Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Феномен / Phenomena (1985)


Феномен
Средняя оценка: оценка: 4
1985. Италия. 82 минуты.
Жанр: триллер / ужасы / фантастика.

Режиссер: Дарио Ардженто.
Сценарий — Дарио Ардженто по рассказу Франко Феррини,
оператор — Романо Албани,
музыка — Goblins, Саймон Босвелл, Билл Уаймэн, Клаудио Симонетти и др.

В главных ролях: Дженнифер Коннелли, Дария Николоди, Дональд Плезенс.
В ролях: Федерика Мастрояни, Патрик Буше, Фиоре Ардженто, Мишель Соави и др.

Интересные факты о фильме:

- фильм был снят на английском и затем дублирован для итальянского проката.

Версия для печати

Мор: Девушка, мотыльки и трупы

Феномен оценка: 4

Некоторые писатели предпочитают не разбрасываться идеями — если в момент работы над текущей книгой им в голову приходят все новые и новые фишки, они откладывают их для будущего. То же происходит и со многими режиссерами. Но есть люди, которые могут позволить себе не играть в творческую экономию и быть щедрыми.

"Феномен" — это крайне богатый в плане разнообразных выдумок и особенностей фильм Ардженто, за счет этого неоднородный, но очень интересный. Многие посчитали его бледным переложением "Суспирии" на новый лад — и действительно, общая канва фильмов частично совпадает (девушка в частной школе в чужой стране), однако на этом сходство заканчивается и начинаются крайне приятные отличия. "Феномен" лишен классического поведения жертвы, изобилие поворотов и отсутствие неубедительной, затянутой мистической истории тоже играют на руку этой работе.

Юная красавица (Дженнифер Коннелли) приезжает в частную школу в городе, недалеко от которого периодически пропадают туристы. У нее есть дар — она понимает насекомых, которые приползают и прилетают на ее зов и никогда не кусают девушку. На этом странности не заканчиваются — героиня страдает лунатизмом и ходит по ночам. Все это не остается незамеченными, поэтому единственным другом Дженнифер становится ученый-инвалид, живущий с обезьяной и определяющий стадии разложения трупа (а следовательно — срок убийства) по количеству и видам живущих в нем насекомых. Вместе они планируют раскрыть загадку жестокой гибели туристов. По-моему, любой части из перечисленных достаточно для того, чтобы сделать полноценное кино. Но Ардженто не только берет все описанное скопом, но вдобавок еще и оригинально смешивает киножанры.

Во-первых, здесь прекрасна Дженнифер и прекрасно то, что она управляет мухами, бабочками и червяками. Это выглядит волшебно. Почему-то о насекомых в фильмах обыкновенно задумываются только как о средстве напугать. Мухи словно покоряются ее красоте, а в эпизоде в гостиной, когда студентки начинают травить героиню, она и вовсе похожа на Воспламеняющую взглядом. За Красавицей стоит бесформенное, сложенное из многих маленьких туловищ Чудовище, и именно ей предстоит победить другого монстра. Во-вторых, тут постоянно меняется акцент. Только ты настроился на мистику, начинается детектив, затем фэнтези, триллер, фильм ужасов, а завершается история гротескной кодой. Вот сцена лунатизма — хоррор, вот ночной колледж-замок — готика, вот девушку сбили — запахло слэшером, вот она ходит по комнате исследователя — начался детектив, вот героиня следует за мотыльком к неприятной находке — сказка, вот разговор по телефону — драма. Постоянные развороты и развитие не дают почувствовать себя самоуверенно, ты вынужден полагаться на задаваемые автором ориентиры, прекращая заниматься ненужными предсказаниями. Ощущение потерянности в фильме и полнейшей некомпетентности в пространстве чужой фантазии очень приятно. Помимо этого Ардженто мастерски нагнетает напряжение, вводя все новые и новые факторы риска. Причем каждый раз, когда он дает фальшивый намек на убийцу, а затем развеивает подозрения, ты до конца не расслабляешься. Кто знает, может они тут все убийцы. По крайней мере, выглядят подозрительно.

Можно рассматривать "Феномен" как сказку с психоаналитическим подтекстом в духе "Черной луны" Маля. Особенно интересен в этом отношении момент с закрытыми зеркалами, закупоривающими выход злу. Стоит деве открыть загадку, как на свет выходит монстр, — теперь, когда в его глаза заглянули, таиться поздно. В сцене, где на героиню надевают аппарат для томографии, Коннелли выглядит такой непокорной, хрупкой, но несгибаемой, желанной, что это вызывает настоящий киноманский экстаз. Николоди в роли помощника героини превосходно преображается, но такая сильная концентрация ужаса перестает восприниматься всерьез. Самое интересное, что героиня Коннелли постоянно окружена сферой собственной Вселенной, которая проламывается только в критических ситуациях. Ей ничего не стоит заглянуть в пустой дом в поисках трупа, ее ведет чистое, совершенное любопытство. Вынырнув из заполненной разлагающимися телами ванны, она очень быстро обретает потерянное спокойствие. Все это происходит потому, что она не принадлежит миру, где возможны подобные страшные вещи. Она словно странствует, а не живет в нем. Единственный скачок появляется в тот момент, когда ее нормальность подвергается окружающими сомнению. Из уверенной в себе девушки, обладающей силой, окружающие стараются превратить ее в несносного убегающего ребенка, и это иллюстрирует еще один страх — страх по формированию не только личности, но и ее смысла, места в обществе этим самым обществом. Даже не обществом, а общностями.

Резюме же простое: "Феномен" замечательный, многообразный, приковывающий к экрану, его нужно обязательно смотреть. Черви, молодая Дженнифер Коннелли и красочная нервозность Ардженто (классическая сцена с девушкой, проламывающей головой стекло прилагается). Множество разнообразных страхов и красивых виньеток в рамках одного фильма ужасов — это по нашим временам весьма круто.

(25.04.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: