Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Экзистенция / eXistenZ (1999)


Экзистенция
Средняя оценка: оценка: 4
1999. Великобритания / Канада. 97 мин.
Жанр: фантастика.

Режиссер: Дэвид Кроненберг.
Сценарий: Дэвид Кроненберг,
Оператор: Питер Сушитцки,
Композитор: Говард Шор.

В главных ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу.
В ролях: Уиллем Дефо, Йен Холм, Сара Полли, Дон МакКеллар, Каллум Кейт Ренни.

Награды:
МКФ в Берлине — "Серебряный медведь" за лучшую режиссуру.
Genie Awards — лучший монтаж (Рональд Сэндерс).
Фестиваль фантастического кино в Амстердаме — "Серебряный крик"..

Интересные факты о фильме:

Некоторые сцены фильма содержат ссылки на старый фильм Кроненберга "Видеодром" и психоделический роман Филиппа Дика "Стигматы Палмера Элдрича".

В сцене, где представляют игру "Экзистенция", надпись на ID-карточке доктора Ноеля Дихтера сделана на древневавилонском языке. В другой сцене, где Кири возится с "портом" Аллегры, он бормочет на венгерском языке "спасибо, спасибо, спасибо". Кроме того, два продюсера "Экзистенции" — по происхождению венгры. Буквосочетание "isten", запрятанное в названии фильма между заглавными "X" и "Z", означает на венгерском "бог".

Ради "Экзистенции" Дженнифер Джейсон Ли пожертвовала ролью в фильме Кубрика "Широко закрытые глаза".

Версия для печати

Владимир Гордеев: Эх, бытиЕ моЕ...

оценка: 4

По сюжетно-смысловому содержанию фильм Дэвида Кроненберга, снятый на рубеже 20-го и 21-го веков, весьма схож с психоделическим романом Филиппа Дика "Стигматы Палмера Элдрича", написанном, как известно, в середине 60-х годов, когда широкой поступью и под бравурные рокенролльные марши шагали по цивилизованному миру галлюциногенные наркотики, о которых он, этот цивилизованный мир, за время своей цивилизованности успел позабыть (интеллектуальный и духовный "опиум для народа", христианство, вытеснил шаманские трибьюты — грыбы и проч). Кислотные торжества продолжались недолго. Итоговую черту подвел Хантер Томпсон романом "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", а взгрустнувшая молодежь замерла в ожидании другого прихода — прихода "бога из машины", напророчествованного в те же 60-е годы, когда было создано первое подобие шлема виртуальной реальности. Филипп Дик поспел и здесь: "Экзистенция" выглядит гибридом "Стигматов Палмера Элдрича" и "Гибельного тупика" (в "Тупике" звездолет застревает в гравитационном поле какой-то звезды, и неуклонно приближается к светилу, не в силах преодолеть притяжение, а космонавты развлекаются бесконечно вариативной Игрой, которая в начале каждой партии лишает их памяти и помещает в виртуальное пространство, где они неумолимо гибнут, один за другим, и далеко не каждый может догнать, что за неведомая сила их убивает).

В "Экзистенции" (так называется ролевая компьютерная игра) — то же самое. Актриса Дженнифер Джейсон Ли играет образ программистки Аллегры, в которую перевоплощается некая никому не известная женщина (все люди-образы фильма представляют собой бесконечную систему зеркал, и абсолютно невозможно обнаружить подлинную сущность, — она растворяется в бесконечности отражений), а Джуд Лоу играет образ охранника Теда, в которого перевоплощается некий никому неизвестный игрок-мужчина. Одна из главных задач, поставленных перед игровыми персонажами, заключается в том, чтобы найти смысл игры. Впрочем, смысл тут лежит, казалось бы, на поверхности: живи сам и дай умереть другим. Впоследствии этот смысл начинает ускользать, и на его место выходит вопрос философского толка: "Где, черт подери, реальность? И как избавиться от проклятого прилагательного "виртуальная"?" То есть, герои озадачиваются тем же вопросом, каким озадачивался на протяжении всего романа герой "Стигматов Палмера Элдрича", или, например, Рик Декард из "Бегущего по лезвию", снятого тоже по роману Филиппа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Правда, у Декарда вопрос стоял так: "Кто я?" Но если не знать, "кто я", то о подлинности окружающей тебя реальности можно даже и не задумываться, ибо ответа не будет. Единственное, что ты можешь сделать по-настоящему — умереть. Сценарий фильма "Эзистенция" достаточно невнятен, поэтому нашим героям впору озадачиваться не только вопросом "Где мы?", но и "Кто мы?". Но они этого не делают, и у меня, например, возникло ощущение, что громождение Кроненбергом виртуальных реальностей одну на другую выглядит попросту нелепо — стандартный киношный трюк, когда жертвуют достоверностью ради нагнетания интриги. Непонятно, почему тестеры игры, прекрасно знавшие, с кем играют и против кого, ведут себя в игровом пространстве так, будто бы друг друга не узнают. А ведь в игровом пространстве их внешний вид никак не меняется, да и память, самосознание остаются на месте! Еще сильнее удивляет то, что некоторым из участников игры приходится исполнять роль ботов — они даже тормозят как боты, повторяя одно и то же движение, — если им задать неправильный вопрос. Но трудно упрекать Кроненберга в недостатке мастерства или халявстве. Стоит поискать объяснение. И объяснение может быть только одно: игра продолжается. Вот только человек-игрок (сыгранный одним из актеров второго, если не третьего плана) умер где-то посреди фильма, ушел из компьютерной жизни, и то, что происходит в игре, происходит уже без него. Боты (в том числе Аллегра и Тед, которые были ботами изначально) сношают друг другу мозги, а мы, зрители, таращимся в телевизор, пытаясь постичь смысл там, где смысла нет и быть не может.

Да, конечно, сюжет достаточно тривиален, а тема виртуальных реальностей набила оскомину, но поскольку фильм снимал Кроненберг, то эта филипподиковская компиляция выглядит оригинальным продуктом. Вот уж что-что, а придать любому, даже самому абсурдному действию, внешнее правдоподобие и убедительность Кроненберг умеет. Кроненберг — мастер мизансцен, поэтому антураж "игры" выглядит реальнее иных наших реалий. Тщательно проработанный, но неприятный (такой уж у Кроненберга "дурной глаз") мир восхищает. Как восхищают отвратительные спецэффекты. Упор сделан на традиционный латекс и механику — минимум компьютерной графики. Логично, что после насекомых в "Мухе" и "Обеде нагишом", Кроненберг для разнообразия перекинулся на не менее мерзких тварей — земноводных, которых используют для производства игровых чипов и потому расчленяют чуть ли не в каждом кадре (к слову, режиссер так и не смог отойти от своего наиболее удачного фильма, "Обеда нагишом", и ввернул в сюжет несколько типично берроузовских параноидальных заморочек с вербовкой-перевербовкой и двойной агентурой, причем здесь одним из связных выступает собака). Тема биомеханики является одной из самых модных и до сих пор не слишком разработанных в масскульте, поэтому немудрено, что Кроненберг обратился к ней. Он изображает мир, который слегка изменил маршрут научно-технического прогресса и строит будущее не с помощью молотка, зубила и металла, но с помощью микроскопа, лейки и живой материи. То есть примерно так, как, по мнению многих, развивались зеленые человечки. Чтобы подчеркнуть новизну мира, в котором люди заняты играми и разработками этих игр — и более ничем, Кроненберг намеренно окружает его старомодными, минималистическими декорациями. Убогие фанерные домики и автомобили пришли как будто из пятидесятых (невольный поклон Филиппу Дику). Эта же старомодность задает "Экзистенции" тон вневременности, что явно не является лишним, учитывая, что по своей идеологии фильм безусловно является актуальным, и, главное, будет долго таковым оставаться.

(13.01.2007)

Версия для печати


Мор: "Экзистенция": самая суть вирта

Экзистенция оценка: 4.5

- А какой была твоя жизнь до того, как Аллегра Геллер изменила ее?
- У меня была эта заправка.
- Но она у тебя и сейчас есть.
- Только на самом мелком уровне реальности


Удивительно, как точно удалось Кроненбергу ухватить всю суть вирта, не прибегая к прижившимся стереотипам. "Экзистенция" при первом просмотре поразила меня примитивностью и бестолковым сюжетом игры. Ты, избалованный спецэффектами зритель, смотрел на перепуганного Джуда Лоу, потрошащего каких-то ящериц в духе Naked Lunch, и задавал себе вопрос: "Какого черта?". Киберпанковый посыл заставлял ожидать экстремального, привычных "информационных магистралей", фишек вроде "Матрицы", но не тут-то было. В "Экзистенции" Кроненберг легко и талантливо продемонстрировал, что игра не должна быть равна мечте. Устами Дженнифер Джейсон Ли он говорит, что человек стремится в вирт не затем даже, чтобы получить нечто увлекательное, нечто конкретное, а затем, чтобы заменить реальность на что угодно другое. До него киберпанк уверял, что человек ищет исполнения своих желаний, хочет заменить настоящую жизнь на суррогат потому, что там лучше. Но "Экзистенция" расставила все по местам: в жизни не происходит ничего, а в вирте в это время хотя бы что-то происходит.

Определенно, "Экзистенция" — это веха в околокиберпанковом кинематографе, хотя на фоне других фильмов Кроненберга она смотрится продолжением взятой ранее ноты, эдакой осовремененной версией "Видеодрома". "Death to Videodrome!" плавно перетекает в "Смерть дьяволице Аллегре Геллер!", биовходы являются привычным для режиссера результатом соединения живого и неживого. Но вряд ли биовходы в теле являются просто данью собственным увлечениям. Питающиеся соками человека чипы символизируют мертвую петлю эскапизма, постепенно поедающего индивида, слишком погруженного в иную реальность. Размытие границ, бесконечная вложенность уровней и невозможность вернуться, раз погрузившись, удались Кроненбергу на славу. Если игра реальна, будто реальность, на что же похожа сама жизнь? Ты не возвращаешься обратно, вытаскивая разъем, а приходишь куда-то, что похоже на оставленное позади бытие, но им не является. Таким образом, все люди превращаются в персонажей, теряя так легко ломаемый стержень личности. В вопросах искажения реальности Кроненберг дока, но "Экзистенция" еще несколькими кадрами в машине, несколькими планами проносящихся пригородов, убеждает в том, что весь мир становится придатком, плацдармом для создателей игры. Ни игра, ни мир не поражают своими пропорциями и сущностью, просто одно является мутным антиподом другого в плохо различимой мировоззренческой сфере.

Не углубляясь в смысл происходящего и не пересказывая сюжет, который вы должны увидеть сами, хочу отметить и то, каким образом все это реализовано. Наверное, Кроненберг знает секрет, заставляющий актеров проявлять скрытый потенциал, или у него просто хороший вкус. Джуд Лоу, кукольный самоуверенный красавчик, здесь предстает в качестве наивного и беспомощного лошка. Изменчивая, демоническая дизайнер игр Аллегра Геллер — это искуситель, сатана, в которого ее превращает одержимость собственными созданиями. Она ровно настолько любопытна и открыта к миру, насколько же и жестока. Она — маг, змей, заводящая в дебри нимфа. Проклятье. Кажется, я поняла, откуда у меня все эти идеи для очередной книжки... В общем, Кроненберг вдохновляет, и несмотря на то, что уже через час мне отправляться на самолет в очередную командировку, я не смогла заставить себя быстренько промотать ключевые моменты фильма, а приникла к экрану надолго. А Уиллем Дефо? Вы видели, как он перевоплощается?..

(14.01.2007)

Версия для печати


Алексей Нгоо: Как я стал

оценка: 4

"Экзистенция" вышла в один год с "Матрицей" и хотя была лучше, интересней, забавней и нежнее последней не стала событием в мире киномотографа, потому что не открывала новые горизонты, а лишь закрывала кроненберговские веси и дали. После "Экзистенции" Кроненберг отставил биомеханизмы в сторону и принялся долбать психологический мотив.

Мне повезло, и я впервой глядел "Экзистенцию" поздней ночью, когда пространство воздушными столбами сокращается и вибрирует среди спящих горожан, создавая странный гул в голове. Поэтому, когда Аллегра Геллер с Тедом Пайкулом ехали в машине по ночному шоссе, я почувствовал катарсис. А когда на бензаколонке Тед Пайкул гладил двуглавого дракончика, я испытал мимезис и прочие древнегреческие слова, которые мы украли у эллинов и теперь зовём ими чёрти что, будто нам не хватает своих слов, а вернее не хватает пафоса (тоже кстате греческое слово) — одно дело "очищение", а совсем другое — "катарсис", или одно дело "подоражание" и совсем другое "мимесис" и благозвучней и вроде как, произнося его, становишься выше ростом.

Все 97 минут я просидел в нарколептическом опьянении погружаясь будто в листья луковицы в бесчисленные психоделические реальности "Экзистенции". В какой-то момент я утратил понимание, где реальность кино, а где игровая реальность Аллегры и Теда, где их настоящая реальность, а где моя "настоящая" реальность. Мне стало думаться, что я не более и менее чем участник радиопостановки и что скоро моя очередь говорить фразы, вот только я никак не мог понять какие фразы. На некоторые догадки меня навёл эпизод, в котором Аллегра в китайском ресторанчике сделала палочками так: "". Я понял, что наверно попал в игровую петлю и мне нужно проснуться, но вот беда из игровой петли можно выйти лишь при помощи другого участника игры, но никого по-близости не было — я так никогда из неё и не вышел.

Когда Тед из особого блюда собрал пистолет, я вспомнил, как в будущем буду варить курицу и чувствовать схожие ощущения — обтянутые куриным мясом в курином бульоне куриные лапки и мне надо собрать из этого кроненберговского лего о-го-го. Но как собирать о-го-го и что это такое я не буду знать:( — я стану сожалеть об овсе, уничтожаемом миллионами. Тед выстрелил в китайца и далматинец из клипа "You Showed Me" "The Lightning Seeds" пошол лизать его окровавленное серце. Лук содержит эфирные масла и когда Тед с Аллегрой будто луковичную одёжку протыкали очередную реальность, вокруг разливался эфир его надо было втягивать носом через лёгкие и тогда лёгкие летучие соединения пленяли тебя и убивали микробов, поэтому через биопорты нельзя ничем заразиться. Наверно и Аллегре нужно было смочить свою биоконсоль луковым наваром — она бы не болела, чувствовала бы себя превосходно. Вместе с тем фильм кончился каскадом концовок одной из которых была моя. Игра закончилась, шлейф исчез в биопорту и тот затянулся. Я сидел поздней ночью на диване в блаженной истоме и после никогда больше этот фильм не погружал меня в схожую нарколептическую зависимость.

Есть наркотики, которые действуют всего один раз. А если нету, то их стоит синтезировать. "Экзистенция" — наркотик такого рода. Второй раз смотреть уже не захочешь, зато первый поглотит тебя и выплюнет. Как жалко тех людей, которые не испытывали катарсиса и мимесиса, когда Тед Пайкул гладил двуглавого дракончика на бензоколонке — они потеряли много больше, чем приобрёл я.

Приобретал: Нгоо.

(15.01.2007)

Версия для печати


Феликс Зилич: Gonzo Live Action

оценка: 4

- Сегодня вы станете первыми зрителями нового фильма Дэвида Кроненберга “Экзистенция”. После показа картины сам режиссер ответит на все ваши вопросы. Вопросы, которые у вас несомненно в процессе просмотра возникнут.
- Добрый день!
- Добрый день, Дэвид! Кажется, у одного из наших зрителей уже возник вопрос. Да, мы вас слушаем.
- У меня? Я? Ээээ… Смерть Дэвиду Кроненбергу!!!
Бах-бах!!!
- Господа-господа, защищайте режиссера. Не дайте ему погибнуть. Иначе вы потом не поймете про что был снят его последний фильм… Вас как, товарищ, зовут?
- Феликс Зилич. Я тут вообще случайно.
- Защищайте Двида Кроненберга, товарищ Зилич. Это вам квест на ближайшую неделю.
- А, может быть, не надо?
- Вам это сложно?
- Нет, мне это совершенно не сложно. Защищать Дэвида Кроненберга — да мне это раз плюнуть. Но все равно нафиг мне это нужно?
- Он — хороший режиссер.
- Это не аргумент.
- Он — единственный, кто знает о чем его последняя картина.
- Ау, мистер Кроненберг?! Где вы? Я — ваш новый телохранитель. Меня зовут Феликс Зилич.
- Здраствуйте, мистер Феликс.
- Мистер Кроненберг, а про что ваш последний фильм?
- Потом, Феликс, потом.
- Блин.
- Феликс, а у вас есть в голове кабельное телевиденине.
- Это как?
- Видите, у меня два кабеля из головы торчат. Красный — это выделенка. Синий — кабельное телевидение. Например, сейчас я смотрю мультфильмы на Fox Kids. В данный момент Человек-Паук сражается с Человеком-Вале…
- Нихуя себе!
- А сейчас я переключил канал и там показывают фильм с Богартом.
- Мистер Кронеберг, смотрите, пжалста, под ноги. Вы сейчас круто наебнетесь. Вас даже убивать не надо.
- Спасибо, Феликс. О, Богарт просто Бог.
- Дайте заценить. А что там за кино вообще?
- Хорошее кино. А хотите Феликс такой же синий проводок?
- А можно?
- У меня в паре кварталов отсюда есть знакомый механик.
- Механик?
- За бутылку пива он сможет поставить вам и выделенку, и кабель.
- А это больно?
- Ага, но жутко интересно.
Бжжжжжжжжж. Чух-чух-чух.
- Вы Механик?
- Господь — Механик, а я тут только левое кабельное телевидение ставлю. Вам в голову или в задницу?
- А есть разница?
- Почти никакой, кроме пары побочных эффектов.
- Например?
- Например, некоторые кончают при переключении каналов. Другие — при появлении на экране президента.
- Это когда в голову или в задницу?
- Это когда сапогом по яйцам. Кончай бакланить.
- А у вас скидки есть? Льготы какие-нибудь?
- Какие льготы?
- Например, что вы сделаете, если я скажу, что вон тот мужик — известный режиссер Дэвид Кроненберг.
- Я скажу, что ты пиздишь как Троцкий.
- А “гуглем” проверить?
- Мистер Кроненберг?! Ахуеть!!!
- Вы не хотите спросить у меня о чем мой последний фильм “Экзистенция”?
- Нет. Зачем?
- А что же вы будете сейчас сделать?
- Сдам сейчас на органы этого перца, а вас продам в рабство снимать фильмы для Сергея Сельянова.
- Феликс, зачем вы так с ним?
- Он мне не понравился. И вдобавок он что-то сказад про органы.
- А хотите я вам расскажу про что мой новый фильм “Экзистенция”?
- Валяйте!
- Слушайте внимательно. Там довольно сложный концепт. Короче, с точки зрения банальной эрудиции...
Бумц!
- Блин, они убили Кроненберга! Сволочи!
- GAME OVER!
- Феликс, вы запороли всю игру. Какого черта на Кроненберга упал рояль?
- А я тут не при чем.
- Это ваша рецензия, Феликс. Значит, рояль тоже ваш.
- Почему мой? Это рояль Дэвида Кроненберга. Зилич — ахуенно объективный критик. Если в его тесте появляется рояль, то это рояль не Зилича, а Дэвида Кроненберга или кого-нибудь еще.
- Да неужели?
- Разумеется.
Бумц!
- Ведь я же говорил.

(16.01.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: