Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Мой Бог, мой Бог, почему ты оставил меня? / Eri Eri rema sabakutani (2005)


Мой Бог, мой Бог, почему ты оставил меня?
Средняя оценка: оценка: 3.5
2005. Япония. 105 минут.
Жанр: музыкальный / фантастика.

Режиссер: Синдзи Аояма.
Сценарий — Синдзи Аояма,
оператор — Масаки Тамура,
музыка — Хироюки Нагасима.

В главных ролях: Таданобу Асано, Аой Миядзаки.
В ролях: Марико Окада, Масая Накахара, Ясутака Цуцуи, Синго Цуруми, Масахиро Тода и др.

Версия для печати

Мор: Нойз-музыканты против эпидемии

Мой Бог, мой Бог, почему ты оставил меня? оценка: 3.5

В Японию пришел странный вирус, заставляющий людей убивать себя. Придорожные столбы покрылись висельниками, а обрывы стали опасны. Странную эпидемию назвали "синдромом лемминга", и никто не знает, как вылечиться от неизвестной напасти. Страна начинает вымирать под безразличным взглядом бледного неба. Однако влиятельный старик, желающий спасти свою внучку от гибели, нанимает детектива и выясняет, что люди, ходившие на концерты одной индастриэл-нойз-группы не умирают от вируса. Он привозит девочку на побережье, где чуваки бродят по окрестностям, записывая разные шумы, в надежде, что они ее спасут, хотя гитарист (Таданобу Асано) не верит в успешный исход дела. Только ближе к концу фильма мы узнаем, почему.

В последнее время мне очень нравятся медлительные, скучные даже фильмы. Именно они оставляют сильное послевкусие, а, возможно, пока я брожу с кружкой чая, оглядываясь на монитор и заставая там продолжение начатого длинного плана, просто успеваю продумать гораздо больше мыслей, чем за то время, которое выдается на обдумывание после просмотра захватившей картины. Синдзи Аояма не боится длинных фильмов, лишенных легко воспринимаемой увлекательности; он чувствует себя слишком для этого уверенно. Зилич подкинул мне новость о 7-часовом документальном фильме, который Аояма снял о музыкальном критике и который на одном фестивале даже показали целиком. Первоначально документальная работа составляла 25 часов.

"Мой бог, мой бог..." — это камерная история об Апокалипсисе, последствия которого мы вначале даже не замечаем. Первая половина фильма представляет собой съемки того, как два человека в респираторах бродят по берегу моря, потом находят брошенный дом, сарай, подбирают мусор, извлекают из хлама звуки, из найденных трубок, похожих на шланги из-под пылесоса, создают необычные музыкальные инструменты, записывают результат их звучания и вносят в медиа-библиотеку. Минут пять Таданобу Асано настраивает гитару. Минут пять два музыканта прослушивают получившееся, завтракают. Кажется, что их жизнь безмятежна и заполнена только могущей показаться кому-то странной творческой работой. Но потом к ним приходит пришелец — и оказывается, что спокойствие было ненадежным.

У меня этот фильм вызвал большую симпатию. Во-первых, Таданобу Асано — весьма неплохой нойз-гитарист, что он с блеском продемонстрировал в "Электрическом драконе", а здесь практически повторил. Хотя фильм Аоямы лишен бурлящей энергии, крайне сдержан, его кульминацией является именно излечение девушки с помощью расставленных по полю динамиков. Во-вторых, уравновешенность, хладнокровие героев заставляют более серьезно воспринимать и посыл фильма, который в ином исполнении выглядел бы неубедительно. Т.е. сидящий с микрофоном у погребального костра друга гитарист не выглядит шокирующе, а минимум задействованных актеров не мешает отобразить трагедию опустевающего мира. Аояма подходит к происходящему философски, как и его герой, — никаких резких движений, никакой паники. Мне даже вспомнился "Крик" Сколимовского, хотя сходство тут только в записывании звуков, в попытке распознать магию звука — у Сколимовского тема решена в психоаналитическом ключе, с помощью страстной связи.

На свое эмоционально минималистическое полотно Аояма наносит мазки, делающие его законченным. Да, фильм сдержанный, но отнюдь не безжизненный. Самым важным моментом в этом смысле, наверное, является фраза одного из музыкантов, сказанная у моря: "Такое нам не повторить". Конструируя из шумов собственный ритм, герои пытаются достичь новой, рукотворной гармонии, которая, впрочем, не превосходит рокочущий звук моря. Для героя Асано попытка заклинать метафорических духов, лишающих девушку желания жить, — это одновременно и старание успокоить собственные воспоминания о том, кого его музыка излечить не смогла. При абсолютном минимуме диалогов Аояма рассказывает и о конце света, и о том, что мир вполне может существовать без людей, и о том, что музыка является ключом декодирования поведения мира, и еще о многом. Уважаю.

(09.12.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: