Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Небесный корабль / Путешествие на Марс / Himmelskibet (1918)


Небесный корабль / Путешествие на Марс
Средняя оценка: оценка: 2.5
1918. Дания. 81 минута.
Жанр: драма / мелодрама / фантастика.

Режиссер: Форест Хольгер-Мадсен.
Сценарий: Софус Михаэлис, Оле Ольсен по одноименному роману Софуса Михаэлиса,
Операторы: Фредерик Фугльзанг, Луис Ларсен,
Художник: Аксель Брюун,
Продюсер: Оле Ольсен.

В главных ролях: Гуннар Тольнес, Альф Блютехер, Лилли Якобсон.
В ролях: Филип Бех, Фредерик Якобсен, Свенд Корнбех, Николай Нейендам, Альфред Озмунд, Занни Петерсен и др.

Смотри также: Кинохонтология / Hauntology of cinema

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): "Аэлита" датская

Небесный корабль / Путешествие на Марс оценка: 2.5

Обозревая пошлый датский фильм "Конец света", неосторожно написал, что черное — это черное, и напоролся на бессмысленный и довольно унылый спор с неким синефилом, который утверждал, что оно белое. В качестве не такого белого, а немного сероватого фильма, синефил привел другой пример датского кина с интригующим названием "Небесный корабль".

А по-моему, наоборот, "Небесный корабль" несравненно лучше "Конца света". Да, он пафосен, да, глуп, да, прямолинеен, но зато уж никак не пошл. Вместо этого он искренен, почти не уныл и содержит благую идею, даже благую весть.

meetin'

Накал пафоса этого фильма легче всего проиллюстрировать сценой, где главный герой, который собирается лететь на Марс, стоит перед портретом Колумба и говорит: "Колумб, над тобой смеялись, когда ты говорил о плавании вокруг света!" На это не жалеют целого интертитра.

Глупость фильма заключена главным образом во всяких физических явлениях при полете. Ну, в общем, это путешествие энтузиастов на Марс, понятно даже, откуда Алексей Толстой спер идею "Аэлиты" (то есть спер буквально: мне кажется, прототипическим произведением был именно этот фильм, очень много похожего) — но снятая таким профанами, рядом с которыми даже Жюль Верн покажется гением правдоподобности. Первым и единственным приведенным здесь примером будет, что летят они туда на винтовом самолете. Ну не о чем говорить, всерьез рассуждать о правдоподобности тут смешно. Наивность тут не недостаток, потому что дарит несколько минут здорового смеха. Это хронологически первый известный мне пример эффекта (в применении к кинематографу), описанного в соответствующей статье. Кроме того, наивность хорошо сочетается с искренностью и благонамеренностью фильма.

china man

Искренность же и благонамеренность заключаются вот в чем. В отличие от "Аэлиты", отважные летчики попадают не в капиталистический ад, а в рай какой-то странной конфессии: марсиане почитают смерть, но не убивают живых существ и потому не едят мяса; они не пьют алкоголя, танцуют танец целомудрия и т.д. На марсианских одеяниях я заметил египетский крест. Марсиане такие марсиане, что земляне "без слов понимают все, что они говорят. Они обнаружили язык, который мы только нащупываем: общий язык, понятный всем душам". Пожив среди марсиан, космонавты радостно выбрасывают свои ружья, перерождается даже тайный пьяница и бунтовщик. Ну, и потом все весело возвращаются домой. Главный герой женится на марсианке.

sainthood

Прямолинейность фильма выглядит издевкой: например, перевоспитались земляне потому, что увидели по какому-то ихнему телевизору что ли историю войн на Марсе и прочев интертитр, произнесенный проповедником: "Кровь вопиет даже в малейшем убийстве, и грех отверзает врата ада. Источник жизни чист и добр, и соткан из крови каждого". А на земле в это время разврат! Фильм предельно морализаторский, но морализаторство смягчается вышеупомянутой наивностью. Сейчас и правда так не снимают.

tv

Несколько наблюдений, или находок, если хотите. Крутой мискастинг: китайца изображает актер-европеоид, который даже не пытается щуриться. Плохой профессор, который не верит в успех экспедиции, все время смеется над космонавтами так, что, кажется, вот-вот и лопнет; хватается за бока (чем и вызван пассаж с Колумбом). Говорит, что это заседание не научного общества, а дурдома. Взаимоотношения внутри космического корабля напоминают взаимоотношения внутри корабля морского (тайное пьянство, подстрекательство к бунту, требования развернуться и поплыть назад); не исключаю здесь тонкости вкуса сценариста. Некоторые мотивы присутствуют в "Аэлите", иные — в фильме "Ракете X-M". Впрочем, ляпов полно везде: например, Алексей Толстой считает, что 65+75=135, вот это наиболее удивительная ошибка, конечно. Путешествие космонавтов напоминает путешествие Эарендила. Их корабль называется "Эксельсиор" ("Выше и выше"), корабль Эарендила, если чё — "Вингилот", или "Цветок морей". Ну и, понятно, специально для унылых синефилов следует добавить, что фильм был понятной реакцией на длившуюся уже хер знает сколько лет первую мировую войну. Этим он и хорош, в смысле, не технически хорош, а благостен. Художник кагбэ говорит нам: "Кровь вопиет даже в малейшем убийстве, и грех отверзает врата ада. Источник жизни чист и добр, и соткан из крови каждого" — и ожидает, что все тут же радостно бросят оружие и побратаются.

outside

Увы, увы.

(03.03.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: