Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Гармонии Веркмайстера / Werckmeister harmóniák (2000)


Гармонии Веркмайстера
Средняя оценка: оценка: 3.5
2000. Франция / Германия / Италия / Венгрия. 145 минут.
Жанр: сказка / сюрреализм-авангард / триллер.

Режиссер: Бела Тарр.
Сценарий: Ласло Краснахоркаи, Бела Тарр по роману Ласло Краснахоркаи "Меланхолия сопротивления",
Операторы: Патрик де Рантер, Миклош Гурбан, Эрвин Ланцерсбергер, Габор Медвидь, Эмиль Новак, Роб Трегенца,
Композитор: Михай Виг,
Монтаж: Аньес Храницки,
Художни.

В главных ролях: Ларс Рудольф.
В ролях: Петер Фитц, Ханна Шигула, Ференц Каллаи, Дьердь Барко, Джоко Росич, Тамаш Вихман, Янош Дерси и пр..

Награды:
2002 — лучший актер (Рудольф), награда Ласло Б. Надя (Тарр) — награда венгерских кинокритиков
2001 — приз читательского жюри "Берлинер Цайтунг" — Берлинский МКФ; гран-при, награда критиков "Джин Московиц" — Венгерская кинонеделя.

Интересные факты о фильме:

  • Режиссер провел почти год, выбирая правильные ракурсы для той или иной сцены.
  • В фильме много длинных планов. За 145 минут смена кадра произошла всего 39 раз.
  • Андреас Веркмайстер ввел в музыкальный обиход Германии несколько хороших темпераций, что бы это ни значило. Он написал много теоретических работ, посвященных, собственно, гармониям. Жил он в основном в семнадцатом веке, но немножко и в восемнадцатом.

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): А сейчас мы будем изображать Солнечную систему

Гармонии Веркмайстера оценка: 3

Этот фильм упоминался в некоем обзоре длинных планов. В том контексте, что в нем, мол, имеется great opening shot from hungarian maestro. Мы посмотрели ролик на ютьюбе, и Сладкая N. сказала, что хочет посмотреть фильм целиком (забегая вперед, скажу, что спеклась она раньше).

Оупенин шот и правда отличный, идет чуть меньше десяти, вроде бы, минут (уже одно это должно было меня насторожить — но нет, нет), все снято одним кадром, что незаметно — настолько точно выверена хореография, просчитаны совместные движения актеров и оператора, ни разу никто ни с кем не столкнулся, все движутся в разные стороны, вертятся (изображая солнечную систему), вокруг них вертится оператор, шик, блеск, красота! Монтажер, кажется, совсем не нужен. Нечто похожее, только в миллион раз круче, имеется в "Русском ковчеге" Сокурова, фильме, целиком снятом одним кадром, где геометрия совместного движения еще сложнее.

Такой фильм, конечно, требует крайней сосредоточенности от актеров, потому что, если что-то пойдет не так, придется переснимать весь весьма длинный кадр. А при съемках фильма, как правило, что-то всегда идет не так, хороший пример тому дает нам "Жизнь в забвении" Тома ДиЧилло или "Фильм, фильм, фильм!" Федора Хитрука.

Почти помимо своей воли считали мы при просмотре кадрики. Будет ли следующий план таким же длинным?

Следующий план был коротким — всего три минуты, в течение которых огромная машина медленно едет мимо главного героя.

Следующий план был снова длинным. В течение него главный герой успевает обойти дом, войти внутрь, раздеться, разбудить некоего старичка, довести его до кровати, положить спать, задернуть шторы, одеться, выключить свет и снова уйти из дома. Опять нельзя не отметить выдающуюся работу операторов, причем не только в обращении с камерой, но и в выборе кадров, каждый кадр можно вешать на стенку, давно не видал настолько живописных фильмов.

Живописное собрание людей

В сумме первые три плана заняли что-то около 24 минут.

В целом про фильм стало все понятно: какого-никакого экшна ожидать не приходится, — но мы находили свой экшн в том, что по инерции считали планы (когда начинаешь считать планы, всегда сложно остановиться, занятие такого же рода, как щелкать семки). Раз не было экшна, оставалась надежда на саспенс. На досуге предлагаю подумать над таким вопросом: ожидание саспенса — саспенс ли это? может быть, его можно назвать метасаспенсом? В общем, считать в этом фильме кадрики — как раз самый метасаспенс, вот что я скажу.

После седьмой сцены мы, впрочем, почти перестали считать и нашли было более интересное занятие, но тут полторы минуты начало вставать солнце (экшн, экшн!), и мы снова начали считать.

В общем, первые десять планов заняли около 46 минут. Из случившихся за это время событий с несомненностью заслуживает внимания фраза старого композитора: "Даже в минуты безумия меня посещают мгновения разума". Подпишусь под каждым словом!

Даже в минуты безумия меня посещают мгновения разума

Всего в фильме, как пишет википедия, 39 смен плана. На отметке 1:47 был кадр, после которого сразу стало ясно, почему в паре стран фильм имеет ограничение по возрасту. Вот он:
Голый старик
Хотя мне это ограничение кажется совершенно излишним — вряд ли типичный подросток досмотрит до этого места.

Фильм донельзя скучный и красивый, при этом не сказать, чтоб он был пустой, как, например, скучные и красивые фильмы некрореалиста Юфита. Нет, в нем есть посыл, напряжение, отличные сцены (например, толпа молчаливых мрачных людей куда-то идет (длинный план, минуты три), приходит в больницу, там все ломает и крушит, вытаскивает больных из коек (разумеется, один длинный план)). Потрясающе, страшно, по атмосфере напоминает восстания серых и прочих "против умных" в какой-нибудь "Хромой судьбе".

Марш серых

Это отличный кадр, а все остальные крайне вялые. Пожалуй, не припомню больше такого вялого фильма. Там играет Ханна Шигула, а это плохой знак.

При этом — ничего не понятно. События перемежаются примерно пятиминутными отрезками, во время которых не происходит вообще ничего, даже атмосфера не нагнетается. Таинственно, холодно и немножко страшно. Какой-то непонятный кит еще.

Старик и кит

Ибо им только кажется, что это так, ибо это не так.

(09.02.2010)

Версия для печати


Феликс Зилич: Рецензия на фильм "Гармонии Веркмайстера"

Гармонии Веркмайстера оценка: 4

Пивная в маленьком венгерском городке. Зимний вечер, пять минут до закрытия. Кто-то валится с табуретки, закемарив от выпитого; кто-то перетирает с дружками. Бармен собирает пустые кружки и привычно ворчит, что рабочий день закончен. Но один из пьяных останавливает его, говорит, что Валушка, мол, сейчас выступит, а потом можно и закрываться. Он подводит к барной стойке молодого парня с растрепанными волосами и безумным взглядом. “Валушка, покажи нам космос”

Пьянчуги растаскивают столики к стенкам, освобождая пространство. Валушка привычно и уверенно выходит на сцену. Ты, говорит он первому пьянчуге, будешь Солнцем. “Солнце” встает посреди зала, раскидывает руки и начинает вертеть пальцами-протуберанцами. А ты, говорит Валушка бородачу в шляпе, будешь Землей. Земля крутится вокруг своей оси, но одновременно и вокруг Солнца. Пших-пших-пших. Тебе же, говорит Валушка мужику в беретке, быть сегодня Луной. Луна вертится вокруг Земли, но при этом… Хмельные мужики неуклюже бегают по пивной, а безумный парень рассказывает молчащим зрителям о природе ночи, зимы и конца света.

Первые двенадцать минут фильма – настоящая сказка. Безупречная черно-белая фантазия, сопровождаемая берущей за душу музыкой Михаля Вига. Режиссер “Гармоний” Бэла Тарр – режиссер недюжинных талантов, но смотреть его фильмы – испытание не для слабых. Два с половиной часа монохромного и гипнотического апокалипсиса в ритме медленного танца. А ведь пацаны говорят, это одна из самых коротких и незамысловатых картин в его карьере.

На следующее утро после вечерней лекции о космосе в городок, где живет блаженный визионер Янош Валушка, приезжает цирк. В труппе всего два человека и один мертвый мумифицированный кит. Но этого будет вполне достаточно, чтобы перевернуть город и заставить местных жителей толпами выйти на улицы с факелами.

Тарра любят сравнивать с Брессоном и Одзу, но это немного жестоко. Брессон излишне пресен, а Одзу настолько кристален, витален и чист, что кажется, он попал в эту тройку по ошибке. Совсем как барочный органист Андреас Веркмейстер, музыкальную систему которого пытается переписать в голове герой этого фильма. Как было написано в одной из рецензий, For once, understanding is less important than experiencing.

(17.12.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: