Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Кафка / Kafka (1991)


Кафка
Средняя оценка: оценка: 4
1991. США / Франция. 98 минут.
Жанр: детектив / триллер / фантастика.

Режиссер: Стивен Содерберг.
Сценарий Лем Доббз,
оператор Уолт Ллойд,
монтаж Стивен Содерберг,
композитор Клифф Мартинес,
продюсеры Гарри Бенн, Стюарт Корнфельд.

В главных ролях: Джереми Айронс.
В ролях: Йен Холм, Тереза Расселл, Джоэл Грей, Йерун Краббе, Алек Гиннес, Армин Мюллер-Шталь, Петр Якль и пр..

Награды:
1992 — лучшая операторская работа — Independent Spirit Award.

Смотри также: Франц Кафка / Фильмы по Кафке

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Удивительное попадание Содерберга в Кафку, или Спойлер к "Замку"

Кафка оценка: 4

Содерберг снял про Кафку фильм почти гениальный — и почти конгениальный творчеству самого Кафки; в отличие от многих произведений, в которых это "почти" трудно облечь в слова, здесь — можно.

И помог этому сам режиссер, сняв часть фильма на цветную пленку, часть — на черно-белую. Обе части хороши, но одна кафкианская, другая нет. Обо всем, впрочем, по порядку.

(Фильм хороший, поэтому о нем интересно писать; с отступлениями и всякими делами).

(Как и другой великий фильм о великом еврее — "Зелиг", также снятый на оба доступных нам сейчас вида пленки (Кстати, я пока не могу придумать третий вид пленки, помимо цветной и черно-белой — разве что выйти за пределы зрения; но понятно, что это не то, не то) (интересно, кстати: человек не воспринимает инфракрасное и ультрафиолетовое излучение; но воспринимает ли их кинопленка?))

Итак, благодаря длинному отступлению, я могу начать как бы сначала, при этом держа в голове, что читатель держит в голове информацию, полученную ранее.

Я начал смотреть "Кафку" с некоторой вполне понятной боязнью и одновременной надеждой. Говоря откровенно — с некоторым предубеждением. Но оно довольно быстро испарилось, следовательно — превратилось в непредубежденность. Удивительно, как это Содербергу удалось воссоздать т.н. "кафкианскую" атмосферу. Вербализировать не могу — бо не Кафка есмь, — но визуализация получилась.

А, да, и снималось это все на ч/б. Это важно, запомните на будущее.

По сути, единственное, что шедеврально в этом ч/б отрезке — атмосфэра. Остальное — как везде: большинство очень хорошо, кое-что хорошо, кое-что относительно плохо. Плохое в фильме — мискастинг, хорошее в мискастинге — то, что неправильный выбор коснулся только одной роли, плохое в этой ситуации — то, что роль эта главная. Главный герой ведет себя так, как никогда не повел бы себя Франц Генрихович, это ясно любому, кто хоть немного интересовался его биографией. То есть фантастика — не только в сюжетной канве, но и в характере героя, несмотря на разбросанные везде факты из жизни настоящего Кафки. Ну да и бог с ним. Будем считать, что это про какого-то другого Кафку. От личности писателя, в конце концов, можно абстрагироваться; но не от атмосфэры. Во многом созданной и операторской работой, кривые углы, вывернутые ракурсы; и музыкой.

В этой черно-белой части — некая тайна, абсурдные ситуации (типа того, что Кафку пытаются нанять копирайтером для революционеров), непонятные герои (типа двух близнецов, которые на самом деле не близнецы, а долбоебы, которые на самом деле не долбоебы, а зловещие злодеи; эти близнецы, кстати, встречаются еще где-то у настоящего Кафки, только я не помню, где).

Прикольные диалоги. Вроде бы разговор закончен, собеседники вроде бы замолчали, все, пока-пока — и хыть! Кто-то сказанул что-то довольно важное. Типа, Штирлиц знал, что запоминается всегда первое и последнее.

Реминисценций на Кафку тут полно. В частности, главный герой в какой-то момент пытается попасть в Замок; — и тут приходит время раскрыть тайну цветной и черно-белой пленки. Черно-белая — это все снаружи Замка. Цветная — это внутри него.

Тут, кстати, был незначительный спойлер: Кафка попал в Замок. Дальше будет спойлер более значительный (даже два), советую пропустить следующий цветной абзац.

И вот в замке на цветной пленке бодренький такой стимпанк, со зловещим ученым, непонятными аппаратами, улучшением человеческой природы, искусственными рабами и т.д. Тоже все отлично в своем стиле, люди бегают по мозгу, потом по глазу, потом опять зловещий доктор и его приспешники, ну и т.д. Прикольно, что зловещего доктора, выводящего расу сверхчеловеков, зовут доктор Мурнау.

И все это в своем роде неплохо, и даже отлично, но противоречит самому духу Кафки, так заботливо выстраиваемому предыдущий час или больше. И это довольно обидно. Все три романа Кафки не завершены; и принципиально не должны быть завершены, в этом их очарование; в них есть тайна, и читатель волен сам придумывать за Кафку (или мучаться от непонимания, как я мучался, например, пытаясь понять, что такое Великий Оклахомский Театр); думаю, что Кафка и сам не знал, чем заканчивается каждый из его романов; и это, по моему мнению, архиправильно. Если бы я узнал от кого-то, что такое Великий Оклахомский Театр, это был бы спойлер.

Цветной кусок — это как бы дописывание романа Кафки. Получился к нему некий спойлер. Тут пропадает атмосфэра, даже талант Содерберга ему как бы отказывает, как ни странно. И поделом! Не Дописывай Кафку, Сука! Сука!

Рецензия получилась как фильм — с некоторым мессиджем, со спойлером почти что в конце и с маленьким хвостиком. Я советовал не читать цветной спойлер; при просмотре фильма я точно так же настоятельно советую не смотреть цветной кусок.




(13.07.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: