Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Летние солдаты / Samâ sorujâ (1972)


Летние солдаты
Средняя оценка: оценка: 2.5
1972. Япония. 107 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Хироси Тэсигахара.
Сценарий — Джон Натан,
оператор — Тэсигахара Хироси,
музыка — Тору Такэмицу.

В главных ролях: Кейт Сайкес.
В ролях: Рэйсэн Ли, Кадзуо Китамура, Тосико Кобаяси, Хидео Кандзэ, Тамао Накамура, Хисаси Игава и др.

Версия для печати

Мор: Капризный мальчик Джимми

оценка: 2.5

Критики сообщают, что "Летние солдаты" — самый неудачный фильм Тэсигахары Хироси. Возможно, это и так, но Хироси стал известен благодаря своей любви к сюрреализму, умению переплавлять тексты Абэ в кинозагадку, а после съемок "Летних солдат" несколько изменил творческое направление. В "Летних солдатах" сюрреализм разве что ситуативный — сбежавший с военной базы американец живет в семьях японцев, разговаривает с членами комитета помощи дезертирам, шатается от города к городу и нигде не находит своего места. Время действия — война во Вьетнаме, тема — жизнь американских дезертиров, сбежавших из армии. Словосочетание "летние солдаты" обозначает тех, кто готов воевать только в удобстве и до тех пор, пока не станет чересчур трудно. И впрямь американский солдатик довольно гадкий, безответственный мальчишка. Парень с лицом хиппи и низкими жизненными потребностями. Он не хочет убивать людей, он хочет love и рок-н-ролл, но здесь не Америка, сынок, здесь японцы, которые ему помогают и которых он вскоре начинает ненавидеть.

В фильмах про взаимодействие американцев и японцев, скажем, в "С рождеством, мистер Лоуренс" или "Летних солдатах", американец чаще всего выглядит глупо. Не знаю, с чем это связано, — скорее всего, с тем, что режиссеры-японцы воспринимают иностранцев специфически. Тут приходится признать наличие менталитета, потому что даже изображая положительного героя-американца что Осима, что Хироси рисуют таких отталкивающих, нагловатых, прямолинейных мужланов, выдающих браваду за смелость, а нетерпение и неумение себя сдерживать за прорывы, что на них неприятно смотреть. Исключительно за счет личной неприязни и трудно оценивать подобное кино.

"Летних солдат" нельзя назвать неудачными в том смысле, в каком мы используем это слово, характеризуя блокбастер. Напротив — фильм психологически интересен, рассказывает историю выброшенного из жизни чужой страны человека, чей протест захлебывается в иной культуре. Жизнь дезертира, вынужденного прятаться и полагаться на чужаков, очень тяжела, она лишает чувства собственного достоинства, лишает возможности ощущать себя свободным. Японцы интересны дезертиру потому, что он хочет начать новую жизнь, но вот проходит время — и он с ностальгией вспоминает о легкодоступных американских девицах, готовых прыгнуть в кровать после дискотеки. Японцы поддерживают дезертиров, не желающих воевать, но на деле несколько презирают этих чужаков, интересуются ими только потому, что у них есть такой пункт. "Летние солдаты" — это история о том, что происходит с намерениями, когда они попадают в руки обыкновенных людей с множеством недостатков. Не имея возможности самоутверждаться, Джим самоутверждается за счет проститутки.

Действия героя противоречивы. Он эгоистичен, устремляется к "радостям" жизни, готовый отобрать их у других. Он не умеет благодарить, его тяготит холодная забота окружающих. Он ищет девушек, готовых переспать с ним, однако вернувшись к проститутке, долгое время укрывавшей его, и застав ее с еще одним американцем, Джим обижается. Он прощается с ней, повесив четки на ручки двери. Особенно мощно его эгоизм, незрелость подаются в следующей сцене: он прибегает в квартиру семьи, приютившей его, и просит у них несколько тысяч иен, постепенно снижая сумму, умоляя, прикрикивая, говоря, что его ждет девушка. Хозяйка дома посмеивается и говорит, что просить у них денег он не должен, пусть пригласит девушку в дом. Джим настаивает, ему просто хочется развлечься в кафе, сцена становится неприятной. Получив деньги, он выходит на улицу и обнаруживает, что девушка ушла. Потратив их на выпивку, Джим возвращается и, раздосадованный, грубый, пытается заменить ушедшую девицу хозяйкой дома, обхватив ее и пытаясь изнасиловать. В целом поведение Джима похоже на поведение избалованного, недовольного, капризного ребенка. Однако есть в нем и правда — полная, окончательная зависимость от окружающих приводит к жестокости.

Война во Вьетнаме закономерно воспринимается нами как бессмысленная бойня. Культура хиппи, выступающая против насилия, подталкивает героя отказаться от кровопролития, трахаться и играть на гитаре, однако японцы-пацифисты смотрят на войну несколько иначе. Самой интересной с этой точки зрения кажется сцена, в которой Джим приходит в общество помощи дезертирам и отвечает на различные вопросы его членов. Ответ на вопрос: "Почему ты сбежал?" звучит слабо, неубедительно, и инициативу перехватывает одетый в черное японец, для которого мотиваций "летнего солдата" недостаточно. "Ты струсил? Испугался? А? Раз ты хочешь драться сейчас, то почему ты не выступил против командования там?" — бомбардирует он Джима вопросами на японском, не утруждая себя необходимостью переводить сказанное. Сухощавый, суровый японец, использующий интонации самураев, "мужской японский", и разнюнившийся, похожий на иисусика Джим — сильный контраст. Т.е. дело тут не в несправедливости вьетнамской войны, а в разнице характеров.

Неудача фильма в том, что мы не можем проследить авторскую позицию. Его герой вызывает отторжение, его переживания кажутся мелкими, что усугубляется общей легкомысленностью Джима. Он не интересуется ничем кроме секса и отчасти музыки, это довольно скучный типаж, для которого все изгибы жизни проходят бесполезно. Речь накачанного американца в повязке (плохо переведенная в моем рипе), так и вовсе наводит на мысли об издевательстве. Такое невозможно произносить серьезно. Скорее всего (на что намекает и название), Хироси хотел сказать, что многие пацифисты таковы не по натуре, а потому, что трусливы, слабы и беспомощны, но фильм допускает многие трактовки. В общем, "Летние солдаты" могут быть рекомендованы только исследователям.

(08.05.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: