Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Цыпочки / Heart Is Deceitful Above All Things, The (2004)


Цыпочки
Средняя оценка: оценка: 3
2004. США / Франция / Великобритания / Япония. 98 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Азия Ардженто.
Сценарий — Азия Ардженто по рассказам Джей Ти Лероя,
оператор — Эрик Алан Эдвардс,
композитор — Марко Кастольди, Билли Корган, Ким Гордон и др.

В главных ролях: Азия Ардженто, Вайнона Райдер, Джимми Беннет, Орнелла Мути, Дилан Спрус.
В ролях: Бен Фостер, Майкл Питт, Джон Робинсон, Мэрилин Мэнсон, Джереми Систо, Питер Фонда и др.

Интересные факты о фильме:

- снято по рассказам Джей Ти Лероя, трансвестита и музыканта, продюсера фильма "Слон" Ван Сента. Блондин Робинсон из "Слона" перекочевал сюда.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 360 рублей


Мор: "Цыпочки": лукаво сердце человеческое

Цыпочки оценка: 3

"Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено: кто узнает его?" (Иер. 17:9)

Вероятно, цитату из Библии прокатчики посчитали не слишком привлекательной, а раскованная и непристойная Азия Ардженто на размышления о вечном не располагала, поэтому "Лукаво сердце человеческое" переименовали в "Цыпочки". Полноценная режиссерская работа дочери Ардженто после "Пурпурной дивы", откровенная, скандальная и наполненная различными мутантами до самых краев, но при этом, на мой взгляд, довольно искренняя. Почти целомудренная, хотя вокруг разврат. Почти библейская, хотя рассказывает о ребенке, следующем повсюду с матерью-шлюхой. Просто бывает так, что любовь и притяжение снова и снова подталкивают к выгребной яме, потому что — да — сердце человеческое изменчиво, лукаво и хочет того, что превращает человека в сломанную машину с пустой душой. Слишком уж часто любовь слепо выбирает неподходящий предмет, и единственным, кого хочется видеть, становится разлагающийся монстр, а чистые воротнички легко променять на помоечные объедки. Любой, кому доводилось любить того, кого не следовало, вам это подтвердит. "Цыпочки" как раз об этом пути, даже сходя с которого и решая, что все кончено, возвращаешься опять, потому что нужен дьволице, а она нужна тебе, хотя на самом деле ты хотел бы от нее избавиться и вернуться в невинность. Противоречивость любви, проистекающей от одиночества, двойственность и отчаяние, перетекающее в новое качество, в некую отстраненную равнодушную уверенность, — все это Ардженто показала, оттолкнувшись от глуповатого противостояния маленького мальчика и его внезапно объявившейся матери-проститутки.



"Цыпочки" сняты по книге Джей Ти Лероя, музыканта и писателя, впоследствии сменившего пол. Если верить фильму, то легко понять, почему он это сделал, — слишком уж сильно было влияние порочной матери. Завязка не сулит ничего хорошего — маленького мальчишку отбирают у опекунов, потому что его мать-шлюха достигла совершеннолетия и каким-то образом умудрилась вернуть себе дитя, которое не горит желанием знакомиться с пергидрольной блондинкой с большим ртом и грязным передником. Первая встреча перерастает в войну, в которой новоиспеченная мать, затянувшись сигаретой, с легкостью порабощает неприятного мальчишку, посадив в машину и запугав историями о распятом Иисусе. Если честно, я не ожидала, что Ардженто пойдет дальше противостояния между мальчиком, успевшим хлебнуть цивилизации, и женщиной свободного поведения, способной хоть сейчас сесть в машину к любому и уехать на край света. Но на таком материале мог выйти лишь довольно жидкий конфликт, поэтому режиссер обогащает картинку. Судьба молчаливого мальчика незавидна — внезапно он теряет все, оставаясь в неприветливом мире совершенно один. Единственным буйком, за который он может зацепиться, становится мать. Какая бы она ни была, другой у него больше нет, вернуться некуда, бежать — тоже, поэтому Иеремия (Джеремайя) следует за ней, спит в ванной, прячется на заднем сиденьи. Нельзя сказать, что проститутка не хочет быть настоящей матерью, но именно это и приводит к трагедии. Если слишком часто прижимать к себе гниль, она перекинется на тело, и именно это и происходит с Иеремией, изнасилованным обманутым матерью "мужем".

"Мальчик не виноват. Скажи это — или не сможешь смотреть телек".

Мир Иеремии очень похож на тот, что выстраивается в момент отходного периода от галлюциногенов.http://www.ekranka.ru/pics/heart_is_deceitful_2.jpg Кстати, в "Цыпочках" присутствует момент, когда мать дает сыну пару таблеток, словно инициируя его, а затем вся его жизнь — это сплошной фенэтиламиновый отходняк, в котором отстраненность и зыбкость реальности не покидают ни на минуту. Оставаясь запертым в доме, он рисует рожицы на стене, одну за другой, а потом засыпает на диване. А вот дальше на этой однообразной почве вдруг вырастает необыкновенный и нежданный цветок зависимости — Иеремия уже привык к матери, в каком-то смысле она уже завлекла и очаровала его тем бесстыдством и ленцой, жестокостью и развратностью, которые так и излучает Ардженто. Он пропал. Когда его "спасает" бабушка, повернутая на Иисусе, становится понятно, от чего бежала мать, почему она — блудная овца, "одержимая". Ее чрезмерность — отвратительный полюс лживой святости, превращающей пацана в пропагандирующего пришествие робота. И Иеремия вынужден колыхаться между двух полюсов, он выбирает из двух зол, сворачивает из ада в ад, он опять возвращается к матери, которая снова пожелала его видеть. Он как будто часть души, ее несуществовавшая юность, к которой ее тянет прикоснуться. Драматичность "Цыпочек" в том, что эта любовная зависимость, гнилая и неконтролируемая, уничтожающая будущее, практически неистребима. Мне почему-то вспомнилось то, что говорили про Нэнси друзья Сида Вишеза. "Она из тех, кто утащит на дно всех, кто оказывается рядом с ней", но факт в том, что Вишез ее не покинул, а погиб от передозировки, ненадолго пережив несчастный случай с убийством. То же происходит и с Иеремией — он остается с матерью. И даже тогда, когда она должна исчезнуть, она появляется снова. И все начинается опять. Прекрасная обреченность, на мой вгляд. По-моему, трудно придумать сцену совращения более отталкивающую и красивую, чем мать, намазывающая своему сыну губы помадой.

"И не сутулься при мне. И не сутулься в присутствии Господа".

В фильме достаточно шокирующих сцен, но сняты они без излишнего натурализма. На них дается указание, но почему-то они не вызывают раздражения. Или я в состоянии отходняка просто восприняла их равнодушно. Ардженто пригласила довольно известных актеров, которые выступили в необычном амплуа. К примеру, жеманная женщина-психолог, размахивающая куклами, — это Вайнона Райдер. В эпизоде (в качестве педофила) появляется Мэрилин Мэнсон без грима. В роли одной из работниц социальной службы засветилась тусовщица Лидия Ланч ("Дневник хищницы"), игравшая с Ником Кейвом и многими другими музыкантами. Майкл Питт ("Последние дни", "Мечтатели" Бертолуччи) появляется в качестве какого-то придурка в ушанке. Томная Орнелла Мути предстает в виде холодной сектантки с пучком на голове. Питер Фонда изображает страшноватого священника, несущего слово Господа со всей возможной и невозможной строгостью. Ну и еще целая куча по мелочи. На мой взгляд, вполне достойная работа женщины, которую я лучше всего помню по медитативному "Синдрому Стендаля". Самое интересное, что в конце фильма первоначальная шлюха приобретает характеристики образа искупления и освобождения. Подобная многообразность идет "Цыпочкам" на пользу, но лучше всего то, что свое название "Лукаво сердце человеческое" раскрывает очень четко.

(07.01.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: