Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Неуместный человек / Den Brysomme Mannen (2006)


Неуместный человек
Средняя оценка: оценка: 4
2006. Исландия / Норвегия. 95 минут.
Жанр: драма / фантастика.

Режиссер: Йенс Лиен.
Сценарий Пер Шрайнер,
оператор Йон Кристиан Розенлунд,
монтаж Видар Флатаукан,
оригинальная музыка Джиндж Анвик,
саундтрек Эдвард Григ, Жорж Делерю, Герхард Треде,
продюсер Юрген Сторм Розенберг.

В главных ролях: Тронд Фауза Аурвааг.
В ролях: Петронелла Баркер, Пер Шаанинг, Биргитта Ларсен и др..

Награды:
2007 — награда индивидуального духа (Йенс Лиен) — Cinequest San Jose Film Festival; специальное упоминание — International Fantasy Film Award (Fantasporto); Гран-при, International Critics Award, SCI FI Jury Award, Гран-при юношеского жюри (всё — Лиен) — Gérardmer Film Festival
2006 — лучший актер, лучший режиссер, лучший сценарий — Аманда (Норвегия); награда ACID — Каннский МКФ.

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Пройти по Биврёсту

Неуместный человек оценка: 4

Ух ты. И в Норвегии умеют снимать отличные фильмы, оказывается.

В "Неуместном человеке" изображено загробное царство. Тут, в отличие от вышедшего в том же году "Призрака в законе", а также "Битлджюса", есть о чем говорить.

Это некий скандинавский загробный мир, который явно не совпадает с христианским. Видимо, предполагается, что это рай. Ключевой идеей является представление о рае как о таком месте, в котором мертвые занимаются тем же делом, что и при жизни.

Потому что предполагается, видимо, что люди живут полной жизнью и занимаются тем, чем им нравится, а не всякой хуйней. Поэтому и умерев, ты будешь заниматься тем, что тебе нравится — и это счастье. Вот викинги-воины, например, получали кайф от битв, и, попадая после смерти в Вальхаллу, продолжали там рубиться (и до сих пор рубятся!) Поэтому скандинавские боги, создавая рай для офисных клерков, видимо, думали, что им нравится ходить в офис, и сделали для них специальный офисный рай, в котором все как на Земле в Мидгарде, только еще лучше. Добрые начальники, щедрые подъемные, дружелюбные сослуживцы и доступные женщины.

Боги не виноваты. Более того, они правы. Они же создавали людей свободными. Если ты ходишь работать в присутствие, это твой выбор, думают боги.

Очень плодотворная идея, кстати.

Название четко напоминает сразу и "Человека бунтующего" и "Постороннего" — и тем самым оно неудачно. Режиссер действительно идет в русле экзистенциализма, но отсылки к Камю — это уж слишком претенциозно.

Первый же кадр фильма (тот, что до титров) хорош, а дальнейшие просто сулят шедевр. Уже не оторваться. Мрачный исландский пейзаж, заброшенное строение (наверно, автозаправка), толстенький человечек совершает странные действия, приходит автобус, привозящий единственного пассажира, тот стоит посреди безлюдного мрачного пейзажа, автобус уезжает, толстенький человечек совершает странные действия, единственный пассажир зарос бородой, толстенький человечек увозит единственного пассажира. Пустота, тишина.

И вот этот чувак, короче, попадает в тот рай и сразу получает место бухгалтера, но в земной жизни он, видимо, был не свободен — это я заключаю из того, что в раю ему не очень-то нравится. Это все потому, что офисные работники в изображении Лиена какие-то андроиды наподобие Грызлова, готовые удовлетворяться симулякрами реальности — еда здесь лишена спорины (фойсона), женщины дают всем, но без страсти, и т.д. То, что андроиду хорошо, нормальному человеку — смерть. Вернее, симулякр смерти, потому что и смерти тут нет. Нормальный человек тут неуместен, отсюда и название.

Ну и, в общем, все там происходит в таком кафкианско-гоголевском ключе, какая-то интрижка, и все довольно мрачно, уместно будет, наверно, вспомнить и Гамсуна. Отличный саундтрек: Григ, Делерю. Я раньше не замечал, что у Грига мрачная музыка.

Ну и дальше там события довольно предсказуемо развиваются, какая-то щель, подозрительно похожая на вагину, в другой мир, откуда доносятся детские голоса. Они ее расковыривают и т.д. Все рассказывать я не буду, но особо неожиданных сюжетных ходов тут нет. Бунт неуместного человека какой-то пассивный, что хорошо согласуется с тем, что и при жизни этот Неуместный был человеком безвольным.

Фильм снят очень просто. Но эффективно. По сути, это адаптированный роман. Например, жена говорит мужу, что их звали кататься на картинге — и следующий кадр — ревущие и ездящие машинки, и голова мужа в шлеме, торчащая из ездящей машинки. И так все сделано.

Еще одна особенность фильма — его избыточность фильма, от которой создается впечатление реальности изображаемого. Та же самая сцена с картингом абсолютно не нужна. Или, скажем, главный герой через офисное стекло разговаривает с добрым шефом, затем камера фиксируется на его переживаниях, но успевает захватить полуоборот шефа и начало его разговора с кем-то в коридоре, совсем за кадром. Такая избыточность — далеко не во всех фильмах. В большинстве режиссеры показывают только то, что нужно для развития действия.

Работа оператора, кстати, отличная. Все кадры выстроены.

Информация, которая пригодится при просмотре: скандинавский ад — Нифльхейм — состоит изо льда и тумана.

Фильм — с идеей, почти агитка, но агитирует за правильные вещи. Неуместный человек — везде неуместный, подозреваю, хочет сказать режиссер. Типа, будьте свободными, живите так, как хотите, а то и после смерти будете страдать. Ну, и чтоб не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы.

Это очень благородная идея, и, понятно, правильная. Плохо то, что загробный мир получился уж очень страшным. Чрезмерно. Как-то Лиен перестарался, что ли, таких ужасов понапоказывал, что уж и не боишься. Чуть-чуть переборщил. Хотя и не так бывает, конечно. Чтоб стать шедевром, фильму не хватает именно правдоподобия и чувства меры.

Но тут очень тонкая грань, неудивительно, что Лиену чуть-чуть не хватило. Удивительно, что настолько хорошо получилось, с такой-то темой. Пройти по Биврёсту и не свалиться очень сложно, это могут сделать только люди, отмеченные асами, и потребители конфеток "Скиттлс".

Скиттлс! Не кисни! На радуге зависни!

(19.05.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: