Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Поруганная честь Катарины Блюм / Die Verlorene Ehre der Katharina Blum oder: Wie Gewalt entstehen und wohin sie führen kann (1975)


Поруганная честь Катарины Блюм
Средняя оценка: оценка: 3
1975. Германия. 106 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Фолькер Шлендорф, Маргарет фон Тротта.
Сценарий — Фолькер Шлендорф, Маргарет фон Тротта по роману Генриха Белля,
оператор — Йост Вакано.

В главных ролях: Юрген Прохнов, Ангела Винклер, Марио Адорф.
В ролях: Дитер Лазер, Херберт Фукс, Рольф Бекер и др.

Награды:
международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне — OCIC Award (1975)
German Film Awards — награда за выдающиеся актерские достижения — Ангела Винклер; награда за выдающиеся достижения:оператор (Вакано) (1976).

Версия для печати

Мор: Сочувствие террористу

Поруганная честь Катарины Блюм оценка: 3

Катарина Блюм приходит на вечеринку, где встречает парня в водолазке. Он выделяется среди присутствующих и увлекает девушку — та, которую звали "монашкой", разговаривает с пришельцем, а затем проводит с ним ночь. Наутро к ней вламывается отряд захвата, неприятный следователь унижает ее, а грубые полицейские препровождают в камеру, сообщив, что она спала с террористом, убийцей и чудовищем. Газеты поливают ее грязью, друзья предают, симпатизирующие становятся ханжами, а мать погибает из-за бреда, который вместе с полицией сочинили газеты. И, конечно, ее подозревают в соучастии, трактуя любой факт не в пользу Катарины.

В этом фильме Шлендорфа есть две хорошие вещи:

1) Допрос, который вызывает ощущение, сходное с недавним диалогом героини Джоли с психиатром в "Подмене".
В фильме Иствуда ты в этот момент понимаешь, насколько хрупко твое соглашение с обществом и как легко взять тебя — и повергнуть в пучину, объявить безумцем. Возражаешь? Безумен. Соглашаешься? Безумен. Нравится? Спятил. Не нравится? Ах, не нравится... Однажды я прочитала текст, в котором говорилось, что законы и вера в них необходимы людям для того, чтобы не сойти с ума от напряжения. Ведь, если ты будешь задумываться о том, что водитель может врезаться в стену, а машины — не остановиться на красный свет, что любой из прохожих способен тебя зарезать, долго продержаться нельзя. Такое же соглашение позволяет тебе существовать в обществе и не тестироваться на состояние психики, пока ты не выступишь против него либо сознательно, либо случайно, совершив странный поступок. Т.е. ты не сумасшедший лишь до тех пор, пока тебя не сочли нужным проверить на сумасшествие.

Шлендорф делает то же самое с терроризмом. Ты не террорист лишь до тех пор, пока тебя не проверили на терроризм. Все, что ты ни делаешь, может быть сочтено подозрительным. Нынешнее время созвучно времени, когда Шлендорф снимал свои "симпатизантские фильмы", поэтому я не стану распыляться.

2) Идея фильма.
Идея фильма становится ясна после звонка Катарины, и тут Шлендорф гениален. Не будь этого звонка, фильм был бы совершенно обычным — миллионным фильмом из тех, что рассказывают про общество и одиночку, погоню за ведьмами и прочее. Но здесь все иначе — я уже привыкла считать Катарину невинной жертвой, решила это для себя, начала ей сочувствовать, при этом удивляясь ее стойкости и уверенности в себе. К ней относятся несправедливо, нечестно, каждый прикрывается ханжеством, вожделея и горя желанием затравить оленя. Это вызывает раздражение. И тут Шлендорф делает ход конем — Катарина связывается со своим мужчиной, провоцируя подозрения — а не прав ли следователь и не встречалась ли она с преступником раньше? Но факт в том, что в этот миг ты осознаешь, — независимо от того, террорист она или нет, твое отношение остается неизменным. Становится невозможным встать на сторону полиции, которую ты порицал, и в итоге ты симпатизируешь восставшим, как и Шлендорф. По-моему, отличная манипуляция.

Двойные стандарты всегда существовали в обществе — к кому-то закон "более справедлив", чем к другому; кто-то выслушивает от мужчины чушь, которую недавно отрицал, услышав от женщины; оппозиционеры не гнушаются приемами соперников. Шлендорф не обсуждает эти вещи, но показывает, что независимо от того, с кем мы имеем дело, — звездой цирка или преступником, — клевета выглядит уродливо. О том, что не знающий о преступлении человек легко станет преступником, стоит ему познать эту дрянь на себе. И это правильно.

Ну и, конечно, Катарина и ее мужчина у него настоящие герои, тогда как все остальные персонажи — гнилье, дрянь, ханжи, стремящиеся к утолению похоти, трусы и конформисты. Айе.

(26.01.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: