Фильм предваряет трогательная авторская ремарка. "Это не моя рефлексия по поводу сверхъестественного, а всего лишь попытка напугать тебя, зритель", — словно оправдывается за несовершенные грехи режиссер.
Когда я нашел этот фильм, то искренне надеялся, что он окажется хотя бы смешным. В то, что Болливуд способен разродиться качественным хоррором, я, разумеется, не верил. На поверку "Призрак" оказался и не смешным, и не страшным. Страшной силы чепухой оказался он. Гибрид "Звонка" с "Проклятием", перенесенным на плодородную индийскую почву. Но, к сожалению, эта почва способна родить в больших количествах только мелодрамы и мюзиклы, да раз в сто лет разрождаться великим режиссером вроде Сатьяджита Рея, который стоит выше не только индийского кино, но и, может, кино мирового.
События фильма разворачиваются в многоэтажке. Обитательница одной из квартир выбросилась с балкона. В этой квартире поселяется молодая пара, после чего в девушке по имени Свами поселяется призрак самоубийцы… А еще по углам шарахается какой-то маленький мальчик-привидение, совершенно непонятный и неуместный, потому что на него никто не обращает внимания.
В дальнейшем, как можно догадаться, идет подражание "Изгоняющему дьявола". На сцене появляется врач-психиатр, у которого в риал-тайме происходит личная трагедия, — у него умирает от рака дочь. Но он лишь слегка прикасается к потустороннему. Это происходит когда ему мерещится, что в одержимую духом Свами на какое-то время вселяется его дочь. Этого явно недостаточно, чтобы он поменял "свою научную парадигму" на что-то другое. Он пытается вылечить Свами "традиционными" методами (их нам не показывают, так как режиссер ничего не знает о них), но у него ничего не получается. Психиатра, кстати, играет Виктор Баннерджи, блеснувший в последнем фильме Дэвида Лина "Поездка в Индию".
Служанка советует обратиться за помощью к одной мистической барышне. Тут возникает некоторый интерес: какой же акт экзорцизма придумал сценарист, впитавший с детства обрывки индуисткой религии — тогда как мы впитали обрывки христианства, и нам термин "экзорцизм", иначе говоря, "изгнание беса", более-менее понятен. А сценарист не стал заморачиваться, — он обратился за помощью к Большим Братьям, Стивену Спилбергу и Тобу Хуперу, постановщикам фильма "Полтергейст". Там была женщина-медиум, значит, будет она и здесь. Она будет соединять наш мир не с адом-раем, а просто с каким-то "другим" запредельным, неопределенным, податливым как глина миром.
Развязка же как раз в болливудском стиле: честная девушка, злодей-насильник, месть…
То, что фильм очень плох, — это простительно, учитывая отсутствие у индусов опыта создания хорроров. То ли дело японцы со своим кайданами! Или Голливуд, который как гигантская черная дыра втягивает в себя в себя таланты со всех краев света.
(Впрочем, той же проблемой, что и Болливуд, страдает российский Болливуд. Склонный к рефлексии, сатире или даже просто юмору, но никак не к ужасам. Если не считать за таковые обыденность).
А ведь, казалось бы, история Индии обладает богатым макабрическим потенциалом: тут вам и наги, и зловещий культ богини Кали и т.д. и т.п…