Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Гордонский хайлэндерский полк / Gordon Highlanders (1899)


Гордонский хайлэндерский полк
Средняя оценка: оценка: 3.5
1899. Великобритания. 58 секунд.
Жанр: военный / документальный.

Режиссер: Вильям Уолкер.
Производитель: Walkers Royal Cinematograph,
Распространители: British Mutoscope & Biograph Company, American Mutoscope Company,
Композитор (2008 г.): Антонио Коппола.

В главных ролях: Гордонский хайлэндерский полк.


Интересные факты о фильме:

  • Фильм снят в Олдершоте, который официально называют "домом британской армии" (начиная с 1854 г. там стали строить бараки, полигоны и жилье для армии, до того ни один гарнизон не имел постоянного места дислокации). Вот отличные фотографии строящихся лагерей. В первые годы кинематографа это было одним из самых популярных мест съемки — только на IMDB указано 14 снятых там в конце XIX в. фильмов, в основном на военную тематику.
  • Среди мальчиков, пришедших полюбоваться на парад, пытливый взгляд может обнаружить и Дж.Р.Р. Толкина, которому как раз было тогда семь лет, и десятилетнего Чарли Чаплина. Возможно, увидев себя на экране мутоскопа, он и решил стать артистом.
  • Фильм можно посмотреть здесь.

    Смотри также: Кинохонтология / Hauntology of cinema

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): О порядке и хаосе

оценка: 3.5

1. Собаки

Я заметил, что собаки конца XIX в. не боятся кинокамеры и не обращают на нее внимания, несмотря на то, что она громко стрекочет. Тако же и собаки XX века. В отличие от людей, которые боятся и обращают. Даже бесшумный фотоаппарат привлекает внимание годовалого мальчика, он [мальчик] смотрит в объектив и улыбается (или не улыбается). Значит, люди с рождения как-то связаны с фототехникой. А собаки нет, они параллельны кино и, видимо, никогда не пересекутся.

2. О внешнем содержании фильма

Гордонский полк хайлендеров был довольно знаменит раньше, а в Абердине знаменит и поныне. Парад горцев собирал целый город. Вильям Уолкер, подвизавшийся в Олдершоте, установил камеру так, чтобы она смотрела навстречу идушим шотландцам с волынками, барабанами, знаменами. Парады в то время проходили не так пафосно, как, например, у нас сейчас на Красной площади, куда пускают только по приглашениям. Между солдатами шныряли сопливые пацаны, а между пацанами и солдатами шлялись множественные собаки. Попадались и какие-то прохожие, полицейские с жезлами и даже дамы. Вильям Уолкер снял и первых, и вторых, и третьих, и даже дам, а потом у него осталась пленка, и он снял просто толпу на улице, а потом у него закончилась пленка, и он ничего не снял.

3. О границе между поэтом и толпой

Толпа, собравшаяся полюбоваться на горцев, не могла обойти своим вниманием и человека с кинокамерой. Сопливые пацаны вечно подбегают посмотреть в камеру и лезут в кадр, их отгоняет полицейский в белой форме и с жезлом. Это один из первых случаев непосредственного взаимодействия поэта и толпы. Показательно, что поэт не может защититься без представителя власти, что как бы символизирует, что культура навязывается народу извне (более того, сверху) и одновременно отделена от него. Так и поэт — боится и ненавидит толпу и вместе с тем не может жить без нее. Двойственное положение культуры возможно только при наличии прозрачной границы между ним и народом, границы, пытающейся казаться незаметной, каковую границу и олицетворяет полицейский в белой форме, охраняющий кинокамеру и старающийся не попадаться в кадр.
Собаки, по своей сучьей натуре, индифферентны.

4. О ритме

В свою очередь, и сама камера находится примерно между парадом и толпой, между упорядоченным четким шагом шотландцев и хаотическим броуновским движением англичан. Это свидетельство того, что культура, как граница между хаосом и порядком, способна преобразовывать первое во второе и обратно.
Порядок подчеркивается строгим ритмом марша; марширующие чоткие солдаты чередуются с расхлябанными гражданскими лицами, от этого ритм особенно заметен. Есть длинный кусок, секунд пятнадцать, когда идут только солдаты, и от их ритма начинает кружиться голова. Головокруженью способствует и мелькание фона, вызванное несовершенством съемочной техники. Солдаты идут, и идут, и хочется смотреть на них снова и снова.
Собаки, по своей сучьей натуре, индифферентны.

5. Стирание всех и всяческих границ

Последние несколько секунд парад уже не показывают, полицейский не охраняет камеру. Зритель видит только беспорядочную толпу. Тут тебе и взрослые, и дети, и собаки — все в едином броуновском порыве увеличивают энтропию. Энтропия захватывает и камеру, и камерамэна. Стирается граница между народом и культурой — и вот уже нет никакой культуры: в мелькании лиц нет внутренней художественной ценности, определяемой особенностями структуры текста, потому что структура исчезла. Вместе с исчезновением границы между культурой и народом исчезает и граница между хаосом и порядком, это как бы говорит нам о неизбежной тепловой смерти вселенной.
Собаки же, по своей сучьей натуре, индифферентны.

6. О мнимом повороте камеры

Тепловую смерть вселенной подчеркивает один очень интересный кинематографический эффект. Много раз пересматривая фильм, я почему-то все время считал, что последние кадры, в которых парад сменяется неорганизованной толпой, сняты при совсем другом положении камеры, предположительно — градусов на 60 по часовой стрелке от первоначального. Настолько резким был контраст между порядком и хаосом. Но нет! Приглядевшись к жопе Копенгагена (так зовут коня герцога Веллингтона), внимательный зритель увидит, что она не сдвинулась ни на [угловой] дюйм.

7. О различии между мутоскопом и кинетоскопом

Фильм демонстрировался в мутоскопах. Мутоскоп отличаются от кинетоскопа тем, что в кинетоскопе кадры встроены в пленку, которая едет вдоль зрительного отверстия, а в мутоскопе все кадры отдельные и быстро перелистываются наподобие рисунков, которые мы рисовали в школе на полях тетрадей.

(16.02.2010)

Версия для печати


Авторский вопрос. Собаки — слуги хаоса или же порядка?

Хаоса 31
Порядка 32



Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: