Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Главное — любить / L'important c'est d'aimer (1974)


Главное — любить
Средняя оценка: оценка: 4
1974. Франция / Германия / Италия. 109 минут.
Жанр: мелодрама.

Режиссер: Анджей Жулавски.
Сценарий: Анджей Жулавски (по роману Кристофера Франка "Американская ночь"),
Оператор: Рикардо Аронович,
Композитор: Жорж Делерю.

В главных ролях: Роми Шнайдер, Фабио Тести, Жак Дютрон.
В ролях: Клод Дофен, Роже Блен, Габриель Дулсе, Клаус Кински.

Награды:
"Сезар" — Лучшая женская роль (Роми Шнайдер)..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Главный фильм Анджея Жулавского, главный фильм Роми Шнайдер

Главное — любить оценка: 4

Когда я смотрел "Одержимую" Анджея Жулавского, я восхищался каждым кадром. Творческий почерк режиссера вызвал у меня безумный интерес, но другие его работы, которые я посмотрел после "Одержимой" – "Шальная любовь" и "Дьявол" – оказались разочаровывающими. Когда я уже был готов окончательно разочароваться в Жулавском, и даже почти принял решение не смотреть его фильмы более никогда, мне удалось посмотреть "Главное – любить". И я сразу понял, что это его главный фильм.

Он не настолько захватывающий, как "Одержимая", но абсолютно показательный. Кроме того, это первый фильм Жулавского, снятый за пределами ПНР, и, видимо, поэтому довольно сдержанный (хотя, когда речь идет о Жулавском, говорить о "сдержанности" не приходится).

У картины очень простой сюжет. Порно-фотограф влюбляется во второсортную актрису, снимающуюся в дешевых фильмах, в том числе эротического содержания. Актриса замужем, но фоторгаф пытается добиться ее расположения. Приятель фотографа, умирающий от цирроза печени, советует продвинуть "актриску" на театральную сцену: он знает по собственному опыту, что пределы любви наглядно обрисовываются только финансовыми вкладами. Фотограф финансирует постановку "Ричарда III", сделанную совершенно безумными личностями, но финансирует тайком. Муж актрисы с каждым годом отдаляется от жены всё дальше. Он пытается хоть как-то исправить эту ситуацию, но ничего не может поделать. В конце концов, он смиряется со своим положением, хотя оно для него гибельно. Сожалея мужу актрисы, фотограф не может остановиться, — его влечение сильнее его сочувствия.

Итак, у картины, как можно видеть, очень простой сюжет. И совершенно тривиальное название. Самое интересное, что Жулавский не пытается никого обмануть. Он искреннен. Любовь для Жулавского – уникальная, да и попросту единственная что-либо значимая ценность. Та ценность, ради которой стоит жить и стоит умирать. И это не пустые слова: на исступленной жизни и осознанном саморазрушении базируются все фильмы Жулавского.

Главное — любовь. Это очень простая истина. Она декларируется каждой сценой, каждым поворотом сюжета, но затуманивается манерой Жулавского чрезмерно экспрессивно снимать. Возможно, фильм был бы полным вздором, если бы не потрясающая игра Роми Шнайдер, которая наделяет безумные режиссерские аберрации нежностью и утонченностью.

Фильмы Жулавского – это преклонение перед женщиной, страх перед непознаваемостью своего будущего, граничащий с фатализмом. Страх вперемешку с восторгом. Женщина в представлении Жулавского – сверхъестественное и низъестественное существо. В этом плане фильмы Жулавского уникальны, других таких режиссеров я не знаю. Мужчины в его фильмах – "подносчики снарядов", зомби, рабы, исполнители, которые со временем обязательно почувствуют свою ничтожность. Они заслуживают некоторое уважение своей преданностью, настойчивостью и неистребимым чувством восторга, но они серы и неинтересны, и, в конечном итоге, превращаются в прах.

Однако, преклоняясь перед женщиной, Жулавский не растворяется в ней окончательно. Он не может обуздать свои собственные творческие порывы. Он ничего не может поделать со своей патологической самобытностью. Именно в его фильмах столь хорошо чувствуется авторитарное величие "божьей искры" — счастливого и в то же время несчастного дара творить – творить зачастую бессознательно.

Поэтому, чтобы его фильмы стали полнокровными, начали дышать и обрели грубую правдоподобность и осмысленность, ему требуются актрисы исключительного таланта. Роми Шнайдер и Изабель Аджани – выдающиеся актрисы, чего не скажешь про Софи Марсо. Соответственно, "Главное – любить" (кстати, сама Шнайдер считает роль Надин своей лучшей ролью) и "Одержимая" — отличные фильмы, и это отлично видно, а, например, "Шальная любовь" — нет, и это тоже отлично видно.

(29.08.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: