Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Тёмный город / Dark City (1998)


Тёмный город
Средняя оценка: оценка: 5
1998. США / Австралия. 100 минут.
Жанр: нуар / триллер / фантастика.

Режиссер: Алекс Пройас.
Сценарий: Алекс Прояс, Лем Доббс, Дэвид Гойер,
Костюмы: Лиз Киох,
Грим: Боб МакКаррон, Лесли Вандервельт, Линн Уилер.

В главных ролях: Уильям Херт, Руфус Сьюэл, Дженнифер Коннели, Кифер Сазерленд.
В ролях: Ричард О'Брайен, Аян Ричардсон, Брюс Спенс, Колин Фрилз.

Награды:
1998 — Специальное упоминание за исключителую кинематографию — National Board of Review, USA

1999 — Лучший оригинальный сценарий — Алекс Прояс, Лем Доббс и Дэвид Гойер (Film Critics Circle of Australia Award, Bram Stoker Award)

1999 — Приз зрительских симпатий — Алекс Прояс (Brussels International Festival of Fantasy Film, Amsterdam Fantastic Film Festival)

1999 — Лучший фантастический фильм — Алекс Прояс (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA).

Интересные факты о фильме:

Студия настояла на включении в фильм стартового монолога, объясняющего предысторию, которого не было в сценарии. Сам Прояс считает его необязательным, и советует зрителям смотреть первые три минуты (до появления персонажа Сьюэла в ванне) без звука.

В начале фильме показывают кинотеатр, у которого на афише справа можно прочесть: "Coming Attractions, Book of Dreams" — это предыдущий фильм Алекса Прояса. В конце фильма на кинотеатре видно вывеску с рекламой того же фильма.

Декорации этого фильма, включая крыши, здания и другие экстерьеры, были повторно использованы в фильме "Матрица". Как говорил один персонаж одного хорошего фильма, "это многое объясняет".

В фильме много умышленных анахронизмов, чтобы запутать зрителя относительно времени, в которое разворачивается действие.

Этот фильм имеет одну из самых маленьких в современном кино "среднюю продолжительность дубля" (Average shot lengths — ASL) — 1,8 секунд. Это значит, что практически каждые две секунды идёт монтажная склейка.

Персонаж "Мистера Хэнда" писался специально под Ричарда О'Брайана.

Персонаж доктора Шребера (Кифер Сазерленд) был создан под впечатлением от белого кролика в "Алисе в стране чудес". Кстати, в первой версии сценария, с этого персонажа в конце фильма живьём сдирали кожу.

Мелодия, которую инспектор Бамстед играет на баяне — "Синенький скромный платочек".

Идея с изменяющимися и вырастающими зданиями пришла Проясу в голову, когда на съёмочной площадке "Ворона" рабочие передвигали декорации.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Старая надежда Голливуда

Тёмный город оценка: 5

Забавно, как в одном номере у нас встретились два фильма, по поводу которых в англоязычных источниках часто цитируют Роджера Эберта. Только если “Время бешеных псов” Эберт обосрал так, как никакой другой фильм в мире, но “Тёмный город” он напротив так хвалил, что Прояс должен ему по меньшей мере ящик “Tullamore Dew” (это я просто так написал, на самом деле я не знаю, что пьёт Роджер Эберт). Эберт поставил этому фильму 4 балла из 4, назвал его “Лучшей картиной 1998 года”, и включил его в свой список величайших фильмов всех времён.

Да и, чего греха таить, многие после этого фильма заговорили о Проясе, как о новой надежде Голливуда (после “Я, Робота”, правда, эта надежда стала постепенно таять). Я думаю, Прояса здорово подкосило то, что “Тёмный город”, если и не провалился в прокате окончательно, то, скажем так, собрал крайне скудную кассу. Да и критики, за исключением Эберта, не пИсали от картины кипятком. В целом фильм благожелательно приняли, но всё же значительно холоднее, чем он того залуживал. Я бы даже сказал, что “Тёмный город” — это один из самых-самых-самых-самых-самых-самых недооценнённых американских фильмов.

Пересказывать сюжет картины бессмысленно: достаточно сказать, что это крайне эстетский нуар, замешанный на добротной научной фантастике. Самое потрясающее в этом фильме — это то, как он умудряется держать баланс, представляя собой жанровое лоскутное одеяло, и каждые десять-пятнадцать минут меняя парадигму: сначала это параноидальный триллер, затем — полу-мистический боевик, затем — детективная драма, и, наконец, взрослая научная фантастика. Главный герой, потерявший память, но явно обладающий какими-то паранормальными способностями, путешествует по городу, где никогда не восходит солнце, и пытается понять, что за странные люди в чёрном его преследуют. Фильм очень напряжённый (а временами и довольно жуткий), и чрезвычайно красивый. Настолько эстетские картины делают чрезвычайно редко: практически каждый кадр здесь хочется повесить на стену в рамочке.

Интересно, что “Тёмный город” пролетел почти незамеченным, в то время, как вышедшая годом позже “Матрица” стала супер-мега-хитом. В действительности же, практически все сюжетные ходы и расклады “Матрицы” были в “Тёмном городе” (я, впрочем, далёк от мыслей о плагиате; скорее, сама идея витала в воздухе, кислотные девяностые подходили к концу). В “городе”, правда, не было ошеломительных боевых сцен, да и вцелом он подешевле, что не мешает ему быть безусловно более красивым и — я бы сказал — интересным, в чисто кинематографическом смысле. Я думаю, это сила рекламы. 27-миллионный эстетский проект без звёзд первой величины о каких-то абстрактных “людях из тёмного города” не может тягаться с дорогущим супер-боевиком с Киану Ривзом о том, что внутри каждого задрипаного компьютерного дрочера спит супергерой.

Так или иначе, “Тёмный город” занимает почётное место в коллекции каждого киномана, а надежда на то, что Прояс-таки потрясёт головой, возьмётся за ум, и слепит ещё что-нибудь достойное, всё ещё жива. Хотя, я вот посмотрел только что имдб — он снимает сейчас какую-то фантастику про учителя, нашедшего временной портал в школе, с Кейджем в главной роли. Блять. Ещё один фильм Николаса Кейджа.

(28.07.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: