Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Операция "Валькирия" / Valkyrie (2008)


Операция
Средняя оценка: оценка: 3.5
2008. США / Германия. 121 минута.
Жанр: исторический / триллер.

Режиссер: Брайан Сингер.
Сценарий: Кристофер МакКуэрри, Натан Александр.

В главных ролях: Томас Кречманн, Том Круз, Теренс Стамп, Том Уилкинсон, Билл Найи.
В ролях: Том Холландер, Кеннет Брана, Карис Ван Хоутон, Дэвид Бамбер, Харви Фридман.

Интересные факты о фильме:

Фильм основан на реальных событиях покушения на Гитлера группой движения сопротивления, в основном из высших офицеров Вермахта, вошедшего в историю как "Заговор 20 июля".

Роль Гитлера изначально предложили Тобиасу Моретти, но тот не смог участвовать в проекте из-за плотного графика.

Круза соблазнили на участие в проекте, показав фотографи. Штауфенберга, с которым у них действительно есть портретное сходство.

Сразу 4 актёра пришли сюда из проекта "Чёрная книга" о движении сопротивления в Голландии, и 2 человека — из проекта "Бункер" о последних днях жизни Гитлера.

Большинство историков называют фильм крайне точной реконструкцией. Основные отличия изображаемых в фильме событий от реальности сводятся к следующему:
- В фильме использование операции "Валькирия" для захвата власти приписывается одному Штауфенбергу, хотя в действительности есть основания полагать, что это был план Ольбрихта;
- В фильме Штауфенберг слушает дома Вагнера, хотя реальный Штауфенберг Вагнера ненавидел;
- Реальный Штауфенберг после ранения долгое время принимал морфин, от которого позднее отказался, чтобы не стать нарко-зависимым; в фильме всю эту линию было решено выбросить;
- Помимо Ольбрихта, крайне спорным является изображение в фильме Гёрделера, который является источником противоречий и споров внутри сопротивления; в действительности Гёрделер был большим моральным авторитетом для всех заговорщиков.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Фашыська батькивщына хай цвитэ

Операция оценка: 4

Я искренне хотел начать эту рецензию словами о том, что главной интригой фильма было — убьют они Гитлера или не убьют? Потом я собирался долго юродствовать на тему "Тараса Бульбы", посмотрев которого я понял, что всё могло бы быть по-другому. На самом деле, конечно, я не сомневался в том, что именно мне покажут в кинотеатре. Сомневался я только и исключительно в том, как мне это покажут. История покушения на Гитлера — одного из немногих столь неожиданных и ярких событий мировой истории — всегда казалась мне удивительно сильным сюжетом, и если бы Сингер сотоварищи эту тему облажал, я бы ему этого никогда не простил.

Не буду долго занимать внимание тех, кто хочет увидеть главное. МакКуэйри, Сингер, Вагнер и Александер получают за этот фильм жирный плюсик. Это, без сомнений, зачот.

Фильм оказался удивительно крепким, хорошо продуманным триллером, местами просто тянущим из зрителя жилы, местами дающим отличный урок истории, при этом безо всяких мелкосортных заигрываний с туповатой частью зрительской аудитории. Хотя и не лишённый, конечно, излишнего голливудского лоска. Сингеру (и всей бригаде продюссеров) можно ставить прижизненный памятник уже только за то, что они собрали в одной картине могучую бригаду крутых мужиков, и мастерски с этой бригадой управились.

Актёров пособирали практически по всему миру: здесь англичане, немцы, голландцы, и совсем немного американцев (из крупных ролей – один Круз, что, пожалуй, к лучшему). Несмотря на то, что авторы не всегда выдерживали портретное сходство, попадание в характеры почти везде стопроцентное.



Совершенно офигенный Фромм вышел у Уилкинсона. Я даже теперь с трудом представляю себе какого-то иного Фромма. На его фоне многие другие роли меркнут, хотя, конечно, хороши и Квирнхайм немца Кристана Беркеля, и Бек Теренса Стампа, и даже Вицлебен с Гёрделером. Хотя Гёрделер едва ли был похож на описываемый образ – нигде в воспоминаниях он не упоминался, как баламут, или человек, вносивший раскол в ряды заговорщиков. Здесь сказывается всё же тот простой факт, что Сингер снимал не историческую хронику, а триллер, и должен был задать групповую динамику, хотя бы даже и пожертвовав одним-двумя персонажами. Ради того же красивого словца в фильме несколько раз проскакивают откровенно лажовые фразы или расклады. Например, Том Круз, имея в виду вышеупомянутую бригаду лидеров сопротивления, говорит о том, что они политики, а здесь, мол, идёт военная операция. Вот так полковник Штауффенберг походя объявил политиками, ни черта не понимающими в военных операция, генерал-полковника Бека, бывшего начальника штаба Верховного главнокомандования (его преемник Кейтель подпишет 8 мая 45-го акт о капитуляции Германии), и фельдмаршала Вицлебена, бывшего командующего группой армий "Д" (по сути – всем западным фронтом).


К подобным же лажам можно отнести и образ Ольбрихта. К игре Найи у меня претензий нет, он играет отменно – но играет совершенно не ту роль. Я понимаю, авторам картины нужен трус, иначе набор заговорщиков будет неполным, но надо иметь совесть: именно Ольбрихт, а не Штауффенберг, был автором идеи использовать "Валькирию" для государственного переворота. Да и не может, положа руку на сердце, столь пугливый и слабый человек дослужиться в вермахте до генеральского звания.



Зато в картине очень рельефно показан образ Фельгибеля, роль которого в заговоре (хотя он и не был знаком почти ни с кем из заговорщиков) трудно переоценить. Поступок Фельгибеля – напомню, что он дал команду отключить связь в Вольфшанце УЖЕ ПОСЛЕ того, как узнал, что Гитлер остался в живых – истинная храбрость, без шансов выжить, без шансов на победу, просто верность своему слову.

Конечно, фильм не лишён и откровенных недостатков. Самым слабым звеном, без сомнения, в фильме является Круз. Это явный мискастинг, не смотря на якобы очевидное портретное сходство Круза со Штауффенбергом. Круз безнадёжен. Когда-то он пытался что-то играть, и даже пару раз выдавал что-то стоящее, но с годами он понял, чего от него хотят зрители, и теперь из фильма в фильм играет одну и ту же роль, одну и ту же. Его голливудский лоск совершенно не подходит к образу опального полковника, одержимого идеей убить бога. Самым ярким, что было в его роли, оказалась работа мастеров по спецэффектам, умело дорисовавшим ему необходимые увечья. А вот отрезали бы Крузу руку для этого фильма, и выкололи бы глаз – вот это был бы номер. Станиславский бы заплакал.

Заговор против Гитлера – явление в действительно куда более глобальное, чем можно показать в рамках одного двухчасового фильма. Достаточно сказать, что "по итогам" был додавлен и казнён Канарис, а Роммелю предложили застрелиться самому, чтоб не повторить участи адмирала (это, для примера, как если бы Сталин в разгар войны расстрелял бы Рокоссовского и Тимошенко). Поэтому присоединюсь к толпе критиков, говоривших, что хорош фильм или плох – но здорово уже одно то, что он заставит множество людей перерыть самые нетривиальные и удивительные страницы истории.

(01.02.2009)

Версия для печати


Мор: nazisplotation

оценка: 2.5

Все самое лучшее в фильме Сингера умещается в первые пару минут, на которые приходится клятва солдат и зловещиезловещие титры. После — только добротный сероватый триллер с всполохами неприличного юмора. Затылок Гитлера заставляет дрожать, но эта преувеличенная добросовестность — еще одно невольное создание титана. Здесь как в истории инквизиции, которая выдумала своего дьявола, описала его руками завистливых монахов и в итоге столкнулась с тем, что дьявол стал для паствы более знакомым, чем бог. Том Круз без глаза борется за будущее своих детей, но от ассоциаций nazisplotation не избавиться.

Все самое интересное в фильме — в том, что практически в каждом известном мне интеллигенте, оказывается, живет Гитлер. "У меня Гер-мания. Свастике весело". Либералы, наци, леваки начали искать в "Валькирии" "Триумф воли", они возмущены, что Сингер не сделал всех молодыми арийскими богами. Поразительно, ведь иногда так и пишут — "арийские боги". Подмена антипропаганды пропагандой осуществляется как-то самостоятельно или дело в тяге к мундиру? Офицеры СС, германские солдаты непременно предстают в мозгу молодых политактивных обывателей как злые белобрысые звери, красивые сволочи. Эта садомазохистская тяга к сапогу, прикрываемая тягой к порядку, обнажается немедленно, стыдно, ярко, до покрасневшего лица и блеска в глазах.

Мне, конечно, было интересно узнать о заговорщиках в стане партии. Кресты, знамена, ломаные солнца проклятых, пучки колючки, шагом марш, а, может, Чапаев в конце не утонет? Но на следующий день, когда я вспоминаю фильм, в голове лишь бассейн со свастикой и то, как Сингер изуродовал Карен фон Хаутен.

(03.02.2009)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Последнее покушение на Гитлера

оценка: 3.5

null Триллер Брайана Сингера повествует о последнем, пятнадцатом, покушении на Гитлера, которое было осуществлено офицерами Вермахта.

Немногочисленные претензии зрителей сводятся к тому, что образ полковника фон Штауффенберга, созданный авторами фильма, является малоубедительным.

Картина начинается с того, что Штауффенберг в исполнении Тома Круза сидит в палатке и записывает в дневник крамольные мысли о зле, которое несет гитлеровская Германия народам Европы и Африки. Мотивами, которые сценарист и режиссер вкладывают в Штауффенберга, легко объяснить мотивы, которыми руководствовались сценарист и режиссер. Персонаж должен был быть универсальным.

Мне кажется, что Штауффенберг, будучи аристократом,
патриотом до мозга костей, принял решение убить Гитлера не из жалости к европейским и африканским народам, а потому, что прекрасно понимал, что война была по сути проиграна (действие происходит в 1944 году), и Германии было бы неплохо подписать капитуляцию, чтобы прекратить бессмысленное кровопролитие, сберечь жизни немецких солдат и, по возможности, предотвратить более тяжелые последствия для страны. Он понимал, что пока Гитлер жив, капитуляции не будет.

Однако в картине Сингера национализм Штауффенберга уживается с
общечеловеческими ценностями, — ведь фильм снимался не только для немецкой аудитории.

На самом деле, плевать на мотивы, двигавшие Штауффенбергом, — Брайан Сингер снимал фильм не о Штауффенберге, а "чиста конкретна" об операции "Валькирия". В результате получился хороший, сконцентрированный триллер (правда, не без соплей в начале). Штауффенберг является главным персонажем потому, что именно он пронес заветный портфельчик со взрывчаткой в Волчье логово, где фюрер проводил очередное совещание. Штауффенберг — самая драматичная, самая "саспенсная" фигура, вокруг которой наиболее удобно выстраивать сюжет.

Сингеру удалось обстоятельно раскрыть все детали заговора, и при этом фильм нисколько не потерял в динамике. Качественная постановка.

(03.02.2009)

Версия для печати


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Операция "Валькирия", мысли

оценка: 4

Всё в этом фильме держится на актерском таланте Тома Круза. Как бы подозрительно ни выглядела репутация самого Тома, репутация его героя, графа Штауффенберга, от этого не страдает. Многодетный отец (что уже выдает в нем авантюриста), любящий муж, гуманист, талантливый офицер, тридцатисемилетний мужчина в самом расцвете сил. Герой, уставший от войны.

Красиво убрал книгу со стола, со значением. Скоро эта рука перестанет существовать в природе.

Так много недовольных, что найти единомышленников не составляет труда.

Гитлер: маниакальный, сильный, нервный человек, но умеет предстать беззащитным и доверчивым (тиранская инфантильная симптоматика) — кумир своих рабов. Пока видят — зачарованы, когда отходят, наваждение постепенно спадает: харизма.

Удивительное в покушении: полностью зависит от случая, от ловкости в использовании ситуации, и доверено одноглазому, однорукому инвалиду, у которого не хватает даже пальцев, чтобы передавить кусачками взрыватель: вызывает острую жалость, сочувствие и сильную нервозность.

Нетерпение Штауффенберга и вызванная горячкой близорукость: ему не побороть авторитет Гитлера, подспудное упование на сознание народа (плачущая телеграфистка) беспричинно, даже свой захват власти Штауффенбергу и его команде приходится делать именем Гитлера.

Спекулятивный переворот очень некрасиво выглядел бы в историческом плане, нечестно, непредсказуемы последствия, наверняка беспорядки и анархический упадок. Когда война проиграна официально, состоялись вход русских в Берлин и самоубийство Гитлера — ситуация прозрачна, обстоятельства доведены до максимума выраженности — однозначность, нет почвы для двойных толкований. Нужны ли были жертвы? Нужны, чтобы быстрее перестроиться после падения рейха.

Великолепный адьютант, важная смерть.

(04.02.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: