Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Езда на гренландских собаках / Kørsel med grønlandske hunde (1897)


Езда на гренландских собаках
Средняя оценка: оценка: 3
1897. Дания. 51 секунда.
Жанр: приключенческий / псевдодокументальный / драма / роуд-муви.

Режиссер: Петер Эльфельт.
Оператор: Петер Эльфельт.

В главных ролях: Йохан Карл Йенсен.


Интересные факты о фильме:

Первый датский фильм. Его можно посмотреть онлайн на сайте датского института кинематографии.

Смотри также: Кинохонтология / Hauntology of cinema

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Сущность движения

Езда на гренландских собаках оценка: 3

Последний (с конца) фильм об эскимосах Петера Эльфельта не показывает нам ничего такого, что мы бы о них не знали. Все их обычаи давно уже показаны в "Нануке" Роберта Флаэрти. Мы читали о них у Кнута Расмуссена и Рокуэлла Кента. Однако фильм на самом деле не об эскимосах.

Он о сущности, квинтэссенции езды.

Мы видим, как какой-то человек (вполне вероятно, даже не эскимос, его лицо и даже одежду трудно разглядеть), едет на упряжке, запряженной гренландскими собаками, отстает от нее, бежит, догоняет, снова едет. В отличие от старых традиционных сюжетных фильмов, здесь показан процесс езды и только процесс езды, что вкупе с маленьким хронометражем фиксирует внимание наблюдателя лишь на одном процессе езды (и только на процессе езды).

Как бы подчеркивая главную мысль кинокартины, камера неподвижна и тем самым контрастирует с движением упряжки. Особенно этот контраст заметен, когда сани подъезжают к оператору и выезжают за пределы кадра. И тут применяется один довольно гениальный прием.

Оператор старой школы постарался бы подчеркнуть движение поворотом камеры, и это был бы уже довольно сильный ход, сравнимый по неожиданности (и аналогичное) с переходом к полярной системе координат (угловое движение иллюстрирует линейное); оператор рецензируемого фильма поступает куда круче, хотя, казалось бы, круче уже и некуда. Он оставляет камеру стоять, и некоторое время в кадре видна только ледяная пустыня. Пустота, тишина и бодрость.

Это интересно и свежо, но еще не все.

Через некоторое непродолжительное время сани снова появляются в кадре, правда, уже с другой стороны. Они объезжают оператора сзади и снова появляются в кадре!

Тем самым режиссер противопоставляет друг другу движение и неподвижность. Оператор символически представляет собой земную ось, вокруг которой по представлениям новых варваров, ездят на своих собаках эскимосы и о которую трутся спиной медведи. Есть здесь и та нетривиальная мысль, что в момент, когда, кажется, ничего не происходит, тебя могут объезжать сани с эскимосами внутри. Замороженный, как ледяная маска рыбы, взор легче всего фиксирует изменение пространства. В этом есть сущность любого движения.

Если держать в голове все вышесказанное, становится понятно, что снимать этот фильм о движении правильнее всего было не двигаясь с места, то есть не выезжая в Гренландию к эскимосам, а оставаясь в родном Копенгагене, где так просто купить пленку, химикалии и прочее. Так оно и было сделано, и в этом есть глубокий смысл. И поэтому фильм не является псевдодокументальным обманом, как "Нанук": режиссер обходился тем, что есть, а кто там был в ролях — не так уж важно.

Цуговая упряжка собак; А — парами, Б — елочкой, В — гусем (по Э Шерешевскому) К сожалению, стремясь придать фильму документальности, режиссер своими же руками рушит только что построенное грандиозное здание. Появляясь в кадре второй раз, наши сани едут сами; но это еще полбеды: беда в том, что за ними бежит каюр. До каюра на собственных ногах мы не могли точно сказать, увеличена скорость движения фильма, уменьшена или такая же, какой была при съемках. Скорость была абсолютна, скорость движения в чистом виде. Появляясь, человек задает ее масштаб, и мы видим, что скорость эта не очень большая, даже если этот человек вдруг Усэйн Болт. Каюр догоняет сани, падает, снова их догоняет, садится, едет, стегает собак. Весь символический смысл его езды и неподвижной камеры начисто исчезает за этаким комедиантством.

Напоследок нельзя не сказать о печальной судьбе гренландских хаски, снимавшихся в фильме. Если они, конечно, настоящие гренландские хаски, а не такие же гренландские, как каюр. Для сохранения чистоты породы в Гренландию запрещено завозить собак; если какая-нибудь собака и уедет за пределы острова, то назад ей уже пути нет. Эти животные семейства canine, снявшиеся в фильме на потеху равнодушной толпе, больше никогда не увидят родного дома. Как сказал поэт, люди украсят вами свой праздник лишь на несколько дней, и оставляют вас умирать на белой, холодной чужбине.

Если не считать этой небольшой жестокости, на которую неплохо бы обратить взгляд WWF, в целом фильм — свежий, новый взгляд на, казалось бы, неспешную и простую жизнь эскимосов. Однако едва только кинув этот взгляд, режиссер надевает на себя не то что черные очки — непрозрачные беруши, испугавшись, видимо, ослепнуть — то ли от яркого антарктического солнца, то ли от открывшейся ему истины.

А если вам интересно посмотреть на собачек, а не на сущность движения, то это можно сделать здесь.

(08.02.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: