол, в космосе вообще нет нихуя, и всё крутится вокруг земли, точнее говоря, человечества (антропоцентризм). Но третий случай уже не имеет отношения к научной фантастике.

Спецэффекты "Туманности Андромеды" не выглядят прогрессивными, но они второстепенны по сравнению с фантастическим поведением персонажей. Достаточно пугающим, кстати, — это как если бы экранизировали "Мы" Замятина, при этом исказив основополагающую идею книги, сделав фильм оптимистичным.

Мне понравилось музыкальное сопровождение (композитор — Яков Лапинский). Резкая, отрывистая музыка. Не архаичная, но и не футуристическая. Странная какая-то, как и сам фильм. Тремя годами ранее Лапинский написал ораторию "В космос!". Вот интересно было бы ее послушать. А фильм смотреть не очень интересно. Он безнадежно устарел, это факт.

(10.04.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: