Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Нирвана (2008)


Нирвана
Средняя оценка: оценка: 4
2008. Россия.
Жанр: драма / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Игорь Волошин.
Сценарий — Ольга Ларионова,
оператор — Дмитрий Яшонков,
композитор — Александр Копейкин.

В главных ролях: Артур Смольянинов, Ольга Сутулова, Мария Шалаева.
В ролях: Михаил Евланов, Роман Радов, Владимир Сорокалита и др.

Награды:
Кинотавр — лучший дебют (2008).

Интересные факты о фильме:

- дебютная работа театрального режиссера Волошина, ранее получившего награду на "Кинотавре" за короткометражку "Коза".

- в эпизодической роли охранника снялся Олег Гаркуша из "Аукцыона".

Версия для печати

Мор: Скажите, а здесь всегда так темно?

Нирвана оценка: 4

Да, здесь всегда так темно. Иногда кажется, что солнца больше никогда не будет, а ты живешь в подземелье, в бархатной коробке, обитой серым, которая начала промокать, пропуская внутрь слякоть. Гармония серого становится мешком, в который можно кричать, сколько влезет. Петербург пытались изображать пасторальным, легким, необязательным, пустым, грубым, жестоким и равнодушным, но, кажется, так и не достигли успеха ни в одном из случаев, потому что в конце всех песен Петербург — это полумертвый город, в котором время останавливается, с его коммунальными кухнями и Васильевским островом, стрелками в дымке, туманной водой. Это город декаданса, город-театральные декорации, которые расставлены не по плану, увядающая роскошь, барельефы, покрытые плесенью, почти руины, на которых горят неоновые вывески. Он роскошен, как может быть раскошен хорошо убранный труп в гробу, он — галлюцинация, видение наркомана, звуки, приглушенные в ушах контуженного, он — острова, которые не сообщаются друг с другом, мосты, которые иногда становятся отдельным городом. В Питер люди приходят, чтобы избавиться от назойливого зуда Москвы, влюбляются в него, потом бродят по улицам, расчищая глаза от снега и забывая, зачем они здесь, даже — кто они.

Волошин показал Питер таким, какой он есть. Он озвучил его темные переулки нойзом и электроникой, превратил его жителей в вычурно одетых фриков, вложил в уста необычных персонажей нарочито простые фразы. Он даже героя выбрал такого, который идеально подходит для истории, — москвичка Алиса устает от Москвы, которая ее выпивает своей бессмысленностью, и приезжает в Питер. Город встречает ее пустым трамваем и стеной дождя, через которую она пробирается в готическом платье, загримировав суть под маской. Это другая сторона зеркала, и Алисе, суровой, привыкшей полагаться на себя, она подходит. Волошин выбрал в качестве места действия огромную квартиру с отваливающимися кусками потолка, обшарпанной кухней, но внутри происходит маньеристское действо, танцы, бал. Ложась на кровать и глядя в потолок, героиня выключается, живет внутренней жизнью одиночки или насекомого, мир за оконом становится влажной пустотой. В ее одиночество проползает только бестолковое мужское животное — глуповатый, напористый наркоман Мертвый, живущий в соседней комнате. У Мертвого есть девушка-бармен Вэл, королева техно-клуба, сидящая на героине, и заполненная дождем пустота разражается необязательной демонстрацией силы, такой примитивной и отчасти смешной.

Думаю, что у "Нирваны" есть все шансы стать культовой, хотя возможно и обратное — для условно "умных" в ней чересчур простой сюжет, превращенный гримерами и костюмерами, композитором и режиссером в карнавал, а для условно "простых" — он слишком искусственный. На мой взгляд, снять более аутентичный фильм о моменте, когда после чего-то важного ничего не начинается, очень трудно. Питер в качестве синеватого янтаря, в котором шевелятся раскрашенные чудовища, подходит отлично. Волошин снимает, полностью отмежевываясь от традиции отечественных режиссеров заполнять кадр привычными, навязшими в зубах маячками. Помимо этого "Нирвана" — это фильм о духовном возрождении потерявшей веру и тягу к жизни сильной героини, которая находит в Вэл стержень города, что-то очень важное. "Просто все ушло — и ничего не пришло взамен", — объясняет Вэл свою жизнь. Алиса молчит, но ей это отлично понятно. К концу фильма она обретает себя и вместо манерного трупа становится живой. Замысловатые одежды, неестественный макияж компенсируются непринужденностью, простотой речи, в которой никто не следит за голосом и интонациями. Проезд на мотоцикле в разноцветных шлемах дикой формы превращается в констатацию того, что в питерской трясине произошла химическая реакция, две усталые марионетки снова начали жить. Аллея с проститутками становится экскурсией на территорию "Города грехов".

Отдельно хочется сказать про игру актеров. Шалаева, в общем-то, остается собой, но вот Ольга Сутулова просто великолепна. Ко всему прочему, "Нирвана" — это эстетский, холодный, но в целом — очень позитивный фильм. По сути, это кино про дружбу — про то, как затерянные и дрейфующие внутри этого проклятого мертвого города люди сталкиваются, выбивают друг из друга искры, а затем объединяются. Ведь страшно не то, что ты умрешь без любви, а то, что ты проживешь так долго-долго.





(08.12.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: