Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Галстук / Обменные головы / La cravate (1957)


Галстук / Обменные головы
Средняя оценка: оценка: 3.5
1957. Франция. 20 минут.
Жанр: сюрреализм-авангард.

Режиссер: Алехандро Ходоровский.
Сценарий Алехандро Ходоровски по новелле Томаса Манна "Обмененные головы",
композитор Эдгар Бишофф,
монтажер и продюсер Сол Жильбер.

В ролях: Дениза Броссо, Алехандро Ходоровски, Роланд Поля, Сол Жильбер, Раймон Дево, Жан-Мари Прослье, Марго Лойола и пр..

Интересные факты о фильме:

  • Первый фильм Ходоровски.
  • Полное название новеллы Томаса Манна, по которой снят фильм — "Обменные головы. Индийская легенда". Написана в 1940-м г. В интернете ее найти сложно, тем более, что переводят ее и как "обменные", и как "обмененные", и как "обменянные головы". Пожалуй, что только здесь можно ее скачать. Это сайт какого-то студента, так что неизвестно, долго ли он проживет (сайт, а не студент). Качайте скорее!
  • Новелла Томаса Манна в самом деле основана на легенде про Шридамана, Нанду и Ситу. Легенда довольно интересная. Поиск в Яндексе выведет вас на нее.

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Укусите себя за палец

Галстук / Обменные головы оценка: 3.5

Время от времени полезно бы совершать бессмысленные действия. Например, переставить все книги на полке вверх ногами. Это стимулирует воображение, не дает застояться мозгам. Само придумывание бессмысленных действий стимулирует; совершать же их или не совершать — вопрос не воображения, а воли. Я мало знаю людей, которые на самом деле перевернули все книги у себя вверх ногами. Честно говоря, ни одного. Жизнь в доме с перевернутыми книгами определенно должна вызывать тошноту.

Укусить себя за палец — вообще-то так себе бессмысленное действие. Может быть, имеет какой-то смысл кусать себя до крови, иначе — фигня это, а не поступок.

Найти хорошее, годное бессмысленное действие вообще не так-то легко.

Укусить себя за палец в темноте, не зная, чей это палец, охраняя девушку — хорошее, годное бессмысленное действие. Это круто.
Это в любом случае сюрреалистично; если голова при этом держится на плечах, то это еще и абсурдно; если голова отдельно от тела, а человек жив — это магично; если мертв — это похоже на черную магию или на черный абсурд.

Рассматриваемый фильм перебрасывает мостик между сюрреализмом и магическим реализмом, я бы даже уточнил, латиноамериканского образца. Маркесы там, Хуяркесы. Вот, например, красавица с телесами, как будто сошедшая с книг, собственно говоря, как раз Хуяркеса.



Весь сюжет вертится вокруг существования некой лавочки, в которой любой желающий за скромную плату может поменять себе голову на другую из представленных на витрине. Голова в асс. — так должно быть написано на прилавке.
Сюжет богатый, можно устроить комедию положений с переодеваниями в духе "Ваззап, пуссикэт", можно какую-нибудь искусственную беккетовскую игру ума. Материала в этой идее на полноценный фильм.

У Томаса Манна (брата Генриха Манна) вместо магазина голов изложена индийская легенда о женщине, которая приставила голову одного мужчины другому, голову другого мужчины первому, о каком-то мудреце и т.д. Все это скучно и занудно. Вообще — обращали внимание? — многих немецких философов-мистиков тянет к востоку. Ницше, Гессе, Манн, Гете. Многим из них удается сделать из этого нечитаемые тексты.

Ходоровски снял двадцатиминутную мелодраму. Есть в ней и абсурд, и череда переодеваний (вернее, переголований). По форме это красивая, очень стильная миниатюра. Помимо сюжета сюрреализм обуславливается и прочими мелочами, например, странным фрейдистским девайсом в руках у шляпницы или рожами персонажей.



Глупо запихивать Ходоровски в какой-то стиль. Может, у него и самого игра со стилями. Фильм визуально ярок. Он довольно остроумен: например, женщина умудряется пантомимой показать, что мужчина, который за ней ухаживает, всем хорош, кроме башки его окаянной. В полной мере используются принципиальные возможности кинематографа (в смысле, мы видим только то, на что смотрит камера): оператор показывает откручивание головы, не откручивая никому голову. Музыка конгениальна фильму: и фильм, и музыка напоминают о Париже, и, косвенно, обо всех сюрреалистических коннотациях, с ним связанных.

В общем, дальше — только скриншоты.


















(30.09.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: