Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Мэри Райли / Mary Reilly (1996)


Мэри Райли
Средняя оценка: оценка: 2.5
1996. США. 108 минут.
Жанр: драма / ужасы / экранизация.

Режиссер: Стивен Фрирз.
Сценарий: Кристофер Хэмптон (по роману Валери Мартин),
Оператор: Филипп Руссело,
Композитор: Джордж Фентон.

В главных ролях: Джон Малкович, Джулия Робертс.
В ролях: Майкл Шин, Джордж Коул, Майкл Гэмбон, Кэти Стафф, Гленн Клоуз.

Интересные факты о фильме:

Фильм должен был снимать Тим Бартон, но потом ему в руки попал сценарий "Эда Вуда", и он променял английского классика Р.Л.Стивенсона на "худшего" режиссера в истории кино. Кроме того, режиссером фильма мог стать Роман Поланский.

На роль Джекила претендовал Джек Николсон. Сам же Стивен Фрирз хотел видеть в этой роли своего любимого актера Дэниела Дэй-Льюиса. Однако роль досталась Джону Малковичу.

На роль Мэри Райли рассматривались Эммануэль Сенье и Ума Турман. В споре победила Джулия Робертс и получила гонорар в размере 10 миллионов долларов.

Сценарий переписывался не менее 25 раз. Через несколько месяцев после завершения съемок, продюсерам взбрело в голову сделать две альтернативные концовки, и они собрали съемочную группу заново. Чтобы вытащить Гленн Клоуз на один день работы, за ней отправили в Лондон личный самолет.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Стивен Фрирз оступился

Мэри Райли оценка: 2.5

В противовес знаменитой повести Роберта Льюиса Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", где основными наблюдателями являются мужчины (знакомые доктора Джекила), в романе "Мэри Райли" предлагается женский взгляд на эту таинственную историю, разворачивающуюся в доме и лаборатории доктора Джекила, а также на узких и мрачных, окутанных холодным туманом улочках викторианского Лондона.

Более того, это взгляд со стороны прислуги. В центре драматического романа современной писательницы Виктори Мартин – молодая служанка Мэри Райли, недавно принятая в дом доктора Джекила. Пожалуй, здесь будет уместно вспомнить о той высокопарности, с какой английская аристократия относилась к американским мужланам, набобам-капиталистам, выросшим из сосланных в "дикую Америку" преступников и простолюдинов.

...вспомнить об этом и заметить, что писательница Виктори Мартин – американка.

В "Мэри Райли" сюжет Р.Л.Стивенсона превращается в сюжет классического готического романа (писанного, как правило, женами "высокопоставленных особ"). Фрирз снимает именно готический фильм.

Темный каменный дом, крепко стиснутый соседними домами, чьи очертания теряются в тумане, напоминает средневековый замок, зажатый среди скал высоко в горах. Во внутреннем дворе-колодце на скользких камнях лежат капли влаги. Внутри бывшей прозекторской по соседству, выкупленной и переоборудованной Джекилом в лабораторию, кипит научная работа, гнездятся страшные тайны, природная естественность попирается деятельным человеческим разумом. Эксперимент, оставшийся за кадром (что может знать простая служанка о научных изысканиях?), приводит к успеху, но начинается череда кровавых убийств, которая пресекается лишь благодаря вторжению любви. Любовь развеивает силы зла, – совсем как в успешной экранизации "Дракулы" Брэма Стокера, сделанной четырьмя годами ранее Фрэнсисом Фордом Копполой.



Фильм создавался долго и мучительно. Острая коса Кристофера Хэмптона, написавшего блестящую экранную адаптацию эпистолярного романа Шарло де Лакло "Опасные связи", нашла на влажный мшистый камень "женской прозы" Валери Мартин и затупилась: сценарий переписывался 25 раз. В это время проект покинул американец Тим Бартон, и его место занял англичанин Стивен Фрирз, который восемь лет назад экранизировал "Опасные связи" и принес Хэмптону премию "Оскар".

Что действительно удалось Фрирзу в работе над "Мэри Райли" – это создать атмосферу. Тягучую, сырую и туманную. Превосходны костюмы и декорации. В фильме играют актеры, блиставшие в "Опасных связях" – Джон Малкович и Гленн Клоуз.

А вот роль Мэри Райли исполняет Джулия Робертс, чей звездный аппетит поглотил четверть 47-миллионного бюджета картины. Мэри Райли в ее исполнении вызывает смутное раздражение своей анемичностью, заторможенностью. Мэри ходит, смиренно опустив очи долу, но не упускает случая (когда никто не видит) позыркать по сторонам и сунуть нос, куда не просят. Именно ее вялая, податливая непокорность разбередит глухое сердце концентрированного зла во плоти – мистера Хайда, и побудит его покончить жизнь двойным самоубийством, уничтожив и себя, и свою "добрую" аватару – доктора Джекила.

Как оказалось, Джулия Робертс легонько подбешивала не только меня, – за эту роль она удостоилась номинации на "Золотую малину", но "почетного" приза так и не удостоилась.

В этом фильме Фрирз не нашел страстей, но за них поручился. Однако фильм не удался. Это сокрушительный провал. Как художественный, так и коммерческий. Не нужно было Фрирзу снимать бабское кино, к тому же замешанное на исключительных деньгах (это уже мои мысли, которые возникли через несколько часов после просмотра).

Я начал смотреть фильм солнечным субботним утром в 8.00, а закончил просмотр в 15.30. Фильм обладает удивительной сновиденческой силой. Я засыпал каждые полчаса экранного действия и спал крепким сном (хотя ночью неплохо выспался), причем мое подсознание выдавало "на гора" красочные, хотя и бессмысленные сны. В этом плане "Мэри Райли" не только соперничает с нашим "Тарасом Бульбой", но и уверенно его побеждает. Удивительным усилием воли я дотянул до финальных титров и решил перечитать статью Владимира Набокова о повести Стивенсона (саму повесть можно не перечитывать – Набоков по привычке цитирует ее почти целиком). Но по глупости своей я не выключил плеер. Титры продолжали идти, сопровождаемые ритмической, печальной музыкой Джорджа Фентона. Через пол-минуты пальцы мои ослабели, книжка упала на пол, а я рухнул на диван и еще на два часа погрузился в бездну сновидений.

Право слово, лучше б фильм снимал эксцентричный Бартон вместо Фрирза (которого, кстати, я безмерно уважаю), а вместо Робертс (которую я тоже очень уважаю) играла бы Хелена Бонэм-Картер.

(12.09.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: