Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Дон Жуан / Don Juan (2005)


Дон Жуан
Средняя оценка: оценка: 4
2005. Франция. 120 минут.
Жанр: мелодрама / мюзикл.

Режиссер: Феликс Грей.
Музыка, сценарий — Феликс Грей.

В главных ролях: Жан-Франсуа Бре, Мари-Ив Жанвье, .
В ролях: Филипп Бергелла, Женевьева Шарес, Марио Пелша, Клод Ланселот, Синди Дэниэл.

Интересные факты о фильме:

- альтернативное прочтение истории о доне Жуане.

- стопроцентный мюзикл.

Версия для печати

Мор: То, что я называю "круто".

Дон Жуан оценка: 4

В своем исследовании мюзиклов, начавшемся не так давно, я обнаружила достаточное количество стоящих вещей, — как в разделе трэш-мюзиклов про поющих червей, так и отделении заслуженных и проверенных временем классических постановок вроде "Ромео и Джульетты". Я испытываю противоестественное удовольствие от историй, где люди поют. Но такого ощущения, как то, что возникло при просмотре нового, поставленного в 2005 году мюзикла Феликса Грэя про дона Жуана, я не испытывала давно. Это настоящее эмоциональное опьянение. Автор бросил вызов старой истории — и вышел победителем, хотя постановок кроме французской мне найти не удалось.

Мне всегда нравились потасовки, дуэли, драки, неоднозначные герои, темные феи и отступники, танго и убийства. Схватка Меркуцио и Тибальта, их восхитительные взаимные оскорбления, этот накал, а не ария Aimer, — вот мой выбор. "Ромео, сущность чувств моих к тебе вся выразима в слове: ты мерзавец!" О да, вот это я люблю. Ария Флер де Лис из "Нотр Дама", ее жестокое отчаяние, "your love is all i want to wear" и так далее. Соблазнение, противостояние, схватка, дребезг гитар и предупреждение скрипки, которому никто не внимает, потому что горит. Мюзиклы и театр являются осколками восприятия средневекового человека, передающими страсти в подчеркнутом, незаштрихованном виде, дрейфующим от стремления к святости до стремления к пороку. Человека, самоконтроль которого не равен нашему, человека, который не способен бороться со страстями так успешно, как это делают дрессирующие себя люди современности. После монографии Хейзинги на эту тему я долго размышляла и поняла, почему мюзиклы у большинства людей считаются низкопробным искусством. Все дело в том, что их бесхитростный стих и наивный накал страстей выглядят для настроенного на умственный труд или просто поверхностного человека слишком плоско, банально и даже глупо. Еще бы — нельзя жить влюбленностями, это удел недалеких женщин. Ты должен завоевать статус и стать личностью, а не дергающейся в исступлении желания марионеткой. Но это как дверь, для которой нужно подобрать нужный ключ. Стоит тебе ощутить опасное влечение, начать мечтать о запрещенном, как ты сразу понимаешь всю экзальтацию героев мюзиклов.

Итак, дон Жуан, севильский соблазнитель. Любая женщина может его отыскать, но ни с одной он не останется утром. Он убил Командора на дуэли и продолжает наслаждаться жизнью так, как себе это представляет. Бре невероятно крут в своей роли — игривый, жестокий и привлекательный повеса, странствующий любовник, готовый сделать для тебя все, но только до того момента, как ты сбросишь ради него одежду. Но, глядя на богохульствующего дона Жуана, статуя проклинает его любовью — и на сцене появляется Мария, художница и скульптор, заставляющая легендарного любовника ощутить вместо охотничьего азарта что-то, что его пугает. У Марии есть возлюбленный Рафаэль, воюющий где-то далеко. Вскоре он вернется — и одна из брошенных любовниц дона Жуана расскажет ему, что его Мария давно позабыла солдата в объятьях обещающего измениться дона Жуана. "Я убью его сто тысяч раз!", — восклицает Рафаэль, и драка неизбежна. Казалось бы, дон Жуан, великолепный фехтовальщик, способен поразить любого противника, но так ли будет в этот раз?

"Дон Жуан" — довольно странная постановка. Он очень неровный, состоит из номеров разнящегося качества, но, кажется, пара провалов только подчеркивает мощь остальных вещей. Горячий, нестандартный, трагический, жестокий, насмешливый, страстный, как ад. Трагедия человека, который всегда лишь наслаждался плодами жизни, воспринимал в полной мере миг охоты, но ощущал, что за миг до получения желаемого любовная лихорадка уже исчезает. И этому человеку суждено по-настоящему полюбить женщину, которая полюбила его. Какая кара для того, кто всегда презирал любовь. Его ждет любопытство, открытие, полет, присущие самой последней девчонке, затем ревность, которая уничтожает, а после — смерть. Ария дона Жуана, в которой он ощущает ревность, поражает силой чувств. Все отворачиваются, когда легендарный обманщик впервые боится кого-то потерять. Уже тогда понятно, что ему не выдержать обрушившихся на него чувств. Гениальный момент, подчеркнутый танцевальным номером.

Самое интересное заключается в том, что начало "Дона Жуана" может и отпугнуть. Первые несколько арий не то чтобы блещут. Но не давайте себя обмануть — дальше начнется форменный экстаз! Вот отговорили свое морализаторы, ушел отец, отпел свою нудную песню друг, пытающийся быть чужой совестью, ушла женщина, оставшаяся подругой. И дон Жуан заходит в кабак, где поет про наслаждения. Веселая круговерть под испанские мотивы, раскованность человека, готового к удовольствиям, доброго к каждому, кто не хочет слишком многого. Как обаятелен дон Жуан, как падки на его легкомысленные речи женщины, как много желающих выпить с ним бокал вина. Эта увертюра к характеру переходит в дурацкую пародию на Bamboleo от местных цыган, но затем перед глазами разворачивается сцена соблазнения прекрасной андалузки. Восхитительная штука! От нее приятно встают дыбом волосы на позвоночнике. Напряжение, возбуждение, охота, смешанная с жестокостью. "Прекрасная андалузка, огонь пожирает твои звериные глаза. Не нужно изображать невинность, ведь всем понятно, что сегодня я заберу твое сердце". Танец больше похож на взаимодействие тореадора и быка. Танцуя танец соблазнения, наступая, женщина делает все, что хочет мужчина, течет по его рукам. Особенно круто то, что можно рассматривать это взаимодействие с двух сторон. Она считает, что мужчина принадлежит ей, он понимает, что она попалась, стрела пробила добычу. Эта двойственность страстной игры, эта невероятная жестокость ощущений, конечно, заводит.

"Дон Жуан" хорош еще и тем, что классически построен на контрастах. Пара андалузка-дон Жуан рисует примитивное влечение, игру мужчина-женщина, в которой не участвуют сомнения, — чистую, дикую, простую. И тут же демонстрируется полюс — отчаяние соблазненной невинности, которая готова заставлять себя быть развратной, чтобы вернуть внимание похитителя. Дает ли это результат? Конечно, нет. Дон Жуан уходит со страстной андалузкой, чтобы утром оставить и ее. Утренняя сцена завершает образ дона Жуана, причем делает это очень изящно. Усталый дон Жуан застегивает одежду, женщина льнет к нему, но он уже собрался уходить. "Зачем оставаться? Я уже закончил любовную битву". Логично. Ария оформлена как перекидывание репликами между умоляющей не бросать женщину так быстро подругой, которая хорошо знает манеры дона Жуана, и самим героем, который считает, что и так задержался. Ты можешь играть, держаться на острии желания, но стоит тебе согласиться, как напряжение исчезает. В этом плата за эмоциональный накал охоты. Думаю, что многим приходилось быть в роли дона Жуана. В момент этой арии хочется быть им снова.

Если говорить про контрасты, то заслуживает внимания и образ Марии. Она привлекательна еще и тем, что не связана религиозными предрассудками, искренна, открыта миру без излишней наивности. В мюзикле есть момент, когда после слащавой арии счастья и воссоединения на сцену выходит батальон недовольных обманутых людей. "Неужели можно поверить лжецу, которого сложно даже назвать человеком? Нет уж, мы хотим, чтобы он ползал на коленях", — поют они, скрыв лицо масками. После вакханалии, которую они устраивают, появляется Мария и поет "Я думаю о нем". В нее влюбляешься вместе с доном Жуаном именно после этой песни. "Да, я знаю, что он был и подлецом, но я, никогда не совершавшая ошибок, не хотела держать в руках лицо мужчина, а теперь — хочу. Как бы то ни было, я думаю о нем". Весьма впечатляющий контраст, перед которым отступают даже злословящие толпы.

Но, конечно, меня гораздо больше привлекают сцены дуэли. Такая есть и здесь. Испытав ревность, дон Жуан не может отказаться от схватки, несмотря на увещевания окружающих. Его высокомерие не позволяет примириться с противником, когда-то бывшим возлюбленным Марии. Только смерть может решить, кто останется, а кто уйдет навсегда. Хахаха. Неужели вы думали, что дон Жуан может простить оскорбление и пожать руку тому, кто угрожал ему смертью? Вы спутали его со своим приятелем.

Можно, конечно, описывать особо удачные или неудачные моменты, но в целом "Дон Жуан" оставляет отличное впечатление. Дело тут и в игре актеров, которые прекрасно вжились в роли. Причем тот же Бре вне образа — клон Иглесиаса младшего, типичный поп-мальчик, но в образе дона Жуана он блестящ. Нет никакого мискаста, все очень точно, а дерзкая музыка позволяет взмыть на волны эмоциональной эйфории. Несмотря на свои недостатки, история Феликса Грэя — яркая трактовка образа.

Сцена соблазнения этой женщины навеки в моем сердце, лол, прекрасная своей небрежностью:

(13.10.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: