Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Стукач / Le doulos (1962)


Стукач
Средняя оценка: оценка: 4.5
1962. Франция / Италия. 108 минут.
Жанр: детектив / криминальный / нуар.

Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль.
Сценарий: Жан-Пьер Мельвиль (по роману Пьера Лесу),
Оператор: Николя Айе,
Композиторы: Жак Луссье, Поль Мизраки.

В главных ролях: Жан-Поль Бельмондо, Серж Реджани.
В ролях: Жан Дезайи, Рене Лефевр, Марсель Кювелье, Филипп Марш, Фабьен Дали, Моника Хеннесси.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Michel Poiccard vs. Noir

Стукач оценка: 4.5

Вор Морис (Серж Реджани) и его подельник Реми собираются на дело. Новый друг Мориса, Сильен (Жан-Поль Бельмондо), выбивает из девушки Мориса признание и узнаёт, где состоится ограбление, после чего звонит в полицейский участок комиссару Салиньяри. Во время ограбления прибывает полиция. Комиссар убивает Реми, а Морис убивает комиссара. Чудом спасшись, Морис клянется отомстить стукачу Сильену.

Увядший на задворках Голливуда стиль "нуар" возродился по ту сторону океана. Француз Жан-Пьер Мельвиль, увлекающийся американским образом кинематографического мышления, сделал шикарный фильм, пригласив на главную роль Жан-Поля Бельмондо, с которым встретился на съемочной площадке фильма "На последнем дыхании" (Мельвиль играл в этом фильме американского писателя-детективщика).

"Стукач" сделан традиционно: черно-белый цвет; герои в плащах и шляпах, то и дело исчезающие во тьме; косые тени (приём со свернутой со стола и качающейся на шнуре настольной лампой впоследствии был использован в "Однажды на диком западе" Серджио Леоне). В этом мире нет обычных людей, есть только легавые, преступники и полицейские осведомители.

Но есть два важных исключения. Пространство нуара – это пространство лжи. В "Стукаче" обман достигает максимальной концентрации: не только герои обманывают друг друга. Сам режиссер начинает обманывать зрителя, намеренно отправляя его по ложному пути. Но делает это честно – посредством недомолвок. Это не ложь, всего лишь недосказанность, основное правило хорошего фильма. Умный зритель ненавидит, когда ему разжевывают то, что и так понятно. Почти брессоновский минимализм оказывается удобным способом наебать зрителя, – подвоха не заметит никто. И даже напротив, зритель только рад, что режиссер обходится без занудства. По этой причине столь эффектен финальный твист, когда за пять минут весь сюжет выворачивается наизнанку, а за следующие пять минут превращается в трагедию.

Второе новшество, которое привнес Мельвиль в жанр, – тема дружбы. Вообще-то герои нуара особо не дружат. Они предают, не доверяют, используют друг друга, много и охотно убивают. Мельвиль подрывает устои жанра, одновременно закладывая базу для нового французского криминального фильма. Впоследствии по этим канонам будут снимать свои фильмы Ален Корно, Жан Эрман, Робер Энрико и др. А отзвуки роковой развязки можно найти даже в "Таинственной реке" Иствуда.

Сильен оказывается многозадачным персонажем. Идеальным был выбор Бельмондо на эту роль: крепкий кулак, цинизм и холодность американского героя, и в то же время невинные глазенки инфант террибля Мишеля Пуакара…

(10.06.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: