Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Оркестр / The Orchestra (1990)


Оркестр
Средняя оценка: оценка: 5
1990. США / Франция. 58 минут.
Жанр: музыкальный / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Збигнев Рыбчиньский.
Сценарий: Збигнев Рыбчиньский,
Оператор: Збигнев Рыбчиньский,
Монтаж: Збигнев Рыбчиньский,
Продюсер: Стюарт Вайс.

В ролях: Лев Шехтман, Мишель Кэшвелл, Жаклин Рамель,Марк Берд, Халанн Каталанотти, Херб Клингер, Дженнифер Кук, Эндрю Брин, Рафаль Ней-Яскульски, Мерил Ньюберн и пр..

Награды:
1990 — выдающиеся достижения в области визульных спецэффектов — Эмми.

Интересные факты о фильме:

В фильме играют произведения: Piano Sonata no. 2 Шопена (исполнение Марты Аргерих), Adagio in G Minor Альбинони (исполнение Струнного оркестра Люцерна, дирижер Рудольф Баумгартнер), Piano Concerto no. 21 Моцарта (исполнение зальцбургской Camerata Academica Mozarteums, дирижер и пианист Геза Анда), The Thieving Magpie Россини (исполнение Оркестра римской оперы, дирижер Туллио Среафин), Ave Maria Шуберта (исполнение Кристиана Ферраса и Жан-Клода Амброзини), Bolero Равеля (исполнение оркестра Риас, Берлин, дирижер Ферне Фрисей)

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Слова для поиска: stairways bolero, болеро лестница

Оркестр оценка: 5

А вот, например, пример явления, диалектическим образом перерастающего в свою полную противоположность.

В прошлом номере "Экранки" мы писали про один утомительный фильм, снятый целиком длинными планами, и приводили пример другого фильма, не такого утомительного, но довольно неприятного, снятого целиком одним планом. Этот другой фильм является в некотором роде абсолютом, дальше идти некуда — разве только фильм, снятый нулем планов (зеро), абсолютный шедевр, какие только и следует снимать. К сожалению, этот пример слишком умозрителен и тривиален для того, чтобы существовать.

Дальше идти и правда некуда, но можно двинуться в другую сторону и представить себе фильм из очень большого множества коротеньких кадров, фильм, главным творцом которого является монтажер, фильм, являющий собой чистое искусство склейки и манипуляции. Выдергивая по одному кадру и составляя их в более или менее произвольном порядке, можно показать зрителю что угодно, нарушение любых физических законов и причинно-следственных связей.

Именно таким фильмом является "Оркестр" Збигнева Рыбчиньского, известного клипмэйкера, стоявшего у истоков MTV в том виде, в каком его знали лет десять назад. Манера, в которой снят фильм — возведенная в абсолют клиповая манера съемки.

Но, формально говоря, фильм состоит из нескольких отрезков, каждый из которых снят одним непрерывным движением камеры. То есть планы там ооочень долгие. Казалось бы. Но что же происходит внутри этих планов?

А внутри них происходит натуральное безумие. Фигуры актеров и реквизит накладываются друг на друга, размножаются и схлапываются. Один и тот же актер может появляться в кадре неограниченное количество раз. Ну и так далее, все радости монтажа. И все под попсовую, то есть не заумную, классическую музыку.

При этом если не обращать внимания на безумства, можно и правда посчитать, что камера движется плавно, непрерывно, долго, все как полагается. Как и было обещано в начале этого обзора, явление переходит в свою противоположность.

Сложность монтажа была и в том, что нужно было попадать не только в двумерные геометрические (совмещать кадры, правильно держать камеру во время съемок), но и во временные рамки (попадать в мелодию).

Там отрезков семь, наверно. Из них три точно гениальных. Самый известный — отрезок ‘Stairways to Lenin’, где все народы свободы непрерывно поднимаются по лестнице к светлому будущему под "Болеро" Равеля. Фильм показывали несколько раз во время perestroyki, очень запоминающийся сегмент.


Не менее гениальная последовательность кадров — под "Похоронный марш". Дополнительный бонус — возможность целиком послушать хотя бы третью часть второй фортепианной сонаты Шопена. Большинство знает только первые аккорды этой мелодии и полагает, что ее сочинил Мендельсон.


Третий отрывок — там, где чувак идет по досточкам над пустотой.


Все гениальные отрезки построены на ровно одной идее — непрерывного движения. Более того, в каждом случае движения вдоль единственной прямой. Движение монотонно, при этом в кадре происходят какие-то события, место действия то отстает от взгляда камеры, то догоняет, но никогда полностью не исчезает. Получается как бы некоторая суета внутри инерциальной системы отсчета, шебуршание внутри космического корабля. Очень и очень круто, особенно учитывая, что псевдопрямолинейное движение состоит из миллионов маленьких склеек. Это похоже на понятие атласа в дифференциальной геометрии; красота понятия атлас в полной мере отражает красоту этого фильма.

(16.02.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: