Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


День начинается / Le jour se lève (1939)


День начинается
Средняя оценка: оценка: 4
1939. Франция. 93 минуты.
Жанр: мелодрама / криминальный.

Режиссер: Марсель Карне.
Сценарий: Жак Вио, Жак Превер,
Операторы: Филипп Агостини, Андре Бак, Курт Курант,
Композитор: Морис Жобер.

В главных ролях: Жан Габен.
В ролях: Жюль Берри, Арлетти, Мади Берри.

Интересные факты о фильме:

В 1947 году американская кинокомпания RKO выпустила римейк — "The Long Night".

Хотя это не первый фильм, где используются флешбеки, авторы решили сделать специальный предварительный интертитр, чтобы зритель не запутался.

Смотри также: Кинохонтология / Hauntology of cinema

Версия для печати

Владимир Гордеев: Поэтический реализм. Пример Карне — Превера.

День начинается оценка: 4

"День начинается" – хороший пример фильма, снятого в стиле "поэтический реализм". Напомню, что этот термин придумал историк и теоретик кино Жорж Садуль. В категорию "поэтический реализм" попадают картины целого ряда французских режиссеров: Жюльена Дювивье, Жана Виго и даже Жана Ренуара. Определение термина является достаточно размытым, поэтому сконцентрируем внимание исключительно на одной картине – фильме Марселя Карне "День начинается".

Фильм снят ретроспективно. Настоящее время – ночь. В многоквартирном доме происходит убийство. Работяга с местного завода (Жан Габен) застрелил какого-то мужика, тот скатился вниз по лестнице прямо под ноги слепому жильцу, тот поднял шум, соседи вызвали полицию, полиция осадила квартиру. Осада продолжается всю ночь, в это время Габен вспоминает события, которые повлекли убийство.

Словосочетание "поэтический реализм" в этом фильме легко разделить на две составляющие – поэзию и реализм. "Поэзия" тут не самого высокого пошиба, любовь рифмуется с кровью. Простой работяга влюбляется в девушку, она отвечает ему взаимностью, но неожиданно появляется конкурент. Вспыльчивый, простой, грубоватый Франсуа пытается отвадить конкурента, но тому никак не угомониться. Выясняется, что это не совсем конкурент. Это – отец девушки, бросивший ребенка давным-давно, и ему не нравится Франсуа. "Какие могут быть претензии? Ты ее бросил. Убирайся!" – резонно огрызается Франсуа. Но Валентин продолжает проявлять упорство, за что и расплачивается кровью.

Реализм заключается в том, в чем, собственно, он обычно и заключается, как в классической художественной литературе, так и в кино, – в живописании быта простого человека. День начинается с протяжного заводского гудка. Франсуа садится на велосипед, едет на завод, тарабанит там у станка до позднего вечера. В обеденный перерыв ест булку, пьет молоко. Вечером идет в кабачок и вкушает дешевое вино. Не происходит ничего сверхъественного. Обычная встреча с девушкой, обычная любовь, обычные проблемы. Обычная полиция. Обычная смерть.

Однако же, что касается визуального плана, то, поскольку фильм снят ретроспективно, иначе говоря, завязан на воспоминаниях, в кадре появляется легкий флер, ностальгическая дымка воспоминаний, которым суждено развеяться на ветру (тема фатализма). Через призму воспоминаний, которым суждено стать последними, обыденное монотонное существование предстает в самом лирическом свете. Это касается даже заводских труб, даже фанерных стен домишек, где ютится рабочий люд. В лужах на разбитых дорогах отражаются звезды, здоровье и жизнь.

(03.03.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: