Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Зелиг / Zelig (1983)


Зелиг
Средняя оценка: оценка: 4.5
1983. США. 79 минут.
Жанр: псевдодокументальный.

Режиссер: Вуди Аллен.
Сценарий Вуди Аллен,
оператор Гордон Уиллис,
монтаж Сьюзан Э. Морс,
композитор Дик Хаймэн,
продюсер Роберт Гринхат.

В главных ролях: Вуди Аллен, Миа Фарроу.
В ролях: Джон Бакуолтер, Патрик Хорган, Элис Бирдсли и др..

Награды:
1984 — Лучший неевропейский фильм — Bodil; лучший иностранный актер (Аллен) — Давид; лучшая актриса второго плана (Фарроу) — награда круга кинокритиков Канзас-Сити; лучший оператор — награда круга кинокритиков Нью-Йорка
1983 — награда Пазинетти — Венецианский МКФ.

Интересные факты о фильме:

  • В фильме в качестве камео задействованы Сьюзен Зонтаг, Сол Беллоу, Ирвинг Хоу, Бруно Беттельгейм, Ада "Бриктоп" Смит, Джон Мортон Блюм. Это все довольно известные люди, кроме, пожалуй, Бриктоп. Их всех без исключения можно найти в википедии, не русской, так английской точно. Аллен хотел позвать еще Грету Гарбо, но чего-то не вышло.
  • Использована также старая кинохроника с известными персонажами 1920-х гг. Чарли Чаплиным, Чарльзом Линдбергом, Аль Капоне, Вильямом Херстом, Мэрион Дэйвис, Жозефиной Бейкер, Фанни Брайс, Гитлером, Геббельсом, Герингом, Джеймсом Кэгни, Джимми Уолкером, Лу Геригом (знаменитый бейсболист), Бейбом Рутом (другой знаменитый бейсболист), Бобби Джонсом (гольфист) и пр.
  • Использована аутентичная музыка 1920-х гг.; кроме того, Дик Хаймэн написал несколько песен про хамелеона в этом стиле.
  • Фильм собрал в США $11 798 616, в т.ч. $60 119 в первый уик-энд показа.
  • Оператор использовал старые линзы, кинокамеры, звуковое и осветительное сопровождение. Более того, он топтал пленку ногами, чтоб состарить ея.
  • Со всеми этими делами, пока Аллен готовил этот фильм, он успел поработать над еще двумя: "Сексуальная комедия в летнюю ночь" и "Бродвей Дэнни Роуз".
  • В 2007 г. итальянские психиатры во главе в Джованни Кончильей обнаружили редкостное нарушение мозговой деятельности, жертвы которого ведут себя так же, как заглавный герой этого фильма (с психологической, но не физической точки зрения). Они предложили назвать это нарушение "синдромом Зелига". Этот эффект используется, кстати, в пятой серии четвертого сезона "Доктора Хауса", известного телесериала (или 75-й серии с начала).

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): О вялой борьбе настоящего конформиста с самим собой-2, или О внутреннем противоречии конформизма

оценка: 4.5

Фильм, как и "Конформист" Бертолуччи, собственно, о конформизме. Чтоб сократить себе труд, буду сравнивать эти фильмы, обильно уснащать рецензию автоцитатами из рецензии на тот фильм и т.д. А что делать! Лень — двигатель прогресса. А конформизм — нет.

Для начала мысль-таки собственная, то есть индуцированная "Конформистом" только опосредованно. Мысль очень важна: на качество фильма очень часто влияет не собственно степень таланта режиссера или автора сценария, а соотношение их талантливости. То есть: хуже всего, когда автор сценария или книги, по которой снят фильм, талантливее режиссера. Тогда получаем поделки типа "Страны приливов", при том что Гиллиам, вообще-то, довольно талантлив. Просто книга, судя по всему, лучше. Если режиссер талантливее автора сценария, как правило, получаются средние фильмы типа того же "Конформиста". Шедевры получаются, если имеется полное совпадение автора сценария и режиссера; легче всего этого добиться, если это одно и то же лицо.

Вуди Аллен сам написал сценарий к своему мокьюментари про конформиста. И попал в точку. В точку попал Вуди Аллен!

По большому счету этот фильм хорош двумя вещами:

Первое. Аллен берет тему конформизма и разрабатывает ее до конца, то есть рассказывает не про простого конформиста, а про абсолютного. Буквально — про человека-хамелеона. При доведении некоего понятия до абсурда внутренние противоречия, присущие этому явлению, обнажаются и становятся очевидными. Это известный способ проверять правильность своих суждений; в математике ему соответствует рассмотрение тривиальных случаев. Внутреннее противоречие конформизма уже было мной сформулировано в рецензии на фильм "Конформист":

Абсолютный конформист — это, в некотором отношении, яростнейший индивидуалист. Большинство людей хотят отличаться от прочих, а конформист ни в чем отличаться от большинства не хочет и тем самым от него (большинства) и отличается. Что доказывает невозможность существования абсолютного конформиста, или возможность его существования только при условии, что он умеет примирять внутри себя две противоречивые концепции. Что возможно в тоталитарном государстве. "Война это мир", например, или "Свобода это рабство" — известные лозунги из "1984" Дж. Оруэлла.
Это некоторая разновидность парадокса лжеца. В рассматриваемом фильме есть сцена, в которой этот парадокс также выражен в явной форме. Постарайтесь понять, что тут написано:
Зелиг, человек-хамелеон, обретающий личность того, с кем он рядом (то есть буквально: меняет цвет кожи, волосяной покров и разрез глаз), общается с психиатром, который притворяется Зелигом, т.е. говорит о том, что он хочет быть как все, что он меняется рядом с ними и т.д. У Зелига происходит когнитивный диссонанс: с одной стороны, он не хочет быть собой, а хочет быть этим психиатром, с другой стороны, психиатр является Зелигом, и поэтому Зелигу приходится быть собой. Получается противоречие.
Конформизм доведен до абсолюта, после которого начинается излечение. Зелиг достиг некоторого дна, откуда путь только вверх. Кстати, Вуди Аллен замечательно здесь сыграл этот когнитивный диссонанс, очень здорово.

Если продолжать автоцитирование, кстати, то не приходится удивляться, что абсолютный конформист Зелиг (еврей!) в своих скитаниях по миру лучше всего устроился у нацистов:
Тоталитаризму … сопутствует всеобщее желание быть как все, при этом как-то осознавая свою индивидуальность.
Зелиг — человек-хамелеон в демократическом обществе, в котором, как мы видим, хамелеонство невозможно (с другой стороны, общество, лишая его этого хамелеонства, лишает его индивидуальности, то есть навязывает ему свое представление об индивидуальности). Аллен и показывает путь от хамелеонского состояния к "нормальному" и обратно (я не скажу об окончательной судьбе Зелига, ибо это будет спойлер), причем, как мне кажется, более сочувствует нормальному состоянию. Кстати, в какой-то момент фильм начинает походить на "Цветы для Элджернона"* — отсюда видно, что и мне не удалось стать полностью толерантным и оставить Зелига без личности. Нет, я тоже был за то, чтоб он "излечился". Хотя это, повторяю, вопрос сложный: излечился, не излечился...

Вторая отличная вещь касательно этого фильма — то, что Аллен строит здесь свой мир, который встраивается в уже существующий. Для достоверности используется архив, искусственное состаривание, монтаж, пишется несколько песен в стиле (прекрасных, кстати, песен), но все это не сработало бы, если б была неплодотворна идея. Идея здесь суперплодотворная, конечно. Ну, и форма выражения полностью конгениальна ей.

Почему мне понравились эти две вещи — да потому что это и мои любимые мотивы. Ср., для примера, "Лифт в Билефельде". У Аллена, конечно, все круче и проработаннее, не претендую.

Много тонких смешных шуток; некоторых, наверно, я не заметил, настолько они тонки; это, впрочем, плохо говорит обо мне, а не о фильме, потому что замеченные шутки отличные, и даже пре. Ну, глупо там говорить про работу съемочной бригады — не зря этот фильм номинировался и награждался в совершенно разных категориях — типа, лучший фильм, лучшая актриса второго плана, лучший оператор и т.д.

И еще одна особенность — после просмотра хочется посмотреть и другие фильмы режиссера. И вообще — смотреть фильмы. Такое редко бывает. Еще один своеобразный знак качества.

______________
* Оказывается, по Кизу в 1968 г. был снят фильм "Чарли", за исполнение главной роди в котором Клифф Робертсон даже получил "Оскара". В принципе, представляю, конечно, как из данного конкретного отличного рассказа можно сваять мелодрамку. Но вообще есть книги, принципиально не поддающиеся экранизации. Мне кажется, "Цветы для Элджернона" — одна из них.

(30.06.2008)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Из людей Х

оценка: 5

"Зелиг" стоит особняком в карьере Вуди Аллена. Остроумнейшая комедия-"мокьюментари", изобретательно снятая опытным Гордоном Уиллисом, великим оператором, который доказал умение блестяще воссоздавать эпоху еще в "Крестном отце" Копполы.

"Зелиг" — нарезка из псевдокинохроники 20-30-х годов и псевдотелевизионных авторитетных выступлений культовых персон вроде киноведа и публициста Сьюзен Зонтаг, австрийского психоаналитика Бруно Беттельхайма и других. В центре "исследования" — ныне "позабытый" человек-хамелеон Зелиг, чья удивительная способность превращаться в любого из присутствующих лиц как внешне, так и внутренне, была вынесена на передовицы газет.

Вуди Аллен, естественно, играет этого самого Зелига, чувака, который хотел всем нравиться. Перед нами, по идее, герой комикса, точнее говоря, антикомикса. Он обладает суперспособностями. И такими способностями его наделил страх перед обществом.

Психолог доктор Юдора, которую сыграла Миа Фэрроу, пытается вытащить наружу личность Зелига, потерянную на задворках сознания, которое постоянно меняется под давлением внешних обстоятельств. Вылечить Зелига довольно затруднительно, поскольку срабатывает защитный механизм, и он начинает копировать саму Юдору, то есть, Зелиг превращается в врача-психиатра.

Сложно представить фильмы Вуди Аллена, в которых не было бы отношений между мужчиной и женщиной. Вот и здесь Юдора влюбляется в удивительного Зелига. В фильме начинает звучать трагический мотив: как только у человека налаживается личная жизнь, крепнет его самосознание и самооценка, общество предпринимает усилия, чтобы всё разрушить. Всенародная слава и всеобщий интерес как бы выкупают личное счастье человека. Еще Аристотель заметил, что "человек есть общественное животное". Так что если выбирать, кем из животных быть, то лучше всего — хамелеоном… А уникальность Зелига заключается в том, что подобно греческим героям из трактата "Государство" Платона, он может выбрать "Я-животное" по собственной воле. Но на самом деле, Зелиг даже круче. Ибо греческие герои выбирали себе личину, находясь в послесмертии, а Зелиг, живя в эпоху безверия, подбирает личину по вкусу в риал-тайме.

(01.07.2008)

Версия для печати


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Зелиг"

оценка: 4.5

Если вы смотрели когда-нибудь по телевизору передачи-исследования о жизни замечательных людей, вы легко сможете представить фильм "Зелиг". Повествование о Зелиге ведется от третьего лица на фоне черно-белой хроники и перемежается интервью с дожившими до наших дней участниками описываемых событий. Иногда в качестве иллюстраций используются эпизоды из старого черно-белого художественного фильма, снятого о жизни Зелига, скажем, студией Селзника.

Судьба Зелига — удивительна. В детстве, желая не опозорится перед человеком, спросившим, читал ли Зелиг "Моби Дика", Зелиг впервые лжет. Тогда же он понимает: говоря людям то, что они желают услышать, ты им понравишься. Эта маниакальная идея — нравиться — так захватывает всё существо Зелига, что он становится не только ловким притворщиком, но даже способен менять внешность, превращаясь в подобие своего собеседника. Пожимая руки раввинам, Зелиг обрастает бородой и пейсами. Стоя среди негритянского бэнда, Зелиг темнеет кожей и приобретает негроидные черты. У него вырастает орлиный нос и гордый подбородок, когда он встречается с индейским вождем, и огромный живот, когда его знакомят с толстяком. Зелига отлавливают и начинают исследовать (см.хронику). Он становится всемирно известен под именем Человек-Хамелеон, про него сочиняют и танцуют модные чарльстоны, за его жизнью следят многочисленные поклонники и очкастая доктор Юдора Флетчер.

Множество приключений предстоит пережить феноменальному Зелигу на пути к счастью. Приём, на котором Вуди Ален создал целый фильм — использовать в качестве декораций натуральную хронику, ловко примешав к ней откровенную фальсификацию — я видела только в фильме "Форрест Гамп". Если бы мне прежде просмотра "Зелига" довелось услышать об особенности этого фильма, боюсь, я не стала бы его смотреть, опасаясь однообразного укачивания. И напрасно. Не перестаю убеждаться, что Ирония Вуди Алена отличается от вообще иронии как клятва от простого "да". Гениальный, легкий, игровой, нюансовый юмор, полный прелестных намеков — это никого не утомит. Качество игры и монтажа — потрясающее. К стыду своему, я временами не могла отличить вымысел от исторической реальности, да и сейчас не могу поручиться, что различила верно. Достоверность игры Миа Ферроу иррациональная — мне хотелось крикнуть ей "изыди, анахронизм", и мучила ревность — зачем эта страшила доктор стала такой популярной?

Боюсь, мне не представить оценку для этого фильма. Арабские цифры не подойдут, это должен быть какой-нибудь необыкновенный иероглиф. Но раз таковых мне на выбор не предоставили...

(01.07.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: