Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Наполеон / Napoléon (1927)


Наполеон
Средняя оценка: оценка: 5
1927. Франция. 235 минут.
Жанр: биографический / военный.

Режиссер: Абель Ганс.
Сценарий — Абель Ганс,
оператор — Жюль Крюгер, Николай Топорков, Жозеф-Луи Мундвиллер, Леонс-Анри Бюрель,
композиторы- Карл Дэвис, Кармин Коппола, Артур Хонеггер.

В главных ролях: Альбер Дьедонне, Владимир Руденко.
В ролях: Эдмонд Ван Дэль, Антонен Арто, Александр Кубицкий, Абель Ганс, Джина Мане, Маргерит Ганс, Анабелла и др.

Интересные факты о фильме:

- изначально фильм должен был состоять из восьми серий, по три тысячи метров каждая. Покрыть расходы на этот суперфильм рассчитывали следующим образом: 20 процентов – во Франции, 7 процентов – в Испании, 4 процента – в Голландии, 7 процентов – в Скандинавии, 5 процентов – в Центральной Европе, 50 процентов – в Германии, Великобритании, Латинской Америке и России; продажа фильма в Соединенные Штаты должна была обеспечить прибыль всей операции. Прежде чем начинать съемки, надо было собрать и заказать 8 тысяч костюмов, 4 тысячи ружей, 60 пушек и т. д. Однако во время съемок Ганс неоднократно испытывал трудности с поиском денег, прерывал съемки и менял инвесторов.

- съемки "Наполеона" закончились в течение лета 1926 года, затем монтировался в течение семи месяцев. Впервые он был показан 7 апреля 1927 года в парижской Опере.

- Абель Ганс вспоминал об одной сцене, удаленной цензорами. В ней солдаты расстреливали мирных жителей, и камеры использовались, словно пули, резко наезжая на цели.

- в сцене с призраками Парламента использовалось по меньшей мере сорок наложений.

- некоторых членов съемочной группы ранило в результате взрыва, среди них был и сам Абель Ганс.

- в "Наполеоне" Ганс широко использует тройной экран и "камеру от первого лица". Для тройного экрана по бокам обычного устанавливались еще два, одинакового с ним размера. Зрители могли видеть всю панораму происходящего, и, несмотря на ограниченное количество оборудованных залов, тройной экран производил глубокое впечатление.

- Ганс применял самые разные трюки, чтобы передавать нужные ему вещи. Вместе с оператором Крюже были разработаны "синхронизированные объективы", один из которых служит видоискателем и может в любой момент быть использован оператором для наводки на резкость; дистанционная фокусировка; панорамная автоматическая платформа; использование "эйдоскопов Эрмажи", 275 миллиметровых объективов для крупных планов; системы телеобъективов с фокусным расстоянием до 210 миллиметров; "брахиоскопические" (до 14 мм) объективы, "известные до этого времени только в фотографии", и, наконец, использование тройного экрана".Известен анекдот про снежки. В эпизоде игры в снежки в Бриенне Ганс, стремясь получить "точку зрения снежка", приказал, как утверждают, швырнуть камеру из конца в конец съемочной площадки. Продюсер, однако, запротестовал, сказав, что камера стоит слишком дорого. Но Ганс с сознанием собственного достоинства ответил: "Снежки ведь рассыпаются при ударе". И камера разбилась. ("Всеобщая история" Садуль)

Версия для печати

Мор: Save the France!

Наполеон оценка: 5

Настоящий шедевр, задуманный и снятый Гансом с помпой и размахом. Невероятно масштабная вещь, большинство эпизодов которой заставляет присвистнуть, восторг и восторг. Четыре часа биографии Наполеона, немой исторический блокбастер с гигантскими баталиями, потасовками, штормами, спецэффектами, блестящими актерами и новаторскими монтажными приемами, от которых захватывает дух. Несмотря на то, что Ганс относится к событиям с иронией (чего стоит изображение вождей французской революции или встреча Наполеона и Жозефины), а возвышение Наполеона представляет собой и вовсе романтическую историю, в которой Наполеон рисуется пророком с Предназначением, критики его времени обвиняли Ганса за то, что он снял "Бонапарта для неопытных фашистов". Неудивительно — пафос Ганса заразителен. Марат, Дантон, Сен-Жюст, Робеспьер предстают в пародийном виде, но такая режиссерская трактовка (Наполеон как усмиритель беспорядка, мессия, которого все ждали) ничуть не мешает, через нее все равно просвечивает сила людского потока. Мощь , темпераментность, страстность работы не подвергаются сомнению и в некоторых моментах просто сметают. Это особое романтическое исступление, которое сейчас почти утеряно. Техническая же виртуозность Ганса и вовсе ошеломляет — он смело экспериментировал с монтажом и оборудованием, добиваясь нужного эффекта. Ганс ставил перед собой весьма амбициозные задачи, что многих отталкивало. Вот, например, что он написал в воззвании к своим сотрудникам:

"Друзья мои, вдумайтесь в глубокий смысл, вложенный мною в эти слова. Фильм должен позволить нам окончательно войти в Храм Искусств через грандиозные ворота Истории. Невыразимая тревога овладевает мной при мысли, что моя воля и даже сама моя жизнь – ничто, если все вы не будете ежеминутно оказывать мне полную и самоотверженную поддержку. Благодаря вам мы вновь переживем Революцию и Империю. (...) Быстрыми, буйными, вихревыми, громадными, гомерическими – такими вас хочет видеть Революция, эта бешеная кобылица... и вот – человек. Он смотрит на нее в упор, он ее понимает, он хочет смирить ее на благо Франции и внезапно прыгает на нее, хватает за узду и понемногу успокаивает, чтобы превратить в чудодейственное орудие славы. Революция и ее предсмертный смех. Империя и ее гигантские тени, Великая армия и солнце ее побед, все это – вам. Друзья мои, вас ждут все экраны мира".



Неудивительно, что Эпштейн сказал Бунюэлю заткнуться, когда речь зашла об Абеле Гансе. =) "Наполеон" увеличивает и достоинства, и недостатки Ганса, являясь памятником, глыбищей, сочно и громоподобно озвученной. Кстати, в карикатурной роли Марата снялся Антонен Арто, культовая фигура в области поиска нового языка и теоретик/практик концепции "театра жестокости". Это особенно интересно, учитывая то, что Арто боролся против традиционной литературы, искал новые формы, а "Наполеон", технически великолепный, по фабуле своей ничего нового не предлагает. Появление на крупных планах Дрейера для Арто более объяснимо, чем участие в этой крупномасштабной авантюре. Антонен Арто мелькает в образе брезгливого сумасшедшего и умирает в ванне, заколотый Шарлоттой Корде.

Марат и Робеспьер:

Наполеон Ганса — это почти Иисус, темная щеголеватая фигура, чье появление и профиль уже смещают тектонические плиты. Люди забывают обо всем, когда его видят, они готовы прыгать в огонь, стоит ему встать, скрестив руки на груди. Он повелевает стихиями и усмиряет пожар. Иногда это доходит до смешного, до нелепого, но как страстно это снято! Особенно выделяется сцена в таверне, где преследователи роняют пистолеты, а у черни, кажется, вот-вот — и начнут исцеляться болезни, все падут ниц. В эпизодах о детстве Наполеона мы видим, что единственным другом гордого мальчика был орел, и голова орла совмещается с надменно вздернутой головой совсем еще юного Наполеона. В дальнейшем Дьедонне, исполняющий главную роль, будет разговаривать с военачальниками или окидывать взглядом толпу, словно птица, имитируя странный поворот головы хищника. А какая здесь чернь! Великолепные типажи, рожи, усищи, руки, морщины, прищуры, ухмылки, беззубые рты, брюха, замасленные фартуки и потрепанные чепцы. Особенно ярко это видно в сцене исполнения "Марсельезы", выглядящей почти сюрреалистически, — необозримая толпа стоит с листками и поет текст, затем камера идет дальше — и натыкается на фигуру Байрона-Наполеона. Он стоит, романически прислонившись, скрыв лицо шляпой, и не знаешь, что делать, — или рукоплескать, или неприлично хохотать над Гансом.



Сам режиссер сыграл Сен-Жюста. Весьма себялюбивое решение — начиная с того, что Сен-Жюст был молод (его казнили в 27 лет, а в законодательное собрание он выставил свою кандидатуру в 24), а Абелю Гансу в момент съемок было 38, и заканчивая легендарным статусом "архангела террора". Абель Ганс делает загадочное лицо, нюхает розу и демонстрирует серьги. На этом его игра заканчивается, так что возмущение Бунюэля в упоминавшемся мной споре тоже можно понять. Французская революция — это событие, которое влияет на нашу жизнь до сих пор. Но, споря о либеральных доктринах и терроре, нельзя отказать вождям революции в том, что они прекрасно умели умирать. Сыграть Сен-Жюста — большой соблазн, но он выглядит у Ганса неубедительно. Приемы, которые он использует при появлении Наполеона, в отношении выступления Сен-Жюста выглядят фальшиво, хотя рукоплещущие массы и громкие звуки ударных с духовыми воздействуют на психику.



Роль Наполеона в фильме исполняют два актера. Владимир Руденко, похожий на молодого и тогда еще подававшего большие надежды Ферлонга, играет роль Наполеона-мальчика, основной же исполнитель — это Альбер Дьедонне. Оба они экспрессивны и харизматичны, Дьедонне создает образ фанатичного человека, оратора и воителя, который в обыкновенной жизни немногословен, почти скрытен, не похож на других. Технические изобретения Ганса дают возможность подчеркнуть различные черты и создать нужных эффект. Например, крайне сильный прием — совмещение волн во время шторма с волнением людской массы, толпа в буквальном смысле головокружительно выплескивается с экранов. Разражается двойная буря, она превращается в пену с помощью многократного наложения, а камера от первого лица будто бы ныряет, как морская птица, в это кипящее варево. Очень впечатляет. Или, например, сцена, в которой одинокий Наполеон сидит за письменным столом, пока за его окном бродят тени восставших и убивают своих жертв. Однако середина фильма, посвященнная Жозефине, похожей на жадную гарпию, проваливается и не увлекает так, как это делают первые полтора часа и концовка с использованием тройного экрана. Думаю, современников Ганса концовка должна была парализовывать. Но, как известно, он так и не закончил свой замысел. По его сценарию была снята отдельная картина об изгнании Наполеона.

Фильм местами вызвал у меня неподдельный восторг и ощущение праздника.

(06.11.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: