Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Пи / π (1998)


Пи
Средняя оценка: оценка: 5
1998. США. 84 минуты.
Жанр: драма / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Даррен Аронофски.
В главных ролях: Шон Гуллетт.
В ролях: Марк Марголис, Марк Бен Шенкман, Памела Харт, Стивен Перлман, Самиа Шоаиб.

Награды:
1998 — Приз "ФИПРЕССИ" — Кинофестиваль в Тессалониках

1998 — Лучший режиссёр — Кинофестиваль Санденс

1998 — Гран-При — Международный кинофестималь в Гиджине

1998 — Лучший зарубежный фильм — Кинофестиваль Фант-Азия

1998 — Гран-При — Довилльский кинофестиваль

1999 — Лучшая операторская работа — Премия Хлотрудис.

Интересные факты о фильме:

Бюджет фильма составил всего 60 тысяч долларов, большую часть из которых составили 100-долларовые взносы друзей и родственников Даррена Аронофски. Когда картина была продана "Артисану", каждый из вложвших 100 долларов получил назад по 150.

Кстати, "Артисан" купил фильм за 1 миллион долларов.

Для съёмок использовался настоящий мозг.

Фильм снимался прямо на улицах Нью-Йорка, без ограждения и предварительного согласования с властями, поэтому кто-то из съёмочной группы всё время должен был стоять на часах, чтобы предупредить о приближении полиции.

Еду для всей съёмочной группы готовила мать Даррена Аронофски

Фотографа, преследующего Макса в метро, сыграл Клинт Манселл, автор музыки к фильму.

Исполнитель главной роли Шон Гуллетт (в другой транскрипции Джуллетт) — друг Даррена Аронофски, один из авторов сюжета фильма, и исполнитель роли психотерапевта в следующем фильме Аронофски "Реквием по мечте".

Число, появляющееся на экране "Эвклида", на самом деле содержит не 216, а 218 цифр. Вот оно:
941432434315126593210548723904868285129134748760 276719592346023858295830472501652325259296925727655364363462727 184012012643147546329450127847264841075622347896267285928582953 47502772262646456217613984829519475412398501.

Когда Макс записывает число от руки на клочке бумаги, в нём 216 цифр, и оно совершенно не совпадает с тем, что появилось на экране "Эвклида":
884509627386359275033751967 943067599621731590401694134 434007629683591574337516791 197615733475195375920401694 343151239621353184932676605 800621596380716399501371459 954387507655892533875618750 354029981152863950711207613.
С обратной стороны на этом клочке бумаги написано "Only God is Perfect" (Только бог идеален)

Кстати, длинный набор цифр, появляющихся в начале фильма, репрезентирует число π только до девятого знака после запятой — дальше идёт просто набор цифр.

Число цифр в искомом числе — 216 — это произведение трёх шестёрок (6*6*6 = 216). 666 — число зверя, согласно "Книге апокалипсиса".

В конце фильма Макс предполагает, что каббалисты уже перечислили все варианты 216-значных чисел. В действительности таких чисел 10 в 216 степени, то есть если бы каждый день с момента разрушения храма каббалисты произносили квадриллион чисел, к 1998ому году они бы только начали их перечисление.

Фильм заканчивается тем, что Дженна спрашивает, сколько будет 748 разделить на 238. Это выражение можно упростить до 22/7, что равно 3,1428... Это хорошее приближение (до третьего знака) к значению числа π — 3,141592... , предложенное в своё время Архимедом.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Вселенная, как доска для игры в ГО

оценка: 5

Писать рецензии к хорошим фильмам сложнее, чем к плохим, а писать рецензии в гениальным картинам почти невозможно. После каждого слова неотступно преследует мысль "кто Я такой, что об ЭТОМ писать?!"
Но у меня сейчас есть несколько смягчающих обстоятельств.
Во-первых, фильм, о котором я пишу, был снят почти десять лет назад, а значит, о нём не так сложно рассуждать (как бы с высоты прошедших лет).
Во-вторых, судя по перечню математических ляпов, некоторые из которых перечислены в "фактах о фильме", Аронофски не очень хорошо знаком с математикой — во всяком случае, хуже меня, что даёт мне некоторое преимущество.
И, наконец, в-третьих, кто такие я и Аронофски, вместе с его фильмом и моей рецензией, перед необъятной непостижимостью сущности числа π?

В своё время кто-то сказал о фильме "Кофе и сигареты" — "Джармуш понял о кино главное: фильм должен быть чёрно-белым, коротким, и по возможности бессмысленным".
Всё это можно с полным правом отнести к фильму Аронофски "Пи". Снятая на собранные по друзьям и родственникам копейки чёрно-белая картина продолжительностью менее полутора часов кажется мельтешением света и тени на экране.
Фабула проста и незамысловата. Гениальный математик бросил преподавание в университете, чтобы поселиться в маленькой квартирке в Чайна-Тауне (по Нью-Йоркским меркам — в трущобах) и посвятить себя поиску математического принципа, лежащего в основе вселенной.
Минимум персонажей.
Минимум диалогов, больше напоминающих справки из учебника математики.
Бессвязное развитие сюжета.
Гениальной, и выведшей в один момент Даррена Аронофски на Олимп арт-хаусного кино, эту картину делает балансирование на неуловимой грани между абсолютом и безумием.
Максимиллиан Коэн, главный герой фильма, пытается проанализировать цикличность природных явлений и вывести с их помощью закономерности котировок акций на фондовом рынке. Но он не знает, что единый принцип, лежащий в основе этих явлений, в действительно представляет из себя нечто гораздо большее, чем возможность предугадывать курсы акций. Принцип, лежащий в основе всего — это код, шифр, зная который, человек приобретает неограниченную власть над реальным миром, приобретает могущество, с которым не в силах совладать ни слабое тело человека, ни его ничтожный разум.
Старый учитель, проведший всю жизнь в поиске закономерности в числе "Пи", и отказавшийся от продолжения поисков по непонятным причинам, карьеристка-делец с Уолл-стрит, готовая на всё ради возможности управлять фондовым рынком, каббалисты, пытающийся прочесть в Торе имя бога — все эти персонажи постепенно переплетаются в жизни Макса, приводя его в итоге к достаточно простой, но недоступной для них всех мысли.
Дело не в цифрах.
Дело в синтаксисе.
Вопрос не в том, из чего именно слагается 216-значное число, которое выплёвывает компьютер перед своей смертью, вопрос в том, что между этими цифрами. Ведь прочесть это число — и открыть дверь, чтобы узреть за ней бога — может только тот, кому это дано.
Помимо идеи, картина потрясает феерическим видеорядом, который сложно было ожидать от фильма с бюджетом в 60.000. Рапидный монтаж глотания таблеток (больше знакомый по сценам приёма наркотиков из фильма "Реквием по мечте"), собственный мозг, находящийся перед человеком, истекающая кровью эманация бога, и многое другое делает картину завораживающим зрелищем даже для тех зрителей, кто не понимает ни слова (а таковых, похоже, большинство, ведь едва ли каждый встречный знает, что такое "ряд Фибоначчи"). Впрочем, трудно ожидать, что даже профессиональные математики углядят большой смысл в диалогах о причёске Макса и самосе, которые держат в напряжении так же, как и любой другой диалог картины. Дело здесь не столько в том, что происходит на экране, сколько в том, КАК оно происходит. То есть, опять-таки, важны не цифры, а то, что между ними. И "синтаксис" Даррена Аронофски выливается в тяжелый груз, лежащий на плечах каждого, кто смотрит на экранную картинку. Ты начинаешь искать смысл не только в бессмысленных диалогах, но также в молоке, растворяющемся в кофе, клубах сигаретного дыма, траекториях полёта птиц — для того только, чтобы понять, что если этот смысл и есть, то познать его тебе не под силу. Прогрессирующее безумие героя не даёт расслабиться зрителю ни на секунду, заставляя его переживать самое страшное ощущение из доступных человеку — не доверять самому себе.
Фильм заканчивается очевидной, в общем-то, истиной: божье — богу, а человеку — человеческое. Бог ведь на наше не претендует? Не надо, стало быть, претендовать на божье.
Дверь так и осталась закрытой.
А люди так и остались людьми. Китайцы всё так же будут делать свою гимнастику, каббалисты — читать нараспев длинные слова на идиш, дельцы — играть на бирже, а Макс нашёл своё счастье в неведении.
Что ж, всему своё место. Даррену Аронофски — в пантеоне славы артхауса, а этой рецензии — на сайте "экранка точка ру".


*При написании этой рецензии ни один математик не постарадал.

**Слово "еврей" здесь значит совсем не то, что оно значит.

***Число π на самом деле равно
3,141592653589793238462643383279502884197169399375105820974944592307816406286208998628034825342117067982148086513282306647093844609550582231
72535940812848111745028410270193852110555964462294895493038196442881097566593344612847564823378678316527120190914564856692346034861045432664
82133936072602491412737245870066063155881748815209209628292540917153643678925903600113305305488204665213841469519415116094330572703657595919
53092186117381932611793105118548074462379962749567351885752724891227938183011949129833673362…

(22.01.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: