Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Американский солдат / Der amerikanische Soldat (1970)


Американский солдат
Средняя оценка: оценка: 4
1970. Германия. 80 минут.
Жанр: нуар.

Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер.
Сценарий: Райнер Вернер Фассбиндер,
Оператор: Дитрих Ломан,
Композитор: Пеер Рабен,
Монтаж: Теа Эймес,
Продюсеры: Пеер Рабен, Райнер Вернер Фассбиндер.

В главных ролях: Карл Шейдт.
В ролях: Эльга Сорбас, Ян Джордж, Райнер Вернер Фассбиндер, Маргарет фон Тротта, Катрин Шааке, Эва Ингеборг Шольц, Курт Рааб, Ули Ломмель, Харк Бом и др..

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Запоздавший эталон нуара

оценка: 4

После поражения во Второй Мировой войне Германия утратила не только политическую, но во многом и культурную самостоятельность. Восточная Германия попала под могучий пресс Советского Союза, а Западная в окончательном виде оформилась только в 1957-м году, когда к ней присоединился Саар. Основная же часть ФРГ стала отдельным государством в 1949-м году, когда сначала объединились Английская и Американская оккупационные зоны (породив страну со смешным названием Бизония), а потом к ним присоединилась Французская, породив Тризонию, каковая Тризония и породила ФРГ.

Таким образом, по крайней мере до 1949-го г. немцы жили как будто в чужой стране, управляемой пришлыми администраторами. Немецкая культура, хоть немного напоминавшая нацистскую (то есть почти вся) беспощадно вымарывалась, причем не только англичанами и американцами, но и самими немцами (согласно плану денацификации), испытывавшими немалые комплексы относительно своей Великой Вини.

Наиболее мощной оккупационной зоной была американская. Она включала в себя Баварию, Гессен, Бремен, Бремерхафен и Вюртемберг-Баден (смешно, что Вюртемберг-Баден, объединившись позднее с двумя бывшими французскими колониями, поменял название на Баден-Вюртемберг). Второй по влиятельности — британская. Так получилось, что основным языком влияния в Германии стал английский, а основной культурой влияния — американская. Америка вообще очень сильно после войны повлияла на Западную Европу (в первую очередь благодаря плану Маршалла), а на ФРГ — так и особенно.

В ФРГ почти не было своей кинопродукции, кинотеатры были завалены американским дерьмом, новые мастера по понятным причинам почти не народились, а старые скатились в маразм (см. например, рецензию на "Бенгальского тигра" Фрица Ланга на экранке). Годом рождения нового немецкого кино принято считать 1962-й, когда был обнародован т.н. Оберхаузенский манифест (подробнее о ситуации в немецком кино можно прочесть здесь). Однако немецкое кино, конечно, не расцвело сразу после этого пышным цветом, и очень многие фильмы вплоть до 1970-х гг. оставались под большим влиянием американского кинематографа. К тому времени как раз подросли дети, родившиеся во время войны — Херцог, Ханеке, Фассбиндер, Вендерс (все, кроме последнего — баварцы, кстати). В детстве и юности они слушали американскую музыку и смотрели американские фильмы, и это не могло не сказаться на их творчестве, хотя бы сначала. У некоторых, как у Вендерса, это осталось на всю жизнь.

Фильм "Американский солдат" не только связан с Америкой названием, но и стилистически копирует американские нуары. Копия, конечно, не полная, поскольку Фассбиндер как большой художник привносит что-то свое, но достаточная для определения жанра. Фильм мог бы рассматриваться как канонический нуар сороковых-пятидесятых, но почему-то чувствуется, что снят он не в Америке. Снят он в семидесятом году, но кажется, что раньше.

Актеры играют довольно театрально, не жизненно, как, впрочем, и полагается в фильмах категории Б. Чувствуется, что для них произносить фразы — полноценная работа, такая же, например, как двигать стул. То есть они не говорят между делом, будучи сосредоточены на чем-то другом. Это было бы странно — словно между делом двигать стул, во время чтения газеты Альгемайнер Цайтунг, например.

При этом — потрясающая атмосфера. Отличный подбор актеров, характерные лица. Пустые улицы, освещенные телефонные будки. Раскрыта тема сисек. Все главные персонажы носят шляпи. Самый главный персонаж, который, собственно, и есть Американский солдат, — он настолько американский, что шляпа как будто прибита к голове, он не снимает ее ни днем, ни ночью, даже когда спит. Помимо прочего, он все время в белом костюме и посасывает из бутылки виски Ballantine’s.

Есть и фирменная фишка немецкого кино новой волны — когда посредине фильма какой-нибудь неглавный персонаж (чаще всего женщина) начинает говорить что-нибудь, не связанное с сюжетом фильма. Эта женщина как бы призвана олицетворить собой Трагичность, которой здесь, в принципе, хватает и без нее. Но судьба этой женщины особенно Трагична.

Чуть не забыл сказать про музыку. Очень хороший саундтрек сочинения Фассбиндера и Пеера Рабена, состоящий из одной мелодии, а в конце превращающийся в одну песню. Что характерно в свете вышесказанного, на английском языке.

Американский киллер бездушен, он чистая схема, в отличие от фильма, в котором это трудноопределяемая субстанция (душа) есть, благодаря чему и финал-то очень трогательный, типа как в "Подземке" у Бессона.

(02.03.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: