Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Терминатор / The Terminator (1984)


Терминатор
Средняя оценка: оценка: 4.5
1984. США. 108 минут.
Жанр: боевик / триллер / фантастика.

Режиссер: Джеймс Камерон.
Сценарий: Джеймс Камерон, Гейл Энн Херд, Уильям Уишер,
Оператор: Адам Гринберг,
Композитор: Брэд Фидел,
Продюсер: Гейл Энн Херд.

В главных ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Майкл Бин.
В ролях: Ланс Хенриксен, Бесс Мотта, Эрл Боэн.

Награды:
Академия НФ, фэнтези и хорроров — лучший фантастический фильм, лучший сценарий, лучший грим.
МКФ фантастики и ужасов в Авориазе — Гран-при.
National Film Registry — Библиотека Конгресса США..

Интересные факты о фильме:

На роль терминатора претендовали Ланс Хенриксен, Юрген Прохноу и О.Дж.Симпсон.

Арнольд Шварценеггер должен был играть Кайла Риза.

Сару Коннор могли сыграть Дэрил Ханна, которая предпочла роль Мэдисон лирической комедии Рона Хоуарда "Всплеск", и Дженнифер Джейсон Ли, напугавшая Камерона своим юным возрастом и невинным обликом. Хотя изначально в сценарии фигурировала девушка-тинейджер, впоследствии возраст героини увеличился до 20 с гаком лет. Количество претенденток на роль сразу возросло. Вы не поверите своим ушам, когда услышите некоторые из этих имен: Глен Клоуз, Сигурни Уивер, Джейн Сеймур, Анжелика Хьюстон, Ким Бэйсингер, Дайана Китон, Голди Хоун, Джессика Ланж, Сисси Спэйсек, Лайза Миннелли, Миа Фэрроу, Барбара Херши, Миранда Ричардсон, Тери Гарр. В конце концов, была выбрана Дебра Уингер. Но через некоторое время Дебра раздумала играть в "Терминаторе", и тогда в проект пришла мало кому известная Линда Хэмилтон.

Сцена со взрывом бензовоза была сделана в миниатюре.

За весь фильм Арнольд произносит ровно 17 фраз, большинство из которых стали крылатыми. В первую очередь, "I'll be back", которая в сценарии была прописана как "I'll come back".

Взгляд изнутри терминатора: 1) ассемблер (ПЗУ Apple II) 2) Кусок программного кода, написанного на Коболе.

В сценарии описывалось, как терминатор кушает в шоколаднице, чтоб поддержать свою человеческую плоть в добром здравии. Эта сцена была снята, но впоследствии вырезана.

Немецкая овчарка Камерона по кличке Волчок сыграла собаку возле мотеля "Тики".

Арнольд Шварценеггер провел в гримерном кресле в общей сложности 6 суток.

Арнольд Шварценеггер несколько недель учился правильному обращению с оружием и в результате добился комплиментов от журнала "Soldier of Fortune", который обычно презирает актеришек за их безрукость.

А вот оружие, которым Терминатор пытался достать Сару Коннор: пистолет Colt 1991A 45-го калибра с лазерным целеуказателем; пистолет-пулемет UZI калибр — 9мм; полуавтоматический боевой дробовик SPAS-12 12-го калибра; автомат AR-18 калибр — 5.56 мм; револьвер Smith&Wesson 38-го калибра.

Кайл Риз обороняется при помощи револьвера Smith&Wesson 38-го калибра и помпового ружья Ithaca 37/87 12-го калибра. В 2038 году он сражается с киборгами посредством видеоизмененной финской винтовки
Valmet M82.

Известный писатель Харлан Эллисон подал в суд на Камерона, считая, что тот позаимствовал идеи из двух его рассказов для фантастического сериала 60-х годов "Внешние пределы" — "Солдат" и "Демон со стеклянной рукой". Кроме того, Эллисон заявил, что в его рассказе "У меня нет рта, чтобы кричать" описывался аналог Skynet. От греха подальше Камерон внес в титры специальную благодарность Эллисону. Кроме того, видно сходство между сюжетами "Терминатора" и фильма 1996 года "Киборг 2087" — там рассказывается о киборге Горте, отправленном в прошлое с целью уничтожения ученого, который изобрел устройство для массового контроля человеческого создания. За Гортом охотятся люди-агенты из будущего.

Не столь давно Американский киноинститут (AFI) опубликовал список самых ярких "Героев и злодеев". Терминатор Арнольда Шварценеггера вошел сразу в два топа — киборг из первого фильма попал в список злодеев, киборг из второго фильма угодил в список героев. Подобной почести удостоился также Аль Пачино за роль Майкла Корлеоне.

А вот познавательный сайт — "Терминаториум", где рассказывается о съемках "Терминаторов" и пр.

Смотри также: Фильмы про роботов и киборгов, Фильмы про путешествия во времени

Версия для печати

Владимир Гордеев: Терминатор — шут

Терминатор оценка: 4.5

Сюжет "Терминатора" пришел в тяжелую от лихорадки голову Камерона в 1981 году, когда он делал final-cut своего дебютного фильма "Пираньи 2". По-крайней мере, так утверждает сам режиссер. Мол, закемарил и увидел железного человека с красным глазом, медленно выходящего из огня. Отделавшись от совершенно ужасных "Пираний", Камерон написал сценарий (с диалогами ему помог Уильям Уишер) "Терминатора". Но поскольку послужной список у него был невелик (ужасные "Пираньи 2"), ему пришлось изрядно помучиться, прежде чем удалось пристроить сценарий. В конце концов, Камерон продал права на сценарий продюсеру и своей будущей супруге Гейл Энн Херд, с которой он впоследствии сделает "Чужих", "Бездну" и "Терминатора 2", за символический 1 (один) доллар. Гейл нашла деньги в независимой кинокомпании "Хэмдейл" (Hemdale).

В роли терминатора Джеймс Камерон видел своего приятеля Ланса Хенриксена, в итоге сыгравшего лейтенанта полиции. Изначально он хотел, чтобы киборг-убийца был маленьким, хищным и незаметным, сливался с толпой. И хотя вскоре Камерон отказался от этой идеи, Ланс Хенриксен все же не остался в обиде, поскольку сыграл-таки киборга в камероновских "Чужих". Первым кандидатами на роль терминатора стали Дж.О.Симпсон, негр-баскетболист, и Юрген Прохноу. Шварценеггер же должен был играть Кайла Риза. Камерон заявлял, что вообще не видит для Шварценеггера места в проекте, а Шварценеггер заявлял, что его агент серьезно противился тому, что Арни будет играть отрицательную роль. По всем статьям выходит, что ни тот, ни другой не хотели друг друга видеть. Кандидатуру Шварценеггера предложил Камерону Майк Медавой, исполнительный продюсер компании "Орион", которая вложилась в производство и была дистрибьютором проекта, – он хотел, чтобы в фильме была хотя бы одна кинозвезда (к тому времени Арнольда прославила роль Конана). В общем, как бы то ни было, Шварц сыграл терминатора и создал одного из самых впечатляющих персонажей в жанре фантастического кино.

В 2038 году люди одерживают победу в многолетней войне против роботов Skynet – компьютерной системы с искусственным интеллектом, вышедшей в конце ХХ века из-под контроля и накрывшей Землю атомными бомбами. Skynet отправляет в 1984 год кибернетический организм под серийным номером Т-100, терминатора (Арнольд Шварценеггер), который должен уничтожить Сару Коннор (Линда Хэмилтон), мать человека, который станет лидером сопротивления. То есть, Skynet пытается изменить реальность и поменять ход войны в свою пользу. Люди отправляют в прошлое бойца по имени Кайл Риз (Майкл Бин), чтобы тот спас Сару Коннор. Отправив Риза в прошлое, люди уничтожают машину времени. В сюжете имеется восхитительная закольцованность: Кайл Риз, отправившись в прошлое, будет иметь с Сарой секс. Именно он является отцом лидера сопротивления. Как говорится, нет худа без добра: не отправили бы роботы терминатора, не родился бы Джон Коннор.

Джеймс Камерон скомбинировал в одном фильме сразу три ударные темы, неизменно пользующиеся успехом: путешествия во времени, роботы, ядерный холокост. Эта солянка отдавала трэшем, и потому сомнения студий-мейджоров выглядят оправданными (впрочем, сейчас, когда франшиза принесла миллиарды долларов, – уже нет). Камерону выделили мизерный бюджет для фантастического жанра даже по меркам 80-х, – 4 миллиона долларов, впоследствии, впрочем, увеличенный до 6. Мастерство Камерона, да и всей съемочной группы, включая спецэффектора Стэна Уинстона, позволили выжать из этой суммы максимум. И даже сверх того (например, сцена с гибелью терминатора обошлась в чисто символическую сумму: гидравлический пресс и робот были сделаны из пенопласта и фольги, а роль дыма исполнил дым сигареты, который кто-то пускал прямо в объектив). Вся эта изобретательность, плюс талантливая работа оператора, великолепный монтаж, выдающийся саундтрек Брэда Фидела… и вот результат: классический экшн на уровне "Безумного Макса 2". Сюжетно же "Терминатор" гораздо разнообразнее, нежели "Mad Max 2".

Терминатор – многомерный персонаж. В роботе, принадлежащем будущему, но твердо шагающему по настоящему, воплощен фатум, "слепая судьба", от которой невозможно спастись (во всяком случае, такая иллюзия нагнетается режиссером по мере сил). Эта совершенно неубиваемая тварь сравнима с богами, и фильм приобретает черты мифа. Оба героя – Риз и киборг – приходят в мир нагими. Но нагота терминатора ложная. Он как бы прикрывается маской. Относительный хэппиенд: человек сорвет с него маску, и в землю терминатор уйдет нагим. Впрочем, это ничего не изменит. Просто умер шут, который рёк правду. Терминатор – по сути, абсолютно карнавальный персонаж. Зловещий шут, архетипичное зло, вроде клоуна из "Оно". Ключевая сцена – сцена в номере мотеля, где терминатор, сидя перед зеркалом, вынимает человеческий глаз. Для школьников 80-х годов эта сцена была главной в фильме, поскольку казалась самой зрелищной, но они не отдавали себе отчета, что причины эффекта гораздо глубже. Терминатор – древний социальный персонаж, самый настоящий шаман, трикстер, посредник между двумя мирами, между будущим и настоящим. Только в данном случае, этот "шут" берет на себя слишком многое и становится королем. Подобная функциональность героя настолько мощно и неожиданно подчеркивается в фильме с визуальной точки зрения (одна половина лица у терминатора человеческая, другая – нет), что не может не впечатлять. Пылесос становится человеком. Более того, суперменом. Слово "терминатор" звучит по-державински: я царь, я раб, я бог, я червь. Бездушная вещь приходит на двое суток в наш мир и ломает дрова. Также здесь стоит отметить абсолютную атеистичность "мифического" карнавального сюжета: вот что значит фильм, сделанный в эпоху НТР! Естественно, что образ терминатора гораздо более впечатляющ, чем образ Риза, который заметен лишь своей героической жертвенностью.

Отношения между Камероном и главой кинокомпании "Хемдейл" Джоном Дэли серьезно ухудшились во время пост-продакшна. Дэли настаивал, что фильм должен закончиться взрывом бензовоза, а камероновскую концовку с заводом надо вырезать. Режиссер ответил просто: "Пошел нахуй! Фильм не заканчивается взрывом". Дэли пошел нахуйпопятную, когда фильм неожиданно получил комплиментарные отклики и возымел успех. Через три недели проката Камерон обратился к исполнительному продюсеру "Орион" (кинокомпания занималась со-продукцией фильма наравне с "Хемдейл" и последующей дистрибуцией) с просьбой увеличить расходы на пиар. Майк Медавой ответил, что такие низкосортные экшн-триллеры как "Терминатор" держатся в топах три-четыре недели, но не больше, так что дальнейшая рекламная кампания – пустой расход бабла. "Они считали мой фильм куском собачьего говна", – жаловался Камерон. Тем не менее, "низкосортный" "Терминатор", подобно своему герою, никак не хотел умирать и долгое время держался в бокс-офисах на плаву, заняв по итогам года 9-е место в списке блокбастеров (мировой прокат принес 80,4 миллиона долларов). Трудно даже предположить, сколько он мог срубить денег при должном размахе рекламной кампании.

Но, как можно видеть, история расставила все по своим местам. "Терминатор" прочно завис в топ-250 базы IMDB и на полках DVD кинолюбителей, а в декабре 2008-го пожизненно попал на почетную полку Библиотеки Конгресса США, где с него ежегодно будут смахивать кисточкой пыль и всячески реставрировать, чтобы пленка дожила, по-крайней мере, до Апокалипсиса.

(03.10.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: