Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Юг / South (1919)


Юг
Средняя оценка: оценка: 4
1919. Великобритания / Австралия. 81 минута.
Жанр: документальный.

Режиссер: Фрэнк Хёрли.
Сценарий, кинематография, продюсер: Фрэнк Херли.

В главных ролях: Эрнест Шэклтон.
В ролях: Фрэнк Уорсли, Том Крин, Альфред Читэм, Александр Маклин, Джеймс Макилрой, Джеймс Уорди, Роберт Кларк, Реджинальд Джеймс, Лоенард Хасси и пр.

Смотри также: Кинохонтология / Hauntology of cinema

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Идеальный документальный фильм

Юг оценка: 4

Фильм Фрэнки Херли, мужественного человека, офицера Ордена Британской Империи, участника Имперской трансантарктической экспедиции 1914–1917 гг.

Это была очень героическая экспедиция, возглавляемая сэром Эрнестом Шэклтоном. Про нее хорошо написано почему-то даже в русской википедии, прочтите, пожалуйста, прежде, чем двигаться дальше.

Я предполагаю, что вы прочли. На всякий случай, пока читаете, поставлю скриншот.

Whale-boat

Ну все, теперь, надеюсь, точно прочли. Еще один скриншот.

Debris

Если вы не прониклись героизмом хотя бы членов экипажа "Эндьюранса" (а в особенности лично сэра Эрнеста), то, значит, вы бесчувственное бревно, и не читайте, пожалуйста, дальше этот текст. И не смотрите фильм.

Я серьезно. Основное достоинство фильма следующее. Экспедиция сэра Эрнеста Шэклтона, хотя и не удалась, но стоит в одном ряду с экспедициями Амундсена, Скотта и Пири. Экспедиция Скотта, кстати, тоже не удалась. Если б не Первая мировая война, про Шэклтона сейчас знало бы гораздо больше людей. В то время про его экспедицию, конечно, наслышаны были все, но у Британской империи были более насущные заботы. И вот фильм Роберта Херли, участника экспедиции, специально взятого фотографа и кинооператора, выходит в 1919-м году, после войны. А то и позже. Для всех к тому времени экспедиция превратилась в историю, эпос, экранизацию которого и предоставил Херли. Ценность этой экранизации в том, что она предоставляет подробнейшую информацию об экспедиции и при этом оставляет большой простор для собственной фантазии.

Ну вот, например. Если бы Д'Артаньян со своими веселыми друзьями на самом деле существовал, и в фильме "Три мушкетера" вам показали бы документальные съемки их тренировок по фехтованию и несколько раз как они идут по улице, а все самое интересное было бы показано интертитрами. Вот это было бы круто! Вы бы знали, как мушкетеры выглядят на самом деле, а всякие драки представляли себе сами. Не было бы неизбежного сравнения "экранизации" и "исходного текста" (в статье, написанной специально для описания этого фильма, показано, что они суть одно и то же, сравнивать их — чушь).

С фильмом Херли все то же самое! Половина фильма показывает живые портреты участников экспедиции, как они плывут на корабле, как они кормят собачек, как они тренируются ездить на упряжках, как мимо них проплывают какие-то киты, что ли, какие-то там айсберги. Это очень ценные документальные свидетельства того, как все было. Например, несколько секунд киносъемки Шэклтона дало мне гораздо большее представление о нем, чем разглядывание многочисленных фотографий.

Camp

Потом, когда начинается все самое интересное, и становится уже не до киносъемок, Херли обходится наспех сделанными фотографиями. То есть: он отпускает воображение зрителя в свободный полет, но не сразу, а оставляя ему подпорку в виде статичных кадров. Зрителю предлагается самому додумывать, как там было.

Далее, когда начинается совсем пиздец, вместо фотографий показывают уже только текст и нарисованные от руки картины, видимо, даже уже не Херли, а Джорджа Марстона — штатного художника экспедиции. В это время Шэклтон преодолевал в шлюпке 800 морских миль, потом совершал полуторасуточный марш-бросок по заснеженным горам. Милые собачки, которых показывали в начале фильма, к тому времени давно уже были съедены.

Drawing

Шэклтон благополучно добирается до норвежских китобоев, в это время часть экспедиции страдает от голода на острове Элефанта, но зритель ничего этого не видит! Он видит только несколько рисунков и очень краткий текст — и дальше может только довериться своей фантазии.

Текст для современного человека и правда слишком краткий, титры служат не рассказом, а межевыми метками при пересказе известной зрителям истории, именно поэтому перед просмотром и стоит прочесть об экспедиции, чтоб хоть немного уравняться со зрителями двадцатых годов.

Следующее, что появляется на киноленте — это уже новая Джорджия, остров, на котором жили норвежские китобои, спасшие экспедицию. Херли показывает станцию китобоев, скалы, по которым пробирался Шэклтон, королевских пингвинов, какую-то полярную растительность, и это все ужасно трогательно. Художественной ценности это, кажется, не представляет, а позновательная, наверно, уже выветрилась, но вот такое зримое ощущение хэппи-энда, так здорово. Мне кажется, даже видно облегчение, радость и свежеобретенный драйв кинооператора.

Joy

Таким образом, несмотря на сугубую документальность и практическое отсутствие художественной ценности, фильм обладает драматическим эффектом и трогает, как далеко не каждая художественная кинокартина. Это практически идеальный документальный фильм, о чем немного рассказано в статье, на которую я уже ссылался.

(12.03.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: