Режиссер:
Андрей Ермаш. Сценарий: Андрей Ермаш, Валентин Ежов (по одноименному роману Сергея Павлова), Оператор: Наум Ардашников, Композитор: Эдуард Артемьев.
В главных ролях: Владимир Гостюхин, Василий Ливанов, Юрий Соломин. В ролях: Игорь Старыгин, Владимир Кенигсон, Георгий Тараторкин, Наталья Сайко.
Экранизация первой части романа Сергея Павлова "Лунная радуга" — "Черный след". В разных уголках Земли обнаружены загадочные "черные следы". Их оставляют косморазведчики, которые на далекой планете в "долине огненных змей" обрели сверхестественные способности. Международное управление космической безопасности и правопорядка, справедливо посчитав оставление черных следов где попало непорядком, формирует специальную оперативную группу "Черный след". А возглавляет ее ты не поверишь! иностранный специалист, сыгранный Василием Ливановым. Трубку в зубы, конечно, ему не вставили, чтобы не было слишком явного сходства c персонажем Конан Дойля (к тому же, если верить группе НОМ, в будущем люди перейдут на жидкий табак), и даже наоборот, наклеили усы, но от метода дедукции он не отказался. Причем применяет его, не покидая пределов собственной норы. То есть, мы смотрим классический детектив, обряженный в серебристый костюмчег фантастики.
События фильма разворачиваются не слишком нелинейно. Оперативники сидят в кабинете и потихоньку раскрывают историю, с чего все это началось. Они созваниваются с участниками тех давних событий, как непосредственными, так и очевидцами. Главный вопрос такой: к чему все это может привести? Второй вопрос такой: что делать с людьми, оставляющими черные кляксы на окружающих предметах? Люди это вообще, или как? Может, их лучше того? Спойлер: ни на один из этих этот вопросов зритель не получит ответ. Но — задумается. Этот животрепещущий вопрос о трансформации человека, переходе его на принципиально другой уровень, который несомненно состоится, звучит в унисон с вопросами, задаваемыми Стругацкими в поздних романах из цикла "Мир полудня", например, в "Жуке в муравейнике". Страх перед непонятными "человекоподобными", и, соответственно, стремительно меняющимся на твоих глазах миром эпохи НТР, объединяет "Лунную радугу" и с другим фантастическим детективом — "Бегущим по лезвию" Ридли Скотта. Но здесь даже лучше не сравнивать, потому что жанр "кинофантастика" таков, что слишком многое в нем упирается в форму и техническое оснащение, что, безусловно, является логичным и закономерным фактом. И тут пиздец. Оба фильма вышли примерно в одно время, но "Лунная радуга" снята предельно убого, как, впрочем, любая советская космическая фантастика 70-80-х годов, которая зиждется, в основном, на энтузиазме и фантазии постановщиков. А вот изобретательности и фантазии Ермашу, мягко говоря, не хватает.
Андрей Ермаш снял фильм, когда ему было 27 лет. Меня заинтриговал вопрос, как молодой режиссер смог заполучить а) бюджет; б) добро на съемки фильма в непопулярном как тогда, так и тем более сейчас, жанре научной фантастики; в) Эдуарда Артемьева в качестве композитора; г) известных актеров;
Выяснилось, что Андрей — сын тогдашнего председателя Государственного комитета СССР по кинематографии Филиппа Ермаша. В частности, писатель Виктор Доценко в своей автобиографической книги жалуется, что Андрей переступил ему дорогу (вместо дебюта Доценко состоялся дебют Ермаша). Через несколько лет Ермаш экранизировал "Конец вечности" Айзека Азимова, после чего, собственно, где-то растворился. Может, в той самой вечности. Во всяком случае, его следы теряются. Ну, оно и понятно, что после 91 года трудно было выбить бюджет не только на фантастику, но и вообще хоть на что-то, даже если ты — сын бывшего председателя Госкино (Ф.Т.Ермаш покинул пост в 1986 году). К тому же, судя по всему, ничего, кроме фантастики, Ермаша и не интересует…