Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Дориан Грей", или портрет принца Каспиана
Люди всегда мечтали о вечной молодости, по этой причине их привлекают игры с возрастом и временем: начиная с истории Рип-Ван-Винкля, который проспал век и вернулся в свою деревню чужаком, и заканчивая Бенджамином Баттоном, стареющим наоборот. Сквозь всё это красной нитью проходят рассказы о вампирах. Эти истории как бы успокаивают, говоря – да, мы не властны над процессом своего разрушения, но иногда ведь бывают случаи, и кто знает, вдруг… Сказка превращается в шанс для бегущих от старости. История Дориана Грея, несмотря на свою сказочность, представляется мне гораздо более правдивой, чем даже реальные случаи многолетней летаргии. Ведь здесь тайна молодости – не кровь невинных младенцев, и не средство Макропулоса, и не сон до первого поцелуя. Уайлд поместил время Дориана в предмет искусства, в идеально написанный портрет. Мне кажется, эта идея всегда витала вокруг человеческих голов – еще с той минуты, как первый пещерный талант с охрой в руке осмелился изобразить соплеменника похожим, и тем отнял его душу. Писатель просто не поленился протянуть за этой идеей руку и поднять до уровня своего взгляда.
Молодой наивный Дориан приезжает в Лондон, чтобы вступить в наследство, оставленное дядей. Юного красавца тут же с радостью принимают в свете, наряжают и обожают, в то время как он с робкой улыбкой оглядывается и привыкает. На нежную душу тут же находится охотник – искушенный светский лев лорд Генри. Его игра состоит в том, чтобы смутить Дориана изнанкой жизни и научить ничего не принимать всерьез, кроме собственной свободы и намерений. Однажды, будучи пленён красотой Дориана, его друг, художник Бэзил, пишет портрет. В указанное время Дориан и лорд Генри приходят к художнику, чтобы оценить картину, и она оказывается столь хороша, и столь соответствует действительности, что провоцирует лорда Генри на вопрос: готов ли Дориан продать душу дьяволу, чтобы быть всегда таким, как на портрете? Дрожащий от волнения Дориан отвечает "да", не только признавая своим ответом состоявшуюся сделку, но и отдавая себя во власть циничного лорда Генри. Отныне Дориан начинает совершать поступки один краше другого, а существо на портрете оживает и видоизменяется в соответствии с этими поступками, оставляя внешность самого Дориана такой же прекрасной, как в день написания портрета. Вскоре портрет становится до того уродливым, что Дориану приходится спрятать его в тайной комнате. Однако, лорд Генри хоть и злой гений, но все же человек, и поэтому чувствует себя проигравшим, не обнаруживая в Дориане никаких следов многолетнего распутства. Это и понятно – ведь Дориан является опытным препаратом, с помощью которого лорд Генри хочет доказать Бэзилу несовместимость истинной красоты с жизнью. А тем временем моральный облик Дориана и лицо портрета становятся всё непригляднее.
Суть произведения полностью состоит в диалогах, где каждая фраза – готовый афоризм или парадокс. Однако фильм, хоть и является упрощенной и приукрашенной версией, все же в достаточной мере передает нужную атмосферу, а актеры очень умело доигрывают то, что остается за текстом сценария. В начале мне хотелось схватить Дориана за руку, в середине я его боялась, к концу мне стало его жаль – а что, как не вызванные к месту чувства зрителя, является мерилом для картины? Я не побоюсь рекомендовать эту экранизацию тем, кто в свое время был очарован романом. Когда я прочла его в среднем школьном возрасте, я мало что поняла, но запомнила одно: нельзя быть плохим. Сейчас, когда катаракта взрослости застила невинный детский взгляд, я могу выразить мораль картины словами самого Оскара Уайлда: "Тайна жизни состоит в том, чтобы не испытывать чувств, которые тебе не к лицу".