Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Близкие контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind (1977)


Близкие контакты третьей степени
Средняя оценка: оценка: 4
1977. США. 135 минут.
Жанр: фантастика.

Режиссер: Стивен Спилберг.
Сценарий: Стивен Спилберг,
Оператор: Вилмош Зигмунд,
Композитор: Джон Уильямс,
Продюсеры: Джулия и Майкл Филлипс.

В главных ролях: Ричард Дрейфус, Франсуа Трюффо.
В ролях: Ланс Хенриксен, Тери Гарр, Мелинда Диллон, Боб Балабан, Дж. Патрик МакНамара.

Награды:
2 "Оскара" — лучший оператор, лучшие визуальные эффекты.
"Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов" — лучший режиссер, сценарий, композитор.
BAFTA — лучший художник.
David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм.
Golden Screen, Germany
"Грэмми" — лучший саундтрек.
Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж звуковых эффектов.
National Board of Review, USA — специальное упоминание за спецэффекты.
National Film Registry.

Интересные факты о фильме:

Оригинальный сценарий фильма написал Пол Шредер. Но после того, как Спилберг изменил львиную долю скрипта, Шредер потребовал убрать свое имя из титров. Поскольку хоть какое-то имя там все же было быть должно, Спилберг вставил свое.

Рабочим названием фильма было "Watch the Skies" — так звучит заключительная фраза из фильма 1951 года "Нечто из другого мира".

На роли Роя рассматривались Стив Маккуин, Дастин Хоффман, Джин Хэкман. Кроме того, Спилберг подумывал о кандидатурах Джека Николсона и Джеймса Каана.

С этого фильма началось постоянное сотрудничество Спилберга и монтажера Майкла Кана.

Стенли Кубрик был настолько поражен игрой юного Кэри Гаффи, что взял его в свое "Сияние".

Один из первых фильмов, заимевших "режиссерскую версию".

Персонаж Лакомба списан с реального французского уфолога Жака Валле.

В фильме снялась собака Стивена Спилберга. Она — одна из землян-астронавтов, которые сходят с трапа инопланетного корабля.

Единственный фильм, в котором Франсуа Трюффо снялся как актер (не считая его собственных фильмов).

Мелинду Диллон в фильм взяли по рекомендации Хола Эшби.

Девятидюймовую модель "корабля-матки" Спилберг запер на амбарный замок в своем гараже, чтобы облик этого чуда не просочился в прессу раньше времени.

Смотри также: Фильмы про пришельцев и НЛО

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Близкие контакты третьей степени"

Близкие контакты третьей степени оценка: 4

У Михаила Ромма есть статья про эйзенштейновский "монтаж аттракционов". "Аттракциону" дается такое пояснение: "Под аттракционом обычно понимается номер в цирковом представлении, номер "экстра" — либо очень смешной, либо очень страшный, либо связанный с особым риском, либо оснащенный особенной, небывалой техникой". Все фильмы Спилберга состоят из аттракционов. Даже если режиссер показывает быт, то показывает его зрелищно, наблюдать за таким бытом интересно. "Близкие контакты третьего рода" — фильм про уфологов. Однако, Спилберг отнюдь не выводит этих прохиндеев на чистую воду, даже напротив, – в конце фильма состоится долгожданный контакт с пришельцами, и человечество окажется на пороге новой космической эры. Но невозможно показывать два часа только уфологов и НЛО, поскольку не каждый зритель может ассоциировать себя с уфологами. Для большинства людей уфологи – те же самые инопланетяне (кстати, фильм начинается с песчаной бури в мексиканской пустыне. Контуры "специалистов по тарелочкам" медленно проступают сквозь несущийся песок. В конце фильма точно также медленно будут проступать контуры инопланетян сквозь свет, льющийся из корабля-матки). Поэтому в сюжете появляется обыкновенный американский провинциал, добрый семьянин Рой Нири, электрик по профессии. Он становится свидетелем и участником небывалых событий: над его родным городком носятся НЛО и даже более того, один НЛО завис прямо над его автомобилем, когда он остановился посреди ночного шоссе чтобы свериться с картой. После инцидента Рою сносит башку: его преследует мучительный образ какой-то горы. Эту гору Рой пытается вылепить из картофельного пюре, из пены для бритья и т.д. Отныне пришельцы заняли все его мысли. Его увольняют с работы, местные жители считают его сумасшедшим, семейная жизнь на грани развала. Спилберг показывают историю одного безумия, но делает это в достаточно юмористическом ключе.

Фильм сделан с размахом. В разных уголках мира люди совершают странные находки. В мексиканской пустыне находят истребители времен II мировой войны, – они выглядят как новенькие, у них заправлены баки, двигатели исправны. В пустыне Гоби находят огромный крейсер, тоже пропавший черт знает когда. Всё это очень важно. Но, может быть, еще важнее индивидуальное безумие Роя и других землян-"маленьких человечков", которых преследует образ горы, в том числе жителей индийской Дхармасалы, пребывающих в эйфории и распевающих толпой какую-то мелодию из пяти нот.

Рой не столько сходит с ума сам, сколько сводит с ума свое семейство. Наконец, он решает образумиться, но в этот миг его посещает озарение. Он догадывается, что значит символ, который он изображал с помощью подручных средств. Это гора в соседнем штате, видимо, на этой горе состоится контакт (что тоже символично – на Синайской горе Моисей получил откровения от Бога). Рой появляет хвалебную американскую целеустремленность: забив на семью, движется к месту встречи… А ему, естественно, будут мешать американские власти.

Спилбергу удалось сделать, пожалуй, самый захватывающий фильм про уфологов и "добрых пришельцев". Образ инопланетного корабля, созданный Спилбергом, впоследствии будет растиражирован. Дружественный НЛО – это нечто огромное, освещенное разноцветными огнями (Спилберга вдохновила ночная подсветка индийского нефтеперерабатывающего завода). Кроме того, НЛО издает музыкальные звуки. Всё это похоже на какую-то карусель, вследствие чего создается ощущение праздника. В том же 1977 году вышли "Звездные войны" и определили тип "враждебного" космического корабля. Звезда смерти выглядит зловеще. Таким образом, в 1977 году появляется визуальный стандарт, которого придерживаются, похоже, до сих пор. Если космос дружелюбен, то корабли светятся как новогодние елки. Если нет, то их экстерьер отличается мертвенной бледностью. Пример дружелюбия: "Инопланетянин" (1982), "Кокон" (1985), "Бездна" (1989). Пример враждебности: "Чужой" (1979), "День независимости" (1996).

(23.12.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: