Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Пандорум / Pandorum (2009)


Пандорум
Средняя оценка: оценка: 3.5
2009. США / Германия. 108 минут.
Жанр: боевик / триллер / фантастика.

Режиссер: Кристиан Альвар.
Сценарий: Тревис Миллой, Кристиан Альвар.

В главных ролях: Деннис Куэйд, Бен Фостер.
В ролях: Кам Гигандет, Антье Трое, Кунг Ле, Эдди Роузер, Норман Ридус, Джон Фостер.

Интересные факты о фильме:

Первый фильм, где Бен Фостер играет со своим братом Джоном Фостером. Джон Фостер играет чувака, который просыпается в зале для членов экипажа в середине фильма, и которого Бен Фостер не может спасти от тварей.

Это шестой фильм, выпущенный в кинотеатрах "D-BOX", расположенных в США и Канаде. Якобы в этом дибоксе колбасит неподецки.

Фирменная фишка режиссёра (кадр с отражением в зеркале): когда Бен Фостер бреется в начале картины, его морду показывают отражённой в зерпале со всех мыслимых ракурсов.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Пасынки Хайнлайна

Пандорум оценка: 3.5

В Советском Союзе, который, как известно, был самой читающей страной в мире, и в котором все очень любили научную фантастику (не то, что нынешнее племя...), было, как ни странно, очень скверно с хорошими научно-фантастическими книгами. Именно поэтому толстенный сборник рассказов и повестей разных авторов "Пасынки вселенной", вышедший, по советской моде, каким-то астрономическим тиражом, был обязательной — и очень ценной — книгой в каждой "библиотеке советского интеллигента". Лично у меня таких было несколько — не более одной за раз, но одну зачитали, я купил ещё одну, потом и ту зачитали, и оказалось, что в моей комнате в общежитии такая есть у моего соседа. Так или иначе, я расстался с последним своим экземпляром "Пасынков", уже выпускаясь из университета.

"Хедлайнером" (или как-то так, я в этих новых словечках не разбираюсь) книги была, конечно, заглавная повесть Роберта наше всё Хайнлайна (хотя там много было и других классных вещей — "Цветы для Элджернона" Киза, ещё рассказ, который он потом по непонятной причине превратил в роман; "Кто ты?" Кемпбелла, ну и так далее). Отличная повесть — особенно если вспомнить, что писалась она в 1953 году, задолго до научно-фантастических восьмидесятых, в эпоху развитого расизма на юге и охоты на коммунистических ведьм на всей остальной территории. Несмотря на то, что сам по себе мотив этот потом многократно перевирался на все лады, и по частям использовался едва ли не в половине произведений "космической фантастики", прямых референсов к этой книге я раньше не встречал, и, насколько я знаю, она ни разу не экранизировалась.

"Пандорум" не хватает звёзд с неба, но он оказался куда лучше, чем я ожидал. С другой стороны — я ничего особенного не ожидал, так что превзойти мои ожидания было не так уж сложно. Если попытаться проанализировать мои впечатления, я бы сказал, в этом фильме всё куда лучше закручено вначале, чем потом раскручено в конце. Памятная ещё по "Обители зла" фишка с возвращающейся кусками памятью здесь неожиданно оказывается к месту, окуная зрителя в страх и панику очнувшихся после долгого сна скитальцев. Вообще, я бы обозвал жанр этого фильма словом "мистери", это фильм-тайна, в которую зрителя всё глубже и глубже погружают всю первую половину просмотра. Первые сорок пять минут картины — отменное зрелище, особенно минут десять между словами персонажа "я падаю" и возвращением назад в каюту экипажа. Вообще экстаз, полная дереализация. Потом авторы сообразили, что весь этот сюр в кадре теперь надо как-то объяснять, и фильм резко поскучнел, хотя отличные шняги и интересные повоторы в нём оставались почти до конца.

Ещё один камень в огород фильма — постановка боевых сцен. Кристиан Альвар — новичок в постановке кроваво-мясных вакханалий, и это видно. Какой-нибудь Питер Джексон или Сэм Рейми, парни, которые родом из трэша, справились бы с этой задачей куда лучше. Впрочем, Альвар старался, и по крайней мере одна сцена (в середине фильме, где герои втроём хуячат одного монстра) вышла наславу. Но на большее Альвара не хватило.

Последнее замечание — у фильма слишком сложные расклады для жанра. Если бы я смотрел психологический детектив, все эти закрутки-раскрутки были бы, наверное, нормальны (мне понадобилось после просмотра залезть на википедию, чтоб окончательно разобраться, кто на чём стоял). Но от фантастического боевика, пожалуй, ждёшь больше дела — меньше слов.

Странно, но я далеко не сразу сопоставил два и два, и увидел в "Пандоруме" пасынков. Только в конце, когда персонажи оказалось [спойлер-спойлер], я подумал — "ах, у них же теперь должна быть [спойлер]", и тут в моей голове сложился гештальт. "Да это же Хайнлайн"! Правда, с очень существенной разницой — у Хайнлайна мутанты, на которых люди устраивали гонения, оказались отличными парнями, его текст — антирасистский. В фильме Анвара мутанты — злобные вражины, с которыми не может быть примирения. Скрытый глубоко в сверх-посыле картины расизм — новая модная фишка современного кино.

P.S.: В рецензии не нашлось места для упоминания Бена Фостера. Упоминаю: Бен Фостер. Выношу последнее китайское предупреждение Киллиану Мёрфи: Фостеру осталась одна (в скобках прописью — одна) картина до того, чтобы стать моим любимым актёром.

(19.10.2009)

Версия для печати


Феликс Зилич: Рецензия на фильм "Пандорум"

оценка: 4

2009 год – год настоящего Ренессанса в классической кинофантастике, как бы это не сглазить. “Стар Трек”, “Девятый район”, “Луна” и вот теперь “Пандорум”. Шикарное кино, хитрые твисты, сильные актеры (ага, два) и мощный гуманистический пафос в традициях “Планеты обезьян” и “Зардоза”.

Первые полчаса – микс “Чужого” и “Мементо”. Два человека выходят из анабиоза на борту гигантского космического корабля. Из-за разморозки память возвращается к ним не сразу, а постепенно, отдельными порциями. У каждого на запястье татуировка с именем и званием, на терминалах – инструкции типа “нажми сюда!” Герои начинают бродить по коридорам и вспоминать кто они и где они.

Боуэр и Пейтон – офицеры из экипажа пассажирского сухогруза “Элизиум” (sleeper ship Elysium), перевозящего на своем борту 60.000 колонистов. В недалеком будущем человечество наконец выжрало все ресурсы и пытается теперь найти новые миры, пригодные для заселения. Путешествие “Элизиума” должно длиться 120 лет, но Боуэр и Пейтон сразу понимают, что на борту корабля случилось нечто ужасное. В коридорах хаос и разрушение, стены заросли мхом и лишайником, а по вентиляции активно бегают мутанты-морлоки. Команды почему-то нет, доступ на капитанский мостик блокирован, а некоторых бойцов Пейтон находит в схронах полусъеденными или покончившими с собой.

Вторые полчаса – это уже не “Мементо”, а “Чужие” и “Пекло”. Боуэр и Пейтон понимают, что становятся жертвами “пандорума” – психического расстройства, возникающего у космонавтов во время длительных вахт. Основные симптомы болезни: острая паранойя, мания заговора и преследования, красочные галлюцинации, приступы необоснованной ярости. Герои понимают, что не могут различить, где вокруг правда, а где съехавшая крыша.

Ну а теперь самое приятное. Во всех фильмах жанра “мы в космосе и бегаем по коридорам” чувство ритма у сценаристов обычно ломается уже ко второй половине фильма. Вспомните хотя бы “Пекло” и “Суперновую”.

Но в “Пандоруме” именно во второй половине начинается самое кошерное.

(20.10.2009)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Страшные вещи в дырявом ковчеге

оценка: 3.5

Вторичный, с хромающей логикой, но, как ни странно, качественный космический хоррор/триллер, который не идет ни в какое сравнение с хоррором Альвара "Дело №39", вышедшим на экраны парой месяцев ранее. Видимо, потому, что над сюжетом "Пандорума" Альвар работал сам и впихнул в фильм всё, что его интересовало в космической фантастике. При этом, как ни странно, фильм не рассыпается на куски, а держит в напряжении с первой минуты до последней. Он напоминает чем-то "Судный день" – такая же мешанина различных ингредиентов, которая превращается, тем не менее, в вкусный винегрет.

Два космонавта, капрал Бауэр и лейтенант Пэйтон, просыпаются после анабиоза на борту космического ковчега "Элизиум", несущего на своем борту последних представителей человеческой цивилизации (60 000 человек). Земле – пиздец. Пиздец настанет и кораблю, если Бауэр не перезапустит ядерный реактор, который находится на другом конце корабля. Его путь пролегает через темные коридоры, по которым со страшной скоростью носятся таинственные человекоподобные твари. Тут начинается экшн в замкнутом пространстве. Сразу вспоминаются такие фильмы как "Спуск", "Обитель зла" (собственно, "Пандорум" представлен фильмом "от создателей "Обители зла") и, особенно, "Чужие". Особенно "Чужие" – потому что капрал Бауэр импонирует зрителю своей военной выучкой, дисциплиной и командным духом. По пути он собирает редких уцелевших людей, которые случайно вышли из анабиоза, случайно уцелели, одичали и превратились в тарзанов, лихо прыгающих по лианам электрокабелей и ловко орудующих холодным оружие странного вида (интересно, откуда они его взяли, в какой кузнице отлили).

В фильме сразу несколько концовок. Первая, легко угадываемая, – запуск реактора. Остальные две – настоящие финальные твисты. Причем последний твист совершенно несуразен. Дальнейшие строчки рекомендую читать только тем, кто уже видел фильм.

Лейтенант Пэйтон оказывается вовсе не лейтенантом Пэйтоном, а одним из пилотов, которого настиг синдром под названием "пандорум". В глубоком космосе, в замкнутом пространстве, после анабиоза, после известия о том, что Земле настал каюк, его серьезно переклинило. Он счел, что вместе с людьми умер Бог, и с этим осознанием "обрел свободу", которая вылилась в активную античеловеческую деятельность.

Во как! Сообразительный Бауэр об этом догадался и, сразу по возвращению на нос корабля, попытался изолировать псевдопэйтона. У лейтенанта начинается обострение, и он пытается убедить Бауэра в том, что все попытки спастись – бесплодны. Погляди, мол, в иллюминатор. Бауэр смотрит в иллюминатор и не видит звезд. "Вместе с Богом умер мир", – объясняет Пэйтон.

Спрашивается, для чего тогда он будил Бауэра? Для чего координировал его путешествие на хвост корабля? Зачем было перезапускать реактор? Большинство современных кинодраматургов в попытках создать как можно более оригинальный сюжет, бывает, окончательно завираются и одним финальным росчерком пера перечеркивают всё, что было придумано и написано ими же в поте лица. Словно их настигает пандорум.

Но это еще не всё. Бауэр продолжает таращиться в окно и вдруг видит проплывающего мимо ската. А потом медузу. А потом еще какую-то светящуюся хуйню. Он понимает, что ковчег все-таки прибыл по назначению и упал в океан.

То есть, реактор тем паче запускать не требовалось. И Пэйтон, сука, это знал. Но он, типа, псих, ему можно то знать, то не знать.

А потом на капитанский мостик лезет из один тех чудо-монстров, которые расплодились под ядерным реактором и пожирали людей. Бауэр стреляет монстру в голову из ручного и "достаточно безобидного" травматического оружия и вместе с головой монстра пробивает стекло иллюминатора. Больше всего этот сюжетный ход напоминает грандиозную нелепость "Возвращения памяти": футуристический марсианский город накрыт огромным хрустальным куполом, который любой говнюк может легко пробить из пистолета и погубить все население.

Ну, то есть, полная чушь. Но чушь не окончательная. Бауэр и девушка-генетик Надя, которую он подцепил во время путешествия к реактору, успевают забраться в капсулу и катапультироваться. Их выносит на поверхность океана. А потом на поверхность океана вылетают сотни капсул. "Капсулы автоматически эвакуировались, когда пробило обшивку", – объясняет барышне Бауэр.

Отличные инженеры строили ковчег. То есть, если бы обшивку корабля пробила случайная космическая песчинка, то, Во Имя Спасения Людей, корабль разбросал бы 60 000 человек по открытому космосу, не дожидаясь покуда заклеят дырочку. И это не говоря о том, что пробить обшивку можно одним плевком. Да и вообще, похоже, земляне особо не надеялись, что ковчег долетит хоть куда-то: иначе бы позаботились о том, чтобы он мог и приземлиться, и приводниться, или, по-крайней мере, зависнуть на орбите. А так он просто РУХНУЛ. Хорошо еще, что на воду…

(20.10.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: