Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Царь (2009)


Царь
Средняя оценка: оценка: 3.5
2009. Россия. 116 минут.
Жанр: драма / исторический.

Режиссер: Павел Лунгин.
Сценарий: Алексей Иванов,
Оператор: Том Стерн,
Композитор: Юрий Красавин.

В главных ролях: Пётр Мамонов, Олег Янковский.
В ролях: Юрий Кузнецов, Александр Домогаров, Анастасия Донцова, Алексей Макаров, Александр Негодайлов, Иван Охлобыстин, Алексей Франдетти, Вилле Хаапасало.

Интересные факты о фильме:

Фильм снимался в Суздали.

Рабочее название — "Иван Грозный и митрополит Филипп".

Версия для печати

Мор: Клоунада

оценка: 3

Еще в "Острове" стало понятно, что православная тематика в руках Лунгина играет невероятными комическими красками, но в "Царе" он развернулся не на шутку. В "Царе" выглядят клоунами решительно все — косоглазящий и бьющий молитвы с утра до ночи ебанутый царек в исполнении Мамонова, его жена, хлещущая нагайками девок, хмурящий лицо Янковский, дурковатый немец с лицом давно знакомого с рекламных плакатов "Синебрюхова" Вилле Хаапсало, Малюта Скуратов, порядком задолбавший Охлобыстин-юродивый, писцы, педофил-опричник и далее по списку. Единственный, кому удалось сохранить хоть какое-то подобие чувства собственного достоинства, — это Домогаров, играющий Басманова. Такое ощущение, что Лунгин нашел свой исторический период, свою тему. Причем почему-то, глядя фильм Лунгина, не хочется задаваться вопросами о картине реального мракобесия во времена Грозного, как не хочется задаваться вопросами веры. Конфликт, который был изначально обозначен как конфликт деспотизма и православной религии перерастает в конфликт "хорошего" и "плохого" православия. Царь, в общем-то, весьма набожен и совмещает свою извращенную эгоистическую "набожность" с целым набором различных зверств. Он с нежностью смотрит на дикую жену, которая с горящими глазами порет холопов. Но у него всегда наготове цитата из священных текстов, он обивает колени у икон не меньше иноков.

Ключевой темой "Царя" является молчаливое сопротивление Филиппа больному и окончательно сошедшему с ума Грозному. Лунгин пытается поэтизировать самопожертвование и осуждающий взгляд, словно говоря, что испокон веков Русь гнила под пятой жестокосердных царей, и только православный человек своей верой и личным примером может их смягчить, к моменту кончины получив мученический венец. Безальтернативность подобного подхода подчеркивается молчаливой, податливой, глухой поддержкой массы холопов. Холопы делают все, что им говорят, — бегут на казнь, рукоплещут убийству того, кого недавно венчали с властью. Гниль, разорение, холод, слякость, мерзость и дрянь — вот что такое средневековье. При этом подход Лунгина к власти и религии вызывает у меня тихую ярость. Для меня — в отличие от православного клона Лунгина — героем является тот, кто придет и сбросит трясущегося царя пинком с его рукотворного "Иерусалима", очистит воздух и землю. Мне не нужен Царь, мне нужна новгородская республика. Мне не нужны религиозные бдение с утра до ночи, вращение быта вокруг плохо понимаемой веры — мне нужны изделия ремесленников, дерзание, изобретение. Понятно, что даже просвященный священнослужитель вроде Филиппа на роль того, кто изгонит зажравшихся палачей, не подходит. Но Лунгину по барабану — он продолжает дудеть в дуду непротивления, демонстрируя вакханалии чокнутых клоунов и готические песнопения бородатиков с крестами.

На Руси нет героев — вот что говорит Лунгин. Единственная альтернатива — молитва, подвижничество. Героически гибнет, не предав Филиппа под пыткой, его племянник, однако была ли это попытка отстоять правду или уважение и родственная любовь к митрополиту? Больше в картине активных героев нет. Но они должны быть, должны делать шаг вперед, выступать, совершать поступки, не соглашаться, биться. И они были. Но Лунгина интересует другой конфликт, другой уровень. Что дальше? Филипп полетит по воздусям? И все будут с улыбкой умирать на вращающихся колесах жестокосердного царя? Впрочем, как говорил Лунгин в интервью, люди лучше знают Грозного, чем Филиппа, так что он хотел показать публике митрополита. Ну, и то хлеб.

(08.11.2009)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Welcome!

оценка: 3

Лунгин снял очередной крепкий ремесленнический фильм, рассчитанный на самого массового зрителя. Фильм, который ничем не может удивить. Каждый русский школьнег читал или, по-крайней мере, где-то слышал ставшее традиционным мнение, что царь всея Руси Иван Грозный был деспотичным злодеем, который убил своего сына, ввел опричнину и устроил кровавый террор. А митрополит Филипп был оппозиционером, за что и пострадал.

И, в общем, Лунгин показывает нам "всё, что вы предполагали увидеть об Иване Грозном". Власть, опричнина, пытки, безумие, православные чудеса… Welcome! Также мы можем увидеть в фильме Петра Мамонова. Роль царя писалась специально под него, поэтому Мамонов тоже особо не удивляет: такой же юродивый, как и в "Острове", только дюже страшный! Вот она, оборотная сторона православия. Иоанн – одновременно набожный, и одновременно сумасшедший человек, облеченный властью, который изо всех сил стремится ее сохранить. Кроме того, свою последнюю роль (роль митрополита Филиппа) сыграл Олег Янковский. В образе, им созданном, воля сочетается со смиренностью. Подозреваю, что по примеру с Хитом Леджером Янковскому дадут в январе "Нику" или "Золотого орла" (посмертно).

Впечатляют ночные сцены иоаннового безумия. Я ходил в кино с Юлией Ульяновской и нашим приятелем по фамилии Лозовой. Лозовой точно подметил, что "Иван Грозный ночью напоминает Буншу днем".

Из этого фильма ничего не узнать о подлинной "истории государства российского". Потому что Павел Лунгин своей крепкой рукою уверенно раскрасил лубок. Картинки получились в мрачных тонах, и, кстати, с их картонной поверхности веет легким русофобским душком.

(10.11.2009)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Хуярь

Царь оценка: 2.5

7020 год. Далёкое будущее. Царю очень нужен митрополит. Вся надежда на митрополита. Без митрополита — кирдык.

Царь встречает Олега Янковского и говорит ему:
- Будешь у меня митрополитом?
- Да, хуле, — отвечает Янковский, — буду.
- Будешь у меня митрополитом? — спрашивает царь.
- Я ж сказал — буду. Буду, буду, успокойся.
- Будешь у меня митрополитом?
- Чё ты заладил-то? Буду, я ж сказал уже.
- Будешь у меня митрополитом? — грозно спрашивает царь.
- Слушай, чувак... я наверное не понимаю чего-то...
- Будешь у меня митрополитом?
- Ну, как тебе сказать... я ещё не определился...
- Будешь у меня митрополитом?
- Кем-кем?
- Будешь у меня митрополитом?
- Слушай, я это...
- Будешь у меня митрополитом?
- Не очень хочется, если честно...
- Будешь у меня митрополитом?
- Не, не буду.
- Не будешь?
- Не буду, нахуй иди.
- Ах так! Ну пиздец тебе тогда.

Олегу Янковскому выворачивают руки на дыбе, потом отрубают голову, поднимают её над толпой, и эта голова кричит "Freeeeedoooooom!!!"

Конец фильма.

(12.11.2009)

Версия для печати


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Царь", или, может, всё-таки не царь?

оценка: 4.5

Я смотрю фильмы так. Прихожу с тазиком к колонке (иногда напор воды хороший, а иногда — в час по чайной ложке), жду, пока наберется полный, и, обхватив этот тазик, иду с ним восвояси. Иногда свояси — это из гостиной прийти в спальню. А иногда — из кинотеатра через кафе приехать домой. Сами себе представьте, много ли вы воды дотащите в тазу до дома, если едете с ним через весь город в метро в час пик. Так же и с впечатлением. От чужих слов оно разливается, как от толчков под локоть, поэтому, похоже, придется отныне смотреть фильмы в одиночестве.

Так как никому не дано знать, каково было в те времена, которые не увидеть собственными глазами, Лунгин, естественно, обратился к письмам, документам и свидетельствам. Об этом говорит напичканность фильма цитатами и визуализацией избитых аксиом. Все знают, что опричнина была зло, но никто не знает, насколько она была зло. Пожалуйста, смотрите: вот охота на людей ради охоты, сцена разорения дома. Когда злодею нужно что-то конкретное, с ним можно договориться, да и сам злодей склонен предлагать сделку в виде "жизнь или кошелёк". Здесь — нет. Опричнина показана как нечто маниакальное, жадное до процесса пускания крови, активное и имеющее тайную, пугающую, отличную от обычной логику. Нет, не арестовать изменника приехали, и не уворовать добро. Чтобы не скучать, пока другие ломают дверь, за которой прячется искомый с женой, молодцы проверяют во дворе, достаточно ли остры их сабли — подбрасывают кур и в полете срезают им головы. Безголовые комки перьев кувыркаются и брызжут кровью в сугробах, а ребята уже радостно выволакивают откуда-то беспомощного белого козленка, и это представление попахивает жертвоприношением, только не понять, каким богам.

Я на днях читала, что у царя был синодик. Это такая специальная книжечка, куда записываются имена умерших, чтобы за них молиться и никого не забыть. Мой синодик, конечно, не чета царскому — в том был записан в столбик, наверно, весь русский народ с женами и детьми. Это говорит о набожности царя, и хочется найти в нем сразу что-то человеческое, к тому же нам показывают Ивана постоянно молящимся, и даже спальня его расписана ликами. Однако не всё так просто. У царя особый бзик из разряда "папа вас любит, а вы его бесите". В религиозно-монархической традиции принято полагать, что царь — это помазанник божий на земле. Однако, если разум царя воспален, то он не признает полумер, и требует признания себя не просто избранным человеком, а истинным божьим воплощением. Сводящая с ума задача — быть одновременно заскорузлым в грехе человеком и при этом непогрешимым богоизбранным — заставляет царя истово молиться, но всегда в своих молитвах требовать одно и то же — дай мне знак, что любишь меня, что простил меня, что я верно служу во славу твою. Царь сомневается, опасается, мечется, боится, и вдруг находит простое и гениальное решение. Чтобы не отягощать себя угрызениями и сомнениями, следует просто переложить ответственность. А ответственность, как известно, это чемодан без ручки, набитый компроматом: нести невозможно, а бросишь — пропадешь, поэтому доверить ее можно лишь избранному. И Иван выписывает к себе настоятеля соловецкого монастыря, по совместительству — друга своей молодости, Филиппа Колычева. Царский расчет — назначить Филиппа митрополитом, чтоб тот по старой дружбе и из благодарности знай благословлял Ивана на всё, что тому в голову взбредёт.

Лунгин как-то поглощен религиозной темой, и смотрит на царя только сквозь крестик, но ведь есть мнение, что тиран был человеком небесталанным, и при восхитительной памяти был эрудирован, писал музыку и тексты, вел обширную политическую переписку. В фильме этого нет, но знаете, если даже поверхностные источники ногтем ковырнуть, получится, что эрудирован он был в богословии, память его была заполнена священным писанием, откуда он с удовольствием и точно цитировал, музыку писал к богослужениям, тексты его были молитвенными канонами... Так мы по дороге сделали маленький крюк и вернулись на то же место, где оставили Ивана, сочащегося своими религиозными переживаниями.

Мамонов действительно похож портретно на Ивана Грозного — такого, каким он известен по имеющимся изображениям. Худое носатое лицо, трудноуловимые черты. Говорят, Мамонов кривляется и изображает сам себя, но это только отчасти верно. Если фильм создавали "под Мамонова", то уж наверняка исходя не из того, что вдруг выстрелит доселе неизвестная его актерская гениальность, а основываясь на его собственной личности, подходящей и без игры, и контролируемой только рамками сценария. Страшный и жалкий из него получился царь, и поэтому простого к нему отношения не получается. Не хочется его смерти, но хочется его крови, и через это достучаться. Лунгин заявляет, что все слова Грозного, которые он говорит в фильме, взяты из архивных источников, то есть с большой вероятностью действительно когда-то им произносились или записывались. Речь персонажей вообще составлена с удивительной достоверностью, и дело не в том, что я имею с чем сравнить — нет, конечно, я же не сумасшедшая — но в том, что у фильма нет страшного перекоса в мнимые реалии того времени в виде повсеместного древне-славянского, вычурных церемоний, выпяченной богатырщины. В нем всё очень правдоподобно, и всё говорит о том, что человеки всё так же двойственны, ленивы, капризны и тщеславны, что лак романтизации — вред и токсичный обман.

Где-то в середине фильма я повернулась в зал и смотрела лица. В основном сидели старшие, которые наверняка пришли на Янковского. Некоторые выглядели озадаченными, наверно, они ожидали возвращения барона Мюнхгаузена с его ироничными размышлениями и необъяснимыми привычками, а увидели нечто совершенно иное. Лунгин наверняка не чурался при работе над фильмом святоотеческой литературы, потому что из одних лишь архивных источников невозможно извлечь эту удивительную проблему священника, дающего ответ мирянину. Среди всех есть таланты и бездари. Талант духовника заключается в том, чтобы своим ответом не погрешить против исповедуемой им сложной истины, не дать слабину и не поддаться искушению мирского упрощения, и при этом всем не спровоцировать у вопрошающего буйство уязвленной гордыни и не дать ему возможность зацепиться за слова ради спора. Слова талантливого проповедника заставляют не спорить, а прозреть. Когда Филиппа искушали вопросами и Иван, и Малюта, и Басманов, мне всё было страшно — а я-то что б ответила? Ничего бы не смогла, всякий мой ответ был бы или ложь, или страх. И ждала — так что на это надо отвечать? И ясно видела, что и как. Восхитительно было и ужасно. Гениальный Янковский, он всем перед уходом дал щелбан, хотя не знал тогда, что скоро уходить.

Тех зрителей, кто знаком с церковными преданиями, обязательно растрогает роль, отведенная в фильме иконе Божьей Матери. Известно множество историй чудесного обретения икон и чудесного же их вмешательства в человеческую жизнь, как правило — в критические, отчаянные моменты. Из построенной Лунгиным конструкции можно понять, отчго иконы приплывали по рекам и прибивались к берегам, каким образом могли попасть внутрь обуглившегося от удара молнии дерева, какую странную, ничем не измеряемую и не проверяемую они имели силу, и как эта сила зависела от тех рук, в которых икона находится. Бедная юродивенькая девочка, чья судьба то и дело вплетается в повествование, носит подаренную царем икону с собой, и если в царских мрачных чертогах лик молчал, то снаружи, в руках невинной души, заискрил нежными чудесами.

Вскользь сказать о демонической женщине, что находится вблизи царя. Красавица Мария-Кученея Темрюковна, кабардинского князька дочь, с радостью приняла на себя роль опричнического знамени, не уступая фальшивым чернецам в изобретательной жестокости. У нее и латы, и опричный знак — метла, которой она выкалывает глаза мятежным воеводам. Народ она презирает, как блохастых собак, что и словами передано ("Прогони их, царь, воют, надоели!"), и сыграно замечательно. И боярских дочек нагайкой она гоняет, что твоя Морозова. Наблюдать за ней в высшей степени неприятно, но болезненно интересно, потому что жестокая женщина теряет человеческий облик скорее, чем жестокий мужчина. Кажется, будто эта дама уж и не человек, а нежить, и, возможно, именно ее... скажем, излишняя активность привела к тому, что Грозный подустал. Если в фильме изображен 1563 год, то хохотать царице остается ровно шесть лет — как и большинство прочих, ее сначала изолируют, а потом и убьют. Это немного примиряет с ее поведением, не правда ли?

Я всех утомила, да и сама устала, поэтому кратко сообщу, что самая страшная сцена — это низложение митрополита, самая печальная и безысходная — сволочь медведь Андрейка и юродивая девочка, а самые поучительные — казнь племянника Колычева ("не вор!") и разговор с Малютой, как сына от сухой ножки излечить. Вот и вы, мои невежественные друзья, если были бы не так скептически настроены, то наверняка знали бы, что для спасения надо поступиться самостью, а против 90-го псалма бессильно любое зло, боль и наветы.

(12.11.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: