Режиссер:
Андрей Харитонов. Сценарий: Андрей Харитонов (по мотивам прозы Валерия Брюсова), Оператор: Александр Рудь, Композитор: Игорь Крутой.
В главных ролях: Анастасия Вертинская, Игорь Костолевский. В ролях: Ирина Малышева, Марина Яковлева, Лембит Ульфсак, Виктор Раков, Владимир Шевельков, Ирина Отиева.
Награды: КФ "Кинотавр" — Специальный приз в конкурсе "Кино для избранных?". КФ "Созвездие" — Приз "За лучшее изобразительное решение образа" (Александр Рудь) РКФ "Литература и кино" в Гатчине" — Приз жюри за дебют (Андрей Харитонов)..
Был декаданс: случайные встречи, Стол, преферанс, горящие свечи. На патефон надета пластинка, Гои сидят и слушают Стинга.
("Декаданс" — песня "Агаты Кристи", популярной рок-группы начала 90-х)
Актер Андрей Харитонов, ярко дебютировавший в 1980 году в фильме "Овод", в 1991 году дебютировал как режиссер фильмом "Жажда страсти". Этот "мистический триллер", как сейчас помню, имел неплохую рекламу для своего времени. Благо, было что рекламировать: в картине, снятой по прозе чувственного поэта-символиста Валерия Брюсова, имелась "клубничка", — не кто-либо, а сама Анастасия Вертинская, которой в ту пору исполнилось сорок семь лет, занималась в кадре любовью со своим "черным" двойником.
Инспектор, которого играет Игорь Костолевский, расследует убийство хозяйки солидного, но мрачного особняка. Незадолго до смерти она выгнала прислугу и, как считают знакомые, попросту сошла с ума.
Надо заметить, что Харитонову удалось словить "фишку" русского декаданса, по-крайней мере, символической и мистической прозы начала ХХ века: субтильность, сюжетная невнятность, набор клише и штампов, почерпнутых из британской готической литературы, смешной и нелепый пафос, банальная вычурность и вычурная банальность, общая томность. Но при этом в фильме хороший такой, дэвидолинчевский саунд: низкочастотное грузилово и треск поломанного электричества.
В общем, как следует из этой характеристики, фильм довольно моветонистый. Особенно отмечу финал: экзорцизм по-русски. Все, что требовалось, дабы победить зло, это помахать перед диаволом-Вертинской крестиком и потребовать убраться. Но зачем, спрашивается, было городить огород целых 90 минут? Естественно, чисто для проформы!
90-е годы, а также начало 21 века в России можно смело назвать эпохой декадендства. Дело не только в модных (в узких кругах) декадентских фестивалях, первый из которых был организован Марусей Климовой в 1999 году. Здесь правильнее употребить "декаданс" в прямом значении — то есть, как "упадок". Кинохудожники, живущие во время упадка советского киноискусства, кажется, попросту интиутивно должны искать вдохновение в тупиковой ветви развития неоромантизма конца 19-го века. Этакая, знаете ли, преемственность. И здесь Харитонов проявил художественную чуткость. Правда, фильм от этого лучше не стал, как не стали лучше 100 лет спустя рассказы Валерия Брюсова и большинство рассказов Федора Сологуба.