Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Сонная лощина / Sleepy Hollow (1999)


Сонная лощина
Средняя оценка: оценка: 4
1999. США. 105 минут.
Жанр: детектив / мистика / ужасы.

Режиссер: Тим Бартон.
Сценарий: Эндрю Кевин Уолкер (по мотивам новеллы Вашингтона Ирвинга "Легенда о Сонной лощине"),
Оператор: Эммануэль Любецки,
Композитор: Дэнни Эльфман.

В главных ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи.
В ролях: Кристофер Уокен, Кристофер Ли, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспер Ван Дин, Джеффри Джонс, Ричард Гриффитс.

Награды:
"Оскар" — лучший художник.
BAFTA — лучший художник, лучшие костюмы.
Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов — лучшая актриса (К.Риччи), лучший композитор.
Satellite Awards — лучший оператор, композитор, художник, костюмер, звукооператор.
Гильдия художников — лучший дизайн.
BMI Film & TV Awards — лучший композитор.
Boston Society of Film Critics Awards — лучший композитор.
Costume Designers Guild Awards — лучшие костюмы для исторического или фэнтезийного фильма.
Las Vegas Film Critics Society Awards — лучший художник.
Santa Fe Film Critics Circle Awards — лучший оператор..

Интересные факты о фильме:

Тим Бартон утверждал, что на его соображения о том, как должен выглядеть фильм, сильно повлиял диснеевский мультфильм "Легенда о Сонной лощине" 1958 года выпуска. В качестве трибьюта к мульту он воссоздал сцену, в которой Икабод Крейн скачет через мост и слышит из тумана то ли кваканье, то ли карканье: "Ichabod... Headless Horseman..."

Кристофер Уокен, сыгравший всадника без головы, снялся в фильме забесплатно. У его персонажа всего две реплики — "Хааа!" и "Ш-ш-ш-ш". "Сонная лощина" стала вторым фильмом в карьере Уокена, в котором ему пришлось целоваться, — первым была "Мертвая зона". Кроме того, в "Мертвой зоне" была сцена, где персонаж Уокена советует ученикам прочитать "Легенду о Сонной лощине" Вашингтона Ирвинга.

Финальная сцена погони сквозь Западные леса снималась три недели.

Коня Всадника без головы зовут "Черт". Так звали коня Брома из рассказа Ирвинга. Животное было приобретено для съемок в Севилье.

Фильм должен был снимать Кевин Ягер. В титрах он фигурирует как со-продюсер.

Во время работы над фильмом, съемочная группа жила в Сонной лощине — то есть, грубо говоря, в декорациях. Тамошние дома были оборудованы всем необходимым для жилья. После съемок город был демонтирован.

Бюджет фильма составил 100 миллионов долларов.

Первые кадры фильма были сняты оператором Конрадом Л.Холлом, другом главного оператора Эммануэля Любецки.

Хотя Тиму Бартону очень понравился сценарий Эндрю Кевина Уокера, он попросил знаменитого Тома Стоппарда доработать сценарий. Стоппард снизил градус насилия в некоторых сценах. В титрах не числится.

В сцене погони Джонни Депп обошелся без каскадеров. Под одеждой он носил пуленепробиваемый жилет.

Во время схватки с Всадником без головы Каспер Ван Дин, игравший Брома, сломал палец.

Роль Катерины предлагали Вайноне Райдер, но та отказалась.

Кроме Деппа на роль Икабода претендовали Лайам Нисон, Брэд Питт и Дэниел Дэй-Льюис.

"Сонная лощина" стала последним фильмом, выпущенным на лазерных дисках.

Депп утверждает, что никогда не смотрел этот фильм, так как ему не нравится выбранная им манера игры. Кроме того, он хотел, чтобы у его героя был стальной протез вместо носа, огромные уши и чрезмерно длинные пальцы, но студия "Парамаунт" сочла этот образ слишком отталкивающим.

Смотри также: Фильмы про призраков, привидения и полтергейст

Версия для печати

Владимир Гордеев: Другая ирония Тима Бартона

Сонная лощина оценка: 4

В 1999 году, то есть, ровно через двести лет после событий, описанных в сценарии, Тим Бартон решил почтить своим вниманием классика родной ему американской литературы – Вашингтона Ирвинга. У любого зрителя еще до просмотра легко могло сложиться впечатление, что безбашенный Бартон крайне бесцеремонно обойдется с "Легендой о Сонной лощине", одним из самых известных и часто экранизируемых произведений писателя (в основном это были анимационные фильмы, создаваемые, в том числе, стараниями студии Уолта Диснея, где Тим Бартон по молодости подвизался в качестве аниматора). Просмотр картины подозрения укрепляет. Похоже, что Бартон весело сплясал на могиле писателя: сюжет полностью перелопачен, зато — и это главное — найдено идеальное местечко для любимца Бартона, актера Джонни Деппа.

Тем не менее, у Бартона получилась хорошая экранизация. И вот почему. Отличный атмосферный рассказ Ирвинга, по сути, не обладает сюжетом. Текст состоит из тщательного описания природы и жителей одной из долин, расположенных возле Гудзонского залива и населенных голландскими переселенцами. Во всех этих долинах "замедлилось время", там ничего не меняется годами, но только Сонная лощина выделяется среди них особой концентрацией легенд и баек. Главная легенда Сонной лощины гласит о всаднике без головы, призраке гессенского кавалериста, которому пушечным ядром оторвало голову. В центре повествования – физически нескладный, но умело танцующий и сладко поющий псалмы школьный учитель Икабод Крейн, который влюбляется в Катерину ван Тассель, дочь местного зажиточного фермера. У него есть соперник – мощный, видный парень по имени Бром, ко всему прочему, отличный наездник. Возвращаясь ночью с вечеринки, устроенной ван Тасселем, Икабод видит всадника без головы. Тот начинает его преследовать. Сцена погони заканчивается тем, что всадник снимает с седла свою голову и запускают ею в Икабода. Икабод так и не возвращается домой. Утром начинаются поиски. Тело учителя не найдено, однако найдена его шляпа, а рядом – разбитая тыква.

Никто так и не узнал, что случилось с Икабодом. По долине начали ходить сплетни, домыслы, а легенда о всаднике укрепилась в умах обывателей как самая что ни на есть быль. Иначе говоря, Вашингтон Ирвинг дает читателю детективную интригу (что случилось с Икабодом на самом деле?), но, поскольку во время написания рассказа Эдгар Аллан По ходил пешком под стол и детективного жанра еще не существовало, Ирвинг раскрывает карты через несколько абзацев.

Что касается Брома Бонса, то вскоре после исчезновения своего незадачливого соперника он с триумфом повел под венец цветущую и пышущую здоровьем Катрину; было замечено, что всякий раз, как рассказывалась история Икабода, на его лице появлялось лукавое выражение, а при упоминании о большой тыкве он неизменно начинал заразительно и громко смеяться, что и подало основание предполагать, будто он знает больше, чем говорит.

В отличие от Ирвинга, сценарист фильма, Эндрю Кевин Уолкер, создает полноценный детективный сюжет. Иначе и быть не могло, – фильм попросту было бы неинтересно смотреть. При этом Уолкер довольно бережно относится к первоисточнику. Его Икабод Крейн, тем более в исполнении Джонни Деппа, такая же личность "не от мира сего", как Икабод Крейн Вашингтона Ирвинга. Писатель подчеркивает, что школьный учитель в таких местах как Сонная Лощина выделяется среди сельских мужланов утонченностью и образованностью, "ибо он прочитал от строки до строки несколько книг и знал назубок "Историю колдовства в Новой Англии" Коттона Мезера, в непогрешимость которой, кстати сказать, верил всею душой". Как можно заметить, Ирвинг относится к своему персонажу с нескрываемой иронией, и точно с такой же иронией играет Джонни Депп.

Его Икабод Крейн чрезвычайно заметен, уверен в себе, но при этом отличается некоторой несуразностью. Он смертельно боится пауков и вообще не отличается героизмом. Правда, в отличие от школьного учителя он не верит в колдовство (Уолкер объясняет, почему, – виной тому отец, сгубивший мать Икабода за колдовство).

Крейн – нью-йоркский констебль, который приезжает в Сонную лощину, чтобы расследовать дело о четырех убийствах. Причем таинственный убийца отрубал жертвам головы и уносил с собой. Крейн, притащивший с собой чемодан, набитый сыщицкими инструментами собственного изобретения, – вестник нового индустриального времени, певец материализма. Примечательно, что Джонни Депп хотел сделать своего героя еще более технологичным, он настаивал, чтоб у Икебода Крейна был длинный металлический протез вместо носа. Его герой как бы шагает из следующего столетия, объединяя между собой две эпохи – дремучий, наполненный предрассудками восемнадцатый век и прогрессивный век девятнадцатый. Это готический герой, подобный герою романа Мэри Шелли "Франкенштейн", сочетающего в себе sci-fi и готику. Кстати, в финале "Сонной лощины" появится и пылающая мельница, недвусмысленно отсылающая нас к финалу фильма "Франкенштейн" Джона Уэйла, 1931 год.

Вообще, у Бартона получился почти идеальный готический фильм. Семейные тайны, борьба за наследство… Выдержанная цветовая гамма и стильные декорации, ставшие самыми масштабными декорациями, когда-либо возведенными в Англии (позже на Leavesden studio снимали "Гарри Поттера"). Такая любовь к декорациям в натуральную величину не кажется удивительной, если учесть то, что исполнительным продюсером фильма выступил Фрэнсис Форд Коппола, который отстраивал в павильонах Лас-Вегас для фильма "От всего сердца" и Трансильванию для "Дракулы Брэма Стокера".

Тиму Бартону наконец-то удалось подавить в себе тягу к аляповатым цветовым гаммам, что, впрочем, он впоследствии с избытком компенсировал в "Большой рыбе" и особенно в "Чарли и Шоколадной фабрике". "Сонная лощина" напоминает об остальных фильмах Бартона только лишь дурацкой хэллоуинской тыквой, которая появляется в первых кадрах, да слишком частыми всполохами молний в сценах с обезглавливанием.

Как можно видеть, тыква Вашингтона Ирвинга тоже фигурирует в сюжете Уолкера: Бром решает поквитаться с Икабодом за то, что тот уводит от него Катерину. Переодевшись всадником без головы, он преследует его на коне и запускает тыквой. Но, кажется, только Бартон мог запихнуть в фильм по продуманному сценарию Уолкера "светильник Джека" (полую тыкву со свечкой внутри), который появился в Америке только в середине 19 века.

Кроме того, Бартон порой скатывается в откровенную пародийность, особенно в финальных сценах. Всадник без головы, подобно терминатору, выходит из огня. Потом, подобно тому же терминатору, преследует карету, цепляясь за нее всем, чем только можно. Впрочем, он терминатор и есть: он запрограммированно выполняет задания, и он – непобедим. Снимая фильм о призрачном терминаторе, Бартон угадывает тенденцию масскульта начала XXI века: к черту губительную НТР, возвращаемся к губительной мистике. Герою Джонни Деппа приходится распрощаться с материалистическим взглядом на вещи и с детства взращиваемой рассудительностью.

За счет игры Деппа фильм получился ироничным. Но ироничность фильма прямо противоположна иронии, щедро разлитой по тексту Вашингтона Ирвинга, который откровенно смеется над предрассудками и суевериями. Ироничность Бартона — это линчевская ироничность. Ирония заключается в контрасте между "странным", но пытливым и прогрессивным агентом Купером, который прибывает в дремотный "Твин Пикс", и местными обывателями, которые, оказывается, живут в настоящей сказочной стране, где сходятся воедино несколько измерений и творятся страшные дела. Такой же принцип взят за основу в "Сонной лощине".

Вот ведь как получается. Писатели XIX века пытались перебороть вековую народную дремучесть, а режиссеры и писатели конца XX — начала XXI в.в. насаждают мистицизм и суеверия, заставляя аудиторию обратно поверить в сказку. Похоже, мир стремится к некому равновесию...

(17.09.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: