Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Престиж / Prestige (2006)


Престиж
Средняя оценка: оценка: 3.5
2006. США / Великобритания. 128 мин..
Жанр: драма / фантастика.

Режиссер: Кристофер Нолан.
Сценарий: Кристофер Нолан и Джонатан Нолан (по роману Кристофера Приста),
Оператор: Уолли Пфистер,
Композитор: Дэвид Жулиан,
Продюсеры: Кристофер Нолан, Аарон Райдер, Эмма Томас.

В главных ролях: Кристиан Бэйл, Хью Джекман.
В ролях: Дэвид Боуи, Скарлетт Йоханссон, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл, Энди Серкис.

Интересные факты о фильме:

— роль фокусника Милтона исполнил настоящий иллюзионист Рики Джей. Помимо всего прочего, он преподавал уроки фокусов Бэйлу и Джекману

- Создатель "Красоты по-американски" Сэм Мендес безумно хотел перенести роман "Престиж" на экран, но автор романа Кристофер Прист настоял на том, чтобы экранизацией занялся Нолан, настолько он был впечатлен фильмами "Следующий" и "Помни".

Версия для печати

Владимир Гордеев: Трюкачества Нолана

оценка: 3

Престиж / The Prestige (2006)Голливуд, который зовется "фабрикой иллюзий", отчего-то именно в последнее время полюбил истории о фокусниках. В 2006 году отсняли сразу три фильма на эту тематику: комедийную "Сенсацию" Вуди Аллена, мелодраму "Илллюзионист" с Эдвардом Нортоном и вот, нате-пожалста, самый, наверно, долгожданный и многообещающий проект — "Престиж" Кристофера Нолана. И действительно, картина Нолана выбивается из этого ряда своей относительной серьезностью, даже драматичностью.

Коротко говоря, это история противостояния двух фокусников, прежде работавших в одной труппе, возглавляемой Каттером (Майкл Кейн), опытным "инженером трюков". По вине Альфреда (Кристиан Бэйл) погибла жена Роберта (Хью Джекман) — Джулия. Труппа распалась, карьера Каттера как артиста закончилась, а между Альфредом и Робертом началась конкуренция, во многом завязанная на личной мести. Однако со временем первоначальные мотивы оказались напрочь позабыты, и пошла конкуренция в чистом виде, кто кого превзойдет в фокусе с "перемещением человека" и кто кому подложит наибольшую свинью. Конкуренция ради искусства и ради бизнеса. Альфред отличался проницательностью и большими талантами в трюкаческих делах, но был скверным артистом, Роберт же, напротив, великолепно держался на публике, но обладал относительно убогим воображением, и предпочитал ловкости и фантазии технические приспособления. Еще в первой половине фильма Роберт боялся замарать руки в крови канарейки, однако впоследствии начинает литься человеческая кровь — вот до чего доводит людей конкуренция в капиталистическом мире чистогана, вот о чем писал Карл Маркс :) (кстати, события происходят в конце XIX века).

"Престижем" называется третья часть фокуса, заключительная. Когда перед глазами публики появляется исчезнувший предмет. Фееричная концовка, в которой взаимная ненависть фокусников достигает такого накала, что они решаются на смертоубийство, демонстрирует высшее искусство циркового обмана. Но и Кристофер Нолан, и брат его, Джонатан Нолан, в своем сценарии демонстрируют приблизительно тот же классный уровень "престижа", когда зритель восхищен, удивлен, многократно обманут, но, заметьте, предупрежден еще в начале фильма Каттером, показывающим фокус дочурке Альфреда: "Следи внимательно!" (и если следить внимательно, то можно понять, что китайский фокусник введен в сюжет ненапрасно, и что в невнятном лепетании Альфреда о раздвоении его личности тоже таится подсказка для зрителя). Кроме того, Ноланам удалось сделать очень современный, даже можно сказать, "модный" сценарий. Учитесь, начинающие сценаристы, и запомните, что нелинейность повествования — наше все. Сценарий практически безупречен, и при всей его почти что цирковой сложности, сюжетные концы прекрасно сходятся (за исключением безвозвратно исчезнувшего племянника будущей супруги Альфреда), а перипетии выглядят достоверно и логично. Естественно, этим "Престиж" выгодно отличается от более примитивных "Иллюзиониста" и "Сенсации".

Престиж / The Prestige (2006)Однако, фильм явственно показывает: насколько Нолан силен в драматургии, настолько он покамест слаб в режиссуре, когда дело доходит до постановки психологических сцен. В предыдущих работах Нолана, вроде "Бэтмэна: начало" или "Мементо" это не было заметно, потому что там превалировала форма. А вот "Престиж" попросту скучно смотреть. В "незрелищных" эпизодах, то есть, эпизодах с людьми, где изображаются их взаимоотношения и повседневный быт, Нолан как-то теряется. Кажется, что ему самому не слишком-то интересно это снимать. От всей его изобретательности не остается и следа. Возникает ощущение, что ты смотришь дешевую мелодраму, снятую для ТВ. Конечно, во многом это зависит и от актерской игры. И вот тут, кстати, случился парадокс: изначально слабое, по моему мнению, звено Хью Джекман, знакомый мне по "Сенсации" и тошнотворному "Ван Хельсингу", неожиданно переиграл всех. В особенности — Кристиана Бейла. Тогда как Джекману прекрасно удалось раскрыть характер своего героя, объяснить всю мотивацию его поступков, персонаж Бэйла выглядит бледным, невразумительным, серым пятном. Да попросту каким-то отморозком. По сюжету очевидно, что симпатии зрителя должны переходить с одной стороны на другую, но Альфред неизменно вызывает неприязнь. Если весовые категории фокусников Роберта и Альфреда были приблизительно равны, то весовые категории актеров Джекмана и Бейла абсолютно неравноценны. И это огромный минус.

Отмечу напоследок отличную игру Скарлетт Йоханссон. Ассистировала она превосходно, и во многом благодаря ей состоялись многие фокусы и трюки этого интересного сюжета. Пожалуй, лучший эпизод — с дневником Альфреда, который она передает Роберту. Вообще создается ощущение, что Джекман и Йоханссон хорошо порепетировали в "Сенсации", и потому подошли к "Престижу" во всеоружии.

(18.01.2007)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Престиж"

Престиж оценка: 3

Кристофер Нолан приходит к себе домой и вертит роман Кристофера Приста "Престиж".
- Проклятье! Слишком много действующих лиц и слишком много дублей главных героев. Я запутался. Ладно, сниму сцену в суде, американцы такое любят, а дальше будет понятно.

СПУСТЯ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ В КИНОТЕАТРЕ.
Зрители:
- Ба! Кристиан Бэйл в тюрьме — это так здорово! А где его татуировки?
Кое-кто из кинокритиков, случайно оказавшихся в кинозале:
- Пайпер Перабо утопили? Похоже, Нолана посетила замечательная идея.
Те, кто зачем-то прочитали механистический роман "Престиж"(тм) :
- Из романа следует, что мы должны встретиться с хладной и вызывающей возбуждение аристократкой, а вместо этого нам показывают судью в парике!
Кто-то:
- Но зато здесь утопили Пайпер Перабо!
Те, кто зачем-то прочитали "механистический роман "Престиж":
- Что ж, за это можно многое простить. Ладно, посмотрим, что будет дальше.

НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СПУСТЯ на ЭКРАНЕ СПЛЮЩИВАЮТ ПТИЧКУ.
Это необузданное насилие и блеск в глазах главных героев держат зрителей в невиданном напряжении.

ЕЩЕ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СПУСТЯ.
Кристиан Бэйл оказывается на свободе и изображает фокусника. Он входит в одну дверь, а выходит из другой.
Хью Джекман:
- Подумаешь, в "Людях Х" я видал вещи и покруче.
Кристофер Нолан:
- Не забывай, что он так связал руки твоей жене, что она утонула!
Хью Джекман:
- От горя я отправлюсь в гости к Дэвиду Боуи. Возможно, он споет мне что-нибудь из раннего, когда закончит изображать Николу Тесла. Впрочем, вы же видели его сценические костюмы, так что это еще не самый экстравагантый.
В это время Кристиан Бэйл понимает, что если ты фокусник, то можешь Оказываться в спальне у дам в любой момент.
- Круто! — говорит Кристиан Бэйл и немедленно Оказывается в спальне у дамы с улыбкой, позаимствованной у Патрика Бэйтмана.

В ЭТО ВРЕМЯ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ.
Те, кто прочитали роман:
- Нам кажется, что в романе в живых осталось гораздо больше людей.
Кинокритик:
- И Моргана Фримена Майкла Кейна там не было!
Скарлетт Йоханссон поворачивается с голубого экрана и, надув губы, с укором смотрит на кинокритика, покачивая бедрами.
Энди Серкис:
- Вы еще скажите, что вам не нравится мое присутствие в этом фильме. Но мне нужно еще раз доказать, что я все-таки актер, а не Кинг Конг или Горлум. Моя жена вот не верит.
Кинокритик:
- У тебя есть жена?!

В ЭТО ВРЕМЯ НА ЭКРАНКЕ.РУ.
Вова Гордеев:
- Знаете, что я придумал? Никто из проклятого быдла не читает наши рецензии, поэтому мы прикрутим к сайту раздел ПОРНО! Правда, здорово?
Упившийся в хлам двойник Хью Джекмана:
- По-моему, отличная идея. Я бы хотел писать туда рецензии, мой типаж как раз подходит для того, чтобы стать пьянчугой, сутенером или рецензентом экранки.ру.

СПУСТЯ ЕЩЕ ВРЕМЯ НА ЭКРАНЕ.
Хью Джекман:
- А вот я тебе еще шапочку распущу за то, что ты бегемоту неправильно показал дорогу! Или?..
Кристиан Бэйл:
- Ты путаешь. Я всего лишь утопил твою жену в резервуаре с водой.
Хью Джекман:
- Черт, я уже забыл. Тут слишком много дублей, а еще я устал охотиться за одним фокусом, который ты показываешь вот уже лет девять. Или сколько там лет твоей дочурке?
Кристиан Бэйл:
- Так как Кристофер Нолан так и не понял, чем все это закончить, мы должны помириться. А трагическая музыка запутает зрителей и заставит их думать, что все по-взрослому.
Хью Джекман:
- Почему я должен делать, как ты говоришь?
Кристиан Бэйл:
- ПОТОМУ ЧТО Я БЭТМАН!
Хью Джекман:
- Окей, окей.
Нолан:
- Ну вот, все разрешилось само собой. Теперь надо показать еще раз сцену с тюрьмой, американцам это точно понравится.
КОНЕЦ.

(21.01.2007)

Версия для печати


Алексей Нгоо: Машинист и Росомаха против Девушки с жемчужным Серёжкой

оценка: 4

Ну да, сложно было снять плохой фильм с такими хорошими актёрами: Кристианом Бейлом, Майклом Кейном и Дэвидом Боуи — феншуй вещь предопределяющая и если уж такие персонажи задействованы в картине, то хошь не хошь, а смотреть будет на что. Правда Боуи сильно постарел, старческие морщинки изрезали лицо, смотришь и ужасаешься — а ведь, поди, под гримом пигментные пятна:(. Старость шла лишь одному человеку — Уильяму Берроузу, из стрёмного педераста она превратила его в мудрого наркотического старца, помешанного на кошках. У меня на рабочем столе висит их совместная фотка — молодой Боуи и как обычно старый Берроуз. Хотя нет, вот и Боуи теперь тоже глубоко немолодой. Цура, ты сожалеешь?

Стараниями массмедиа и различных модных персонажей вроде WhiteStripes ('maybe tesla does the astro' + теслагенератор в их эпизоде "Кофе и сигарет") Никола Тесла превращается в Че Гевару мира физики, человека, в котором горел истинный огонь, величественную медийную икону. Фильм подхватывает витающую в эфире идею и склеивая Теслу с Боуи (именно он играет Теслу) являет Теслу эдаким Санта-Клаусом, или даже Господом Богом (подобный любопытный небесный ранжир позаимствован из "Южного парка", разумеется, плюс не надо оставлять без внимания бесконечные попытки Word'а изменить Боуи на Боги). Налицо линейная иерархия — снизу обычные люди, посерёдке обманывающие их иллюзионисты и наверху "обманывающий" иллюзионистов Тесла. По логике ясно, что "обман" людей собаку съевших на обмане — это обман наоборот, то есть не иллюзия, а живая воцерковлённая физика. Тесла приподнимается над землёй — в пику дурящим народ иллюзионистам он показывает "настоящие" фокусы, построенные не на обмане чувств, а на диалектическом материализме. Этим он чертит непереходимую границу, вне которой обычные люди и обычные фокусники, внутри же — только он, Ленин, Гагарин и Пушкин — бестелесные универсалии, которые если смотреть на них с определённого угла зрения и есть бог, вселенная и чорта в ступе.

И вот что смешно: на манер евангельских легенд, за Теслой охотится Эдисон, олицетворяющий косность и ретроградство — будто Швондер, по-мелочам вредящий Преображенскому он не может из-за низкого роста видеть всей картины: над и за Теслой простирается вечность, и эту вечность не пронять бытовыми неурядицами.

Однако, Тесла — лишь боковая веточка мощного дуба под названием "Престиж". Основной конфликт лихо закручен вокруг центральных антагонистов — одного играет харизматичный Бейл, другого — смазливый красавчик Хью Джекман (кстати напрасно в фильме демонстрировали его накаченное тело — очень не вяжется проработанная мускулатура Росомахи с образом лондонского фокусника, поглощённого только своей профессией, ну ведь не нюёркский же клерк Патрик Бейтман в самом деле). Сюжет можно сравнить с мельтешением чорно-белых субстанций, чей антагонизм диалектически сливает их воедино. Различными уловками и ходами режиссёр играет симпатиями зрителя, отдавая их то Джекмену, то Бейлу — бесконечно обыгрывая преподаваемую в самом начале фильма трёхчастную структуру любого фокуса — пардон второй пункт забыл, первый же — "наживка", последний — "престиж". Ситуация осложнена не только тем, что главные герои фактически двойники, но и тем, что у каждого главного героя есть или подразумеваются собственные двойники, образующие пугающую вязкую сеть.

Герой Бейла убеждён, что искусству надо отдаваться целиком, принося за это какую-то жертву. Его идеал — старый китайский фокусник, вынужденный ежесекундно притворяться дряхлой развалиной, чтобы на сцене творить настоящие чудеса. Герой же Джекмена имеет иные представления на этот счёт, для него искусство магии — способ заработать денег, добиться славы, он не способен придумывать что-то своё, зато, будучи артистичной натурой может искусно преподать чужое.

В начале картины жена героя Джекмена (в исполнении Пайпер Перабо — обратите внимание на её лодыжки — это чудо) гибнет по ошибке, допущенной героем Бейла и вся их следующая жизнь превращается в клубок взаимной мести, ненависти и зависти. Джекмен завидует Бейлу, что у того счастливая семейная жизнь, всерьёз полагая, что Бейл украл её у неё, он завидует ему за то, что Бейл более изобретательный и умный фокусник, Бейл же как может портит карьеру Джекмена появляясь в самые неожиданные моменты и творя всякие непотребства. Дальше начинаются игры с двойниками, но рассказывать об них — пустое и вредное дело, потому что неинтересно будет смотреть и разбирать щедро наслаиваемые хитросплетения сужета.

В плюс фильму можно также поставить, что в отличие от противного "Иллюзиониста" создатели "Престижа" не стали сосредотачивать внимание на фокусах и иллюзиях, любовных передрягах и погонях. Фокусы идут на заднем плане как антураж и это правильно. Если б зритель хотел смотреть на кроликов и на шляпы, он бы пошёл в цирк. Коли ж он добрался по морозному Питеру до кинематографа, то уж разбейтесь в стельку, а покажите фильм. Создатели "Престижа" фильм Нгоо показали, за что им большое человеческое спасибо и чмоке за то, что были с ним.

(22.01.2007)

Версия для печати


Феликс Зилич: аццкие однокашники

оценка: 3

Визит Гэндальфа в Изенгард был довольно недолгим. Его с самого начала порядком удивило и насторожило, что ворота в башню были открыты, а в ее коридорах не было ни души. Несмотря на мучившие его нехорошие предчуствия, Гэндальф все равно поднялся по лестнице и заглянул в личный кабинет Сарумана. Шеф был именно там. Он тихо дымился, стоя у большого стеклянного шара и сжимая его своими обгорелыми окорочками. Смерть от короткого замыкания была среди магов Белого Совета вполне нормальным явлением. Напряжение в 30.000 вольт обычно не жалело даже умудренных годами майаров. По этой причине Гэндальф не стал проверять есть ли у покойного пульс — по сварившимся глазным яблокам было понятно, что его уже нет — и предпочел вместо этого быстренько прошмонять комнату. Наследниками умерших магов обычно становились те, кто первыми находил их останки, поэтому Гэндальф вполне мог бы сказать, что сегодня для него невероятно удачный день. К сожалению, упереть из Изенгарда было уже нечего — все фенечки сгорели вместе с их хозяином, стеклянный шар был совершенно неподъемным, поэтому единственной добычей Серого мага стала большая книга в переплете из человеческой кожи.

Гэндальф хотел еще отвинтить ручки в туалете, но в этот момент со страшными воплями в Изенгард прибежала целая толпа орков. “Мастера убили! Мастера убили!” Гэндальфу было очень обидно, что ручки достанутся грязному и неграмотному быдлу, но оставаться возле копченного Сарумана было к тому времени уже неразумно. Его все равно заметили и теперь собирались на полном серьезе покарать. Это сразу сделало всю поездку очень сложной, так как хоббитам и остальной гопкоманде пришлось потом долго впаривать о том, что орды орков у них на хвосте появились по приказу Сарумана, который перешел на темную сторону. Гэндальф умел врать, но только на этот раз ему показалось, что никто в его россказни не поверил.

Полистать первый раз найденную в Изенграде книгу Гэндальфу довелось уже только в Мории. Уже самая первая страница серьезно сбила его с толку.
ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ
“Привет-привет” — подумал Гэндальф, поправляя фитиль у своей лампады.
ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ ГЭНДАЛЬФ
“Оба-на!”
ЕСЛИ ТЫ ЭТО ЧИТАЕШЬ, ТО Я, НАВЕРНОЕ, УЖЕ ПОМЕР
“Как пить дать” — ухмыльнулся в бороду Серый Маг.
“ПОЭТОМУ ДОЧИТАЙ ЭТУ КНИЖКУ ДО КОНЦА. ТОГДА ТЫ ПОЙМЕШЬ — НАСКОЛЬКО, СУКА, ТЫ КРУТО ПОПАЛ”
Удивленный Гэндальф заметно отстал от своих спутников. Написано было в фолианте Сарумана килобайт двадцать, но зато эти килобайты были весьма увлекательны. Саруман рассказывал историю своей жизни, начиная с учебы в Средней Школе Майяров. Когда рассказ пошел о его знакомстве с Гэндальфом, тот довольно ухмыльнулся в бороду. Познакомились они довольно некрасиво. В принципе, именно с этого эпизода и начиналась история их многолетнего соперничества.

Фрагмент про школу Гэндальф просмотрел довольно быстро. Гораздо больше его занинтересовала история Белого Совета, которая заметно отличалась от того, что было известно самому Гэндальфу. Самое интересное начиналось после того, как Саруман стал завидовать способности своего бывшего одноклассника появляться одновременно в нескольких местах. Любопытство Белого мага было настолько большим, что он не выдержал и послал следить за Гэндальфом своего слугу-хоббита Смеагола. Смеагол отсутствовал несколько лет, после чего вернулся весь постаревший, заызыганный и больной. На все вопросы хозяина он говорил только “Мордор! Мордор! Мордор!” И тогда наконец Сарумана осенило. Он понял источник силы своего соперника. Точнее, врага. Мордор!

Дальше следовал самый интересный фрагмент, повествующий о том, как Саруман ходил пешком в Мордор. О том, как он просился в ученики к Саурону. О том, как просил у него способность быть вездесущим. О том, как Саурон подарил ему машинку для клонирования. О том, как с помощью этой машинки Саруман наделал две дюжины собственных клонов, промыл им мозги, назвал их назгулами и заставил всю жизнь скрывать от других людей за паранджой свой истинный майарский облик.
- Почему две дюжины? — подумал Гэндальф, но подумал недолго. Благо дальше следовал наиболее интересный рассказ о том, как Саруман придумал сказку про кольца, заказал для нее музыку у Слепого Стража и, в коцне концов, заманил своего врага Гэндальфа в шахты Мории.
“А ТЕПЕРЬ ПОДНИМИ ГОЛОВУ”
Гэндальф оторвался от чтения, поднял взгляд и обнаружил, что его спутники куда-то исчезли. Он один стоит сейчас посреди каменного моста над огненной бездной, а перед ним возвышается огромный плачущий балрог.
- Ты пошто папу убил? — завыл балрог, обнаружив, что его наконец заметили. Он схватил Гэндальфа в охапку и с криком “Джеронимо” прыгнул в бездну. Ахуевшие спутники Гэндальфа минут пять смотрели как две серые фигурки бьются об скалы, а потом все же прервали молчание и стали делиться впечатлениями и показывать друг другу сделанные на мобильниках фотки.

Фродо заметил, что Леголас совершенно не испуган, а скорее даже обрадован. Он посмотрел на его ухмыляющееся лицо и после недолгих раздумий все же задал ему вопрос.
- Я не Леголас, — кисло ухмыльнулся эльф, — стоит только один раз побриться, и тебя перестают узнавать даже самые старые знакомые.
Он стал истерично смеяться, и тогда участники Братства наконец узнали в его голосе хорошо знакомый им по радиопередачам голос владыки Изенгарда.
- Саруман? — сказал вопросительно Арагорн, делая шаг вперед, — Не может быть.
- Вот я и отомстил, — издал оглушительный вопль Великий Белый Маг.
- Я тоже, — прошептал Фродо, втыкая ему в бок свой верный клинок.
- Но почему?
- У мамы Гэндальфа детей было пятеро.
- Даааа! — заорали дружно Пипин и вся его мелкая компания.
- И еще штук десять усыновленных. И всех их звали Гэндальфами.
- Саруман — лох, — сказал непонятно откуда взявшийся Том Бомбадил и воткнул ему в бок заодно и свою заточку.
- Как я облажался, — просипел Саруман, падая от могучего хоббитского пинка в бездны Мории. — Как я позорно облажался…

Вы смотрели трилогию “Властелин колец” в постановке Кристофера Нолана. Продолжительность фильма — 98 минут. В роли Гэндальфа — Кристиан Бейл. В роли Сарумана — Хью Джекман. В роли Саурона — Оззи Осборн. В роли Фродо — Ральф Меллер. В роли Сэма — Халк Хоган. В роли Пипина — Луи Фериньо. В роли Тома Бомбадила — Скарлетт Йохансон.

(22.01.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: