Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Калигула / Caligola (1979)


Калигула
Средняя оценка: оценка: 2
1979. США / Италия. 156 минут.
Жанр: исторический / эротика.

Режиссер: Тинто Брасс, Боб Гуччионе.
Сценарий — Гор Видал, Боб Гуччионе, Тинто Брасс,
оператор — Боб Гуччионе, Джанкарло Луи.

В главных ролях: Малькольм Макдауэлл, Хелен Миррен, Питер О'Тул, Тереза Энн Савой.
В ролях: Мирелла Д'Анджело, Паоло Боначелли, Джон Стейнер.

Интересные факты о фильме:

- вопреки расхожему мнению, откровенные сцены снимал не только Гуччионе, редактор "Пентхауса". Собственно, ему принадлежит лишь жуткая сцена с лесбиянками, подглядывающими за Друзиллой, Цезонией и Калигулой. И кое-где он добавил обнаженной натуры. С другой стороны, многие сцены, имеющие отношение к драматическому развитию действия, были им сокращены.

- да, если кто не знает, — то это практически порнофильм.

- Малькольм МакДауэлл отказался сниматься в сцене, где ему предлагалось содомировать бедолагу-мужа после изнасилования его жены, так что ее заменили фистингом. Хм, трудно сказать, сделало ли это фильм лучше.

- сцену с испуганным бурей Калигулой МакДауэлл придумал сам.

- благодаря поддержке порномагната, картина получила немалые финансовые вливания. Фильм снимался четыре года, было построено огромное количество декораций (в том числе — гиганский корабль-бордель длиной 175 футов и высотой 30 футов)

Версия для печати

Мор: "Калигула": в царстве небритых пелоток

Калигула оценка: 2

Нет повести печальнее на свете, чем затерявшиеся посреди жестокого порно актеры, которые, вроде бы, жрецы искусства. Жрецы искусства против жриц любви и динамика минета против кинодраматургии — вот такие вещи можно увидеть в фильме Тинто Брасса, который с какого-то перепугу был назван историческим. После "Калигулы" Тинто Брасс уже не возвращался в русло кино, продолжая штамповать излюбленные им эротические картины в пакостных желто-коричневатых цветах. Полностью увлеченный сексуальными шалостями режиссер отрабатывал амплуа гадкого старикашки, подглядывающего за тем, как мастурбируют его невестки. Что ж, тут ему, наверное, равных нет, но в качестве серьезного кинодеятеля Тинто Брасс не состоялся. Кое-кто говорит, что он соединил жесткий секс и серьезное кино, породив новый жанр, но не будем лукавить — жанр этот давно известен и называется костюмированное порно. Вроде "Петр Первый — великий бабник", "Сексуальные приключения трех мушкетеров" или "Екатерина и ее дикие забавы". Впрочем, даже с этой точки зрения фильмы Тинто Брасса всегда проигрывали более удачливым братьям по цеху, которые не пытались вставлять в порнуху шутки в духе отдыхающих в Крыму менеджеров и соблюдали стиль.

Короче говоря, Тинто Брасс решил снять фильм про Калигулу, а финансировал проект и ассистировал Брассу редактор Пентхаусов Боб Гуччионе, который постфактум бездарно, даже без хронологического смысла, вставил в и без того откровенный фильм Брасса дополнительную порцию гениталий. "Калигула" — это поистине душераздирающее зрелище, в котором драма схватывается насмерть с порноиндустрией, а серьезный, вроде бы, актер Малькольм Макдауэлл бродит посреди "золотого дождя" и сцен содомии со своим фирменным выражением лица. Помимо этого "Калигула" — мучительный поединок между Брассом-режиссером и Брассом-порнографом, единственная битва, в которой последний окончательно разгромил первого. Ни разу более за серьезные темы Брасс не брался. Впрочем, что касается откровенности, то режиссер говорил, что не снимал ничего такого, чего не происходило бы в Древнем Риме, причем замах был эпичен, чему свидетелем музыка Прокофьева и Хачатуряна. И верно — Калигулу вряд ли можно назвать добропорядочным гражданином. Он с удовольствием присутствовал на пытках, предавался чудовищному разврату, насиловал жен членов Сената и заставлял чествовать себя, будто Бога. Получила распространение и история о том, что он безмерно любил свою сестру Друзиллу, жил с ней как с женой и во время болезни назначил управительницей всего своего имущества. А уж зная о бесчинствах римских императоров, можно предположить, что оргии, обжорство и насилие являлись непременными атрибутами двора. Но... Но профессионализм и драматургия не должны бить по тормозам даже при таком раскладе. А чем начинается "Калигула"? Полуголая девица пасторально бежит рядом с таким же Макдауэллом, потом валяется, задирая ноги и демонстрируя щель, и этот смех нужно же еще и воспринимать. Тинто Брасс снимает, как деревенщина, — вот в чем основная проблема.

Многие удивляются, как Уве Боллу удается приглашать в свои фильмы приличных актеров. Черт, я знаю головоломку круче — как удалось заставить сниматься в "Калигуле" Хелен Миррен и Питера О'Тула? К чести актеров стоит сказать, что они не стушевались, но это бедолаги просто не видели того, что наставлял в кино Гуччионе, а то их лица моментально бы дрогнули. "Калигула" — это пример того, что будет, если бездарному режиссеру дать возможность поработать с настоящими профессионалами. Миррен, исполняющая роль Цезонии, самой развратной женщины Рима, играет с восхитительным вызовом. Что же касается МакДауэлла, то он не бросал стремления сделать из эротического капустника серьезное кино. К примеру, сцена смятения во время бури принадлежит самому МакДауэллу, желавшему, очевидно, углубить образ. Благодаря его страниям и отрицательному обаянию жестких голубых глаз я держалась половину фильма. О'Тул выразительно сыграл Тиберия, но слишком быстро покинул сцену. Роль нежно любимой императором сестры Друзиллы (что не помешало ему бросить ее солдатам, когда Калигула осознал, насколько от нее зависим) должна была исполнить Мария Шнайдер. Уже начав сниматься, она пришла в ужас от сцен и жалкого клочка ткани, называемого тогой, и умчалась со съемочной площадки, матеря ответственных за это безобразие. Поэтому Тинто Брасс под своим личным прессингом отдал эту роль Терезе Энн Савой, снимавшейся у него в "Салоне Китти". Привлекательная девушка, она стала противовесом, эдакой невинной развратностью, чистотой, сдерживающей бесовские наклонности Калигулы.

Тинто Брасс пытался изобразить Калигулу не изначально порочным, а почти революционером. http://www.ekranka.ru/pics/caligula_1.jpgДа-да, именно так, ведь все мерзости, творимые Калигулой, он совершает с мрачным черным юмором, смеясь над слепотой "слуг народа" и его волей. Он отдает сенаторских жен по пять золотых, заставляя их обслуживать любого, и в этом, я полагаю, желания народа полностью совпадают с желаниями императора. Помимо этого Брасс предлагает и собственное объяснение его жестокостям — Калигула живет в атмосфере разврата, его окружают враги, которые убьют его ради власти, а потому тем, кто будет убивать, должен стать он сам. Его паранойю способна смягчить только собственная сестра, которая — за неимением лучшего — становится и его любовницей, единственной, кому он может доверять. Их чрезмерная близость объясняется окружающей опасностью. Ну а дальше Калигула упивается властью, падая в устланный телами ад. Актеры старательно выписывают любовь Калигулы к Друзилле, играет "Ромео и Джульетта" Прокофьева, но лучшие стремления оказались поруганы. Во время групповой любовной сцены между Друзиллой, Цезонией и перепуганным Калигулой, ради которой Тинто Брасс выжал всю свою сентиментальность, Боб Гуччионе вставил контрастирующую сцену с вульгарными блядьми-лесбиянками! Вот ведь засада, да? А меж тем, момент гибели Друзиллы напоминает о слове "драматизм". Впрочем, если вы хотите узнать, что является венцом драматургической выразительности по Брассу, то тогда вам прямиком в сцену развязки, где напряжение нагнетается с помощью сосущей член девки. !drama!

Короче, к кинематографу эта порнографическая маета имеет опосредованное отношение. Попытка Брасса пробудить в себе режиссера была раздавлена потной задницей тяги к "фильмам для взрослых". Так Тинто Брасс и остался в дальнейшем снимать разный отстой, а "Калигула" является ему немым укором. Впрочем, чувак, который в одном из интервью сказал, что "попки" выразительнее людских лиц, вряд ли особенно расстроился.

(15.12.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: