Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Королевская битва / Batoru rowaiaru (2000)


Королевская битва
Средняя оценка: оценка: 3
2000. Япония. 114 минут.
Жанр: артхаус / боевик / детский.

Режиссер: Киндзи Фукасаку.
Сценарий Кента Фукасаку по роману Коушун Таками,
музыка Масамичи Амано,
оператор Кацуми Янагишима.

В главных ролях: Тацуя Фудзивара, Аки Маеда, Таро Ямамото.
В ролях: Чиаки Курияма, Соусуке Такаока, Такаши Цукамото, Такеши Китано.

Награды:
2002 — лучшая актриса (Коу Шибасаки)(кинофестиваль в Иокогаме)
2001 — награда "лучший новичок" Тацуе Фудзивара и Аки Маеда + награда "самый популярный фильм года" (Японская киноакадемия); лучший фильм, лучший дебютант (Тацуя Фудзивара)(Blue Ribbon Awards)
.

Интересные факты о фильме:

- многие члены японского парламента пытались забанить роман к дальнейшему распространению. Когда вышел фильм, они попытались забанить фильм. Однако оба раза их попытки восстановить падающую нравственность превращались в бесплатную рекламу роману и фильму.

- журнал, в котором в фильме описывался процесс создания бомбы, действительно существовал в Японии. Он публиковался антиправительственной организацией "East Asia Anti-Japanese Armed Front"

- нелепые рисунки студентов, которые показываются в кадре, нарисовал Такеши Китано.

- после оглушительной популярности "Королевской битвы" автор книги вместе с художником Масаяки Тагути выпустили одноименную мангу.

Версия для печати

Алексей Нгоо: Голые японские школьницы с огромными мячами. Фото.

оценка: 2

Вчера смотрел до трёх часов ночи японский художественный фильм "Королевская битва" потому что меня всегда интересовала Япония и, кнчн, я не мог пропустить ещё один выблеванный этой великой страной кинематографический шедевр.

Смотреть я сел с твёрдой уверенностью, что увижу серьёзное кино, окутанное фирменными недосказанностью и недомолвленностью, которыми как ширмой из рисовой бумаги скрыта древняя хитрость — не выпячивать собственную тупость и пустоту, а подделывать её под мудрость. Аднак по мере просмотра меня начала посещать одна и та же интенция, отличная от блевотно-зевотных позывов обычно сопровождающих просмотр японского кино.

Я сидел и подавлял в себе желание разбудить соседей истошным криком "не верю". Развёртываемое передо мной зрелище напоминало не кино ваще, а видеоигру. Школьники без особых терзаний мочили друг друга с азартом, переходящим в кураж. Я же не понимал причин, которые заставили режиссёра снять такой откровенный гон. Всю жизнь я полагал, что основой кинематографического che d’euvre должна быть в первую очередь психологическая достоверность, особенно если он настолько прямолинейно серьёзен и пафосен. Я думал, что если режиссёр берётся за разработку сложного нравственного сюжета, то он должен сосредотачиваться именно на нравственной стороне вопроса. В "Королевской же битве" никакой этической заинтересованностью и не пахло! Подобно своим родственникам, покемонам пикачу, дети с труднопроизносимыми именами рубили друг другу головы, палили из пулемётов, перерезали шеи вчерашним одноклассникам и никак не пытались оправдать собственное поведение, как будто они существовали в мире, в котором не было никогда Толстого, Достоевского, Пушкина! Подспудно предлагаемое режисссёром оправдание происходящего безысходностью ситуации выглядело более чем наивно, потому что процесс превращения в зверя был намечен чисто схематически — проходом сквозь дверь школы. Тут ты — ещё человек, там ты — уже зверь. Как человек перед экраном монитора: с этой стороны он — человек, с той — Дюк Ньюкем. Но то, что необходимо для игры вообще-то недостаточно для нравственного кина.

Другим смущающим моментом была откровенная фабулоцентричность действа, которая, кнчн, свойственна японскому кину, как никакому другому, но не в таких же лошадиных пропорциях!! По капризу сюжета, все ключевые для эпизода герои совершенно не мотивировано оказывались в одном и том же месте, будто у них были какие-то приборы, не позволявшие им НЕвстретиться. Согласитесь, неведомые читатели, что подобное невозможно в объективной реальности, обладающей изотропными свойствами, которые диктуют, что событие равновероятно может свершиться в любом месте (а не только в задуманном режиссёром) и свидетелелями его будут среднее количество персонажей (а не только Маша, Петя и Глаша, которые нужны по сюжету). То есть, грубо говоря, в реале люди встречаются по двое в примерно равноудалённом от прочих участников действа расстоянии. Случающиеся порой флуктуации (случайности) тока подчёркивают общую изотропию. Намеренная же, анизотропическая особенность фильма намекала на то, что режиссёр и не хочет попотчевать зрителей достоверностью, а предлагает насладиться снова-таки игровой реальностью, в которой всё крутится вокруг фокуса зрения игрока (зрителя) и для экономии места и времени, эпизоды спаиваются по двое, по трое.

Аднак, как я уже говорил, компигра и кино — это разные вещи. Одна преследует цели развлечь, другое — задумать. Компигра и не претендует на отражение реальности, кино же только этим и занимается. Кнчн, красота и сексуальность убийств не могла не радовать в этом фильме. Она завораживала. Красивые узкоглазые нимфетки, падающие в лужи крови с перерезанным горлом заставляли сердце учащённо биться. Но дело-то в том, что раньше подобные странности были сладчайшим уделом трэша и порно. "Королевская же битва" позиционируется едва ли не как серьёзный православный che d’euvre, таким аднак не являясь!

Игра на низменных чувствах, прямолинейная фабульность, отсутствие психологической подоплёки выдаёт в кине образец низкого жанра. На самом деле это не более чем "Аморальные истории" или "Земные девушки легко доступны", но на японский лад. В этом диком гоне больше от хентая, чем от японского кинематографа, от последнего осталась тока параноидальная целомудренность картинки и фирменное скудоумие, сконцентрированное в "мудром" взгляде Китаны (Takeshi Kitano).

Что для европейцев, что для славян важна открытость — японское же порно, лишенное генитальной выставленности_на_показ, не воспринимается вами порном, потому как для вас ваще убийства и одетые девочки-школьницы если и являются порно-объектами, то очень и очень маргинальными, основное внимание концентрируется на сиськастых блондинках вроде жены Томми Ли и прочих трэш-дивах, которые в голом до неприличия виде должны трахаться и стриптизироваться, а не заниматься смертоубийствами. А у дальневосточных братьев Хакамады — всё наоборот.

Собственно, я это всё к тому говорю, что к концу просмотра я понял, что "Королевская битва" — это чистой воды безнравственный японский порно-трэш. Порнотрэшу и положено быть максимально невероятным, анизотропичным, откровенным, попирающим логику фабулы. Сюжет там служит только для (ненужного в общем-то) объяснения того, как герой и героиня встретились. Порнотрэш смотрят чтобы подрочить, а не подумать. Вот только зачем это за границу экспортировать? Не все же такие умные и понимающие как я, другой не поймёт и разочаруется в японском кине, а то и вовсе в японской культуре, не станет есть сушы и носить кимано. Ахахах, какой удар случится по дальневосточному паразиту Китая.

Зубоскалил: Нгоо.

(05.01.2007)

Версия для печати


Мор: "Королевская битва": искусительный змий

Королевская битва оценка: 4

Придется уравновесить благородный пафос Нгоо — от "Королевской битвы" ему лучше убрать руки прочь. Первое знакомство с "... битвой" состоялось на квартире моего друга Пуха, который сказал, что это фильм "о том, как дети убивают друг друга". Тогда мне было непонятно, что когда слова "школьники" и "убивают друг друга" оказываются рядом, неусыпное внимание почти стопроцентно обеспечено. В те далекие времена не знала я и слов "аниме", "Фукасаку", "Цукамото" и "Такеши Китано", но свое грязное дело фильм сделал — стильно и с грохотом прокатился по неокрепшей душе, показав настоящую красоту экзальтированной жестокости в голубоватых тонах. Возмутительное и трогательное кино, пованивающее извращенным милитаризмом и нелогичностью, почти видеоигра, в которой можно выбрать симпатичного мальчика или девочку и поболеть за них, пока им не снесут голову. Шоу в реальном времени, за которым зритель вынужден наблюдать, — и посреди этого трагический клоун Такеши Китано, рисующий карандашами фигурки убитых школьников и нимб под музыку Баха, Верди и Шуберта! Для меня это явилось откровением, а потому просмотр "Королевской битвы" можно сравнить с откусыванием библейского плода. С тех пор я съела немало яблок, но до "Королевской битвы" даже не подозревала, что можно снимать такое — и оставаться безнаказанным.

Конечно, во времена, когда "Резню бензопилой по-техасски" или "Хостел" показывают в кинотеатрах, насилием удивить невозможно, но мало где оно столь ошарашивающе и столь драматично. Удивительно, как в искусственно созданных условиях может развиваться настоящее сопереживание, которое капля по капле выжимает "Королевская битва". Ты оказываешься в одном классе с обескураженными детьми, которым говорят, что они должны убивать друг друга, а затем демонстрируют примеры. Все происходит очень быстро, без малейшей подготовки, а меж тем каждый из школьников — это личность со своими воспоминаниями и надеждами, кто-то из них дружит друг с другом, кто-то — влюблен, а кто-то ненавидит и чморит остальных. Если тебе дают оружие и разрешение убивать, все былые обиды немедленно вспоминаются, обезумевшие от ужаса толстяки начинают всаживать стрелы во все, что движется, а попытки решить дело миром заканчиваются печально. Парадокс заключается в том, что детей забраковали потому, что они плохие, чтобы преподать урок целому поколению, но метод отбора — лотерея, а потому вынести решение убить или быть убитым, погибнуть за пацифизм или охотиться детям далеко не так просто. Что бы вы сделали, оказавшись на острове, где выжить можно только убивая, где даже бездействие карается взрывом ошейника? Смогли бы умереть за друга? Вопрос не из тривиальных.

"Королевская битва" заставляет неусыпно следить за действием, которое развивается по принципу хорошо продуманного телевизионного рейтингового шоу. Она использовала идеальный рецепт зрелища, внося элемент случайности в запрограммированную бойню. Зритель — соучастник, зритель — вовлеченный в круговорот потребитель. И самое ужасное, что "Королевская битва" задевает эмоционально, заставляя при третьем пересмотре (ну да, я посмотрела ее еще раз) почти так же дергаться, как и прежде, потому что в ней достаточно отмерено настоящих человеческих чувств. В центре действия — вооруженные крышкой от кастрюли и биноклем Шуя и Норико, неплохие ребята, которым с раздаваемым оружием не повезло. Картина истребления осложняется еще и тем, что помимо спятивших от страха детей, часть из которых сразу покончила жизнь самоубийством, на остров привезли двух "бывалых" парней, представляющих особую опасность для любого.

В качестве оригинальной фишки в "Королевской битве" присутствует учитель, которому очень нравится Норико, он даже приносит ей зонт, чтобы спасти от простуды тогда, когда большинству детей уже пригодится гроб. Такеши Китано — персонаж трагикомический, странный, непонятный, своим появлением представляющий некий значительный водораздел. Масштабная картина самоопределения школьников, их столкновения с теми, кто в полной мере проявляет их характеры, постепенно выписывается на полотне и предугадать завершение нельзя. "Редко кому можно доверять до конца", — потрепанная фраза приобретает в теле "Королевской битвы" вполне определенный смысл. Способны ли дети победить систему и выйти из игры победителями? Ведь не зря же подростков "забраковали", их ум должен им помочь, но надежды на кооперацию и сотрудничество то взмывают вверх, то оказываются разбиты. Довольно-таки трогательное кино, если подумать, и именно из-за множества кусочков сложившегося узора оно так пронимает. Впоследствии была сделана чудовищная ошибка под названием "Королевская битва 2", где в уста Шуи вложили политические идеи, а его субтильное тельце превратили в генератор бреда. В первом фильме все гармонично, хотя сокращение минут на 15 за счет сцены на маяке ему бы не помешало для того, чтобы достичь идеальности.



Ну и в качестве дополнительного бонуса следует отметить впечатляющее появление Чиаки Курияма в роли Чигусы. Именно в "Королевской битве" ее заметил европейский зритель, что дало ей впоследствии возможность сняться в "Убить Билла" Тарантино. "Ты поранил мне лицо", — эти нехитрые, но подкрепленные нужным выражением лица слова навеки останутся с нами, Чигуса.

(08.01.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: