Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Белый рассвет / The White Dawn (1974)


Белый рассвет
Средняя оценка: оценка: 3
1974. США. 110 минут.
Жанр: исторический / приключенческий.

Режиссер: Филип Кауфман.
Сценарий: Мартин Рансохофф, Томас Рикман, Джеймс Хьюстон (по роману Джеймса Хьюстона "Белый рассвет: Эскимосская сага"),
Оператор: Майкл Чапмэн,
Композитор: Генри Манчини.

В главных ролях: Уоррен Оутс, Тимоти Боттомс, Луис Госсет мл..
В ролях: Симони Копапик, Джоэнази Сэломоун, Пилитак.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Белый рассвет "

оценка: 3

Филипа Кауфмана я уважаю, и в первую очередь, – за широту интересов. Он снимал фильмы по романам Кундеры и Крайтона, по дневникам жены Генри Миллера Анаис Нин, делал римейки классических sci-fi и выступал биографом Маркиза де Сада… А на рассвете своей собственной творческой биографии снял фильм про эскимосов.

Как только речь заходит про эскимосов, – в первую очередь приходит на ум старая документалка Роберта Флаэрти "Нанук с севера". Фильм Кауфмана тоже претендует на достоверность (о достоверности "Нанука" можно прочесть в рецензии Ботева), собственно говоря, это вообще третий в истории кино фильм про эскимосов, снятый в в заполярье с эскимосами-"артистами". Вторым был фильм Ван Дайка (того самого, который снял легендарного "Тарзана") с незамысловатым названием "Эскимос" (1933).

"Белый рассвет" снят по роману Джеймса Хьюстона, вышедшего в 1972 году. Сюжет не обладает ни закрученностью, ни каким-либо драйвом. Основная ставка делается на экзотичность. Камера Чапмэна показывает быт инуитов во всех подробностях: тут и пресловутый "гостеприимный гетеризм", и охота на тюленей с моржами, и езда на собаках с плаваньем на каяках, и т.д. и т.п. Особенно педалируется — до абсурда — тема "товарищества по браку". С эскимосским бытом сталкиваются три китобоя: прожженный и циничный морской волк, не менее возрастной и многоопытный негр, а также молодой моряк. Все трое слишком увлеклись охотой на кашалота и оказались, в буквальном смысле, у разбитого корыта, одни посреди "белого безмолвия". События, кстати, разворачиваются в 1896 году.

Словом, типичный "эко-фильм", история о столкновении нашей прожженной и вредоносной цивилизации с цивилизацией наивно-древней, чистой и искренней.

Тем, кого интересуют эскимосы (инуиты), я рекомендую посмотреть более интересный и гораздо более аутентичный кинофильм "Быстрый бегун" (2004), снятый непосредственно эскимосами по своей же старой легенде.

(11.03.2010)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Рецензия на фильм "Белый рассвет " (содержит спойлер!!! в первом абзаце!!!)

Белый рассвет оценка: 2.5

Фильм начинается с того, что нам на экране пишут, что это всё – реальная история, крест на пузе, рассказанная вот слово в слово так, как она была записана со слов очевидцев. В конце фильма – внимание, сейчас будет спойлер, нахуй – все умерли. У меня по просмотру картины возник естественный для психически здорового зрителя вопрос. "А если все умерли, так кто рассказал, как всё было?" Наверняка, конечно, если попросить модератора разбанить меня в гугле, и потратить час своего рабочего времени на поиски первоисточника, это кажущееся противоречие можно каким-то волшебным образом снять. Но осадочек-то останется в любом случае, да?

Кино "Белый рассвет" из той дивной породы фильмов, которые можно включать на плазменной панели без звука, чтобы у тебя на стене сменялись виды природы, пока ты обедаешь или занимаешься уборкой. Слушать текст, произносимый персонажами, при этом совершенно необязательно. Сюжет картины представляет собой полтора часа медитативного бытописания эскимосов, в ходе которого не происходит почти никаких событий, и затем – 15 минут жёсткой драмы с эффектной моралью "пить надо меньше, надо меньше пить".

Группа китобоев, отправившихся, как ни странно, бить китов, перевернулась на лодке, отстала от поезда корабля, и отправилась в белое безмолвие умирать. Их умирательные планы были самым жестоким образом нарушены эскимосами, которые китобоев в количестве трёх штук спасли, обобрали-обогрели, и оставили у себя жить. Дальше полтора часа не происходит ничего, не считая вялотекущего конфликта мыслящей части эскимосского общества и блуждающего шамана (этот конфликт ещё выстрелит в конце! Впрочем, если вы первые полтора часа посмотрите на перемотке, и вообще не узнаете о том, что с шаманом был какой-то конфликт – это никак вам не помешает понять суть происходящего в фильме до конца). А затем пришедшие из цивилизации китобои научили эскимосов ширяться и играть рок-н-ролл пить вино, и вот тут-то и пришёл окончательный звездец.

Очень поучительно, хули. Прикольные эскимосики. Ебутся направо и налево, тоже прикольно. Всё остальное – безнадёжно пресно, вторично и скучно. Как показывает практика, истории примитивных сообществ (особенно кино-саги на эту тему) – вообще умопомрачительная скучнятина. За исключением "Рапа Нуи", конечно, выглядящим прямо-таки удивительным бастардом антропологической тематики. Надо бы на него рецензию написать, что ли?

В общем, рецензия на "Белый рассвет" здесь в любом случае заканчивается.

(11.03.2010)

Версия для печати


А. Ботев (и Сладкая N): Не ссы! Это Эскимоссы!

оценка: 3

Ха. А вот и фильм про эволюционное взаимодействие рас, основанное на эскимосском матерьяле. То есть все происходит на Баффиновой Земле, вокруг эскимосы-эскимосы-эскимосы, но фильм на самом деле про белых, которые туда по своей дурости попали, а на самом-самом деле даже не про белых, а про терки между двумя цивилизациями.

Западную цивилизацию представляют три довольно-таки отсталых белых китобоя (из которых один негр), а восточную община эскимосов во главе с прогрессивным вождем. Вождь не убивает глупых белых (их тут зовут детьми собаки), а пытается приобщить к цивилизации.

Если вы читали предыдущую рецензию, то, наверно, знаете, чем там в фильме все закончилось. Хэппи-эндом, естественно, я об этом позже скажу. Ну а пока что белые ведут себя неприлично, особенно один из них, рулевой вельбота. Они нарушают всевозможные правила, абирают оборигенов, обманом атнемают у прогрессивного вождя дочерей, спаивают племя, ссорят его с другими эскимосами и т.д.

Двое других белых такие, негру все равно, а другой белый хороший, но бесхарактерный. Самой запоминающейся его особенностью является роскошная шевелюра все время чистых волос. То этот волосатик не хочет грабить эскимосов, то он хочет поплыть домой, то он хочет остаться и жить простой честной жизнью.

За приключениями троих белых в Арктике следишь с большим интересом примерно первую треть фильма, наверно, до попытки к бегству. В это время глазами белых показывают эскимосов, их обычаи и повадки, показывают довольно прилично не только с точки зрения достоверности (по крайней мере, согласуясь с обширной этнографической литературой и кинематографом), но и с точки зрения того, как это снято — зритель разделяет страх европейцев перед неизвестными, и с точки зрения эстетики тоже — гамма фильма в основном бело-черно-красная (от крови, снега и эскимосов).

Потом все как-то становится однообразно, характеры никак не развиваются, а действий особых не происходит. Серьезных психологических коллизий и то нет. Эскимосы ангельски терпеливы, белые дьявольски коварны. Ближе к финалу они затевают страшное! преступление и варят самогон; а ведь хорошо известно, что делал алкоголь с индейцами и палеоазиатами. Если бы фильм закончился спаиванием и деградацией всего племени, кино было бы сильным и грустным, но правдивым. Европейцы, как вирус, погубили бы все племя, и погибли сами, не способные паразитировать на трупе. Но нет, нет, увы, племя не вымерло, только замерзла по пьяни дочь вождя. Потом думаешь, что европейцы могли бы занести настоящий вирус, который выкосил большинство индейцев в обеих Америках, но и этого вроде нет. Заканчивается все не очень логичным хэппи-эндом — европейцев убивают. Когда убили Негра и Бесхарактерного, мне было уже все равно, начхать на них. А когда убили мерзкого рулевого, я был только рад.

Отдельно в фильме хотелось бы отметить черно-белую сцену в прологе — охота на китов. Я знаю, какую книгу читал Фил Кауфман, када показывал эту сцену. Я тоже читал эту книгу, и, должен сказать, китобойный промысел показан тут в чрезвычайном соответствии с этой книгой, а, значит, и очень точно — как и, наверно, быт эскимосов. Однако точности самой по себе мало. Фил Кауфман тут сам как Бесхарактерный белый — то ему нужно Белое Безмолвие, то ему нужен Экшн, то ему нужна Эскимосская Медитативность, то ему нужна Северная Аутентичность. В итоге непонятно что получилось.

Роман, по которому снят фильм, очень умный. И автор хороший, судя по всему, человек. Наверно, он не имел цели наглядно показать, что происходит, когда диавольские продвинутые народы встречаются с отсталыми, но тем не менее именно это он и делает. Так всегда бывает, это закон эволюционной антропологии, непреложный, как бином Ньютона, почитайте Джареда Даймонда.

(12.03.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: