Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Война и мир (1965)


Война и мир
Средняя оценка: оценка: 3.5
1965. СССР. 401 минута.
Жанр: исторический / экранизация.

Режиссер: Сергей Бондарчук.
Сценарий: Сергей Бондарчук, Василий Соловьев (по роману Л.Н.Толстого),
Операторы: Анатолий Петрицкий, Александр Шеленьков,
Композитор: Вячеслав Овчинников.

В главных ролях: Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева.
В ролях: Николай Гринько, Виктор Станицын, Кира Иванова-Головко, Олег Табаков, Ирина Губанова, Антонина Шуранова, Родион Александров, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Борис Смирнов, Олег Ефремов, Сережа Ермилов, Николай Кодин.

Награды:
МКФ в Москве — Гран-при.
"Оскар" — лучший иностранный фильм.
"Золотой глобус" — лучший иностранный фильм.
National Board of Review — лучший иностранный фильм.
New York Film Critics Circle — лучший иностранный фильм..

Интересные факты о фильме:

Это самая дорогая постановка за всю историю советского кино: при средней стоимости односерийного полнометражного фильма в 400 000 руб. смета фильма "Война и мир" составила 18 000 000 руб. Картина продана в 117 стран мира. Лидер советского проката: 1-я серия — "Андрей Болконский" (1966, 1 место, 58.3 млн. зрителей); 2-я серия — "Наташа Ростова" (1967, 9 место, 36.2 млн.); 3-я серия — "1812 год" (1967, 29 место, 21 млн.); 4-я серия — "Пьер Безухов" (1967, 19.8 млн.).
Американцы оценивают фильм в 560 млн. долларов (видимо, не зная, что массовки в виде солдат советской армии обошлась бесплатно. Кроме того, для фильма был специально создан и распущен лишь в 1990-м году кавалерийский полк), то есть, фильм можно считать самой крупнобюджетной постановкой в истории всемирного кино.

Премьера "Войны и мира" на иностранном телевидении состоялась в марте 1981 года, на мексиканских каналах "I" и "II". Фильм вошел в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный фильм, показанный по ТВ.

Также "Война и мир" держит второе место по количеству задействованных статистов — более 120 тыс. человек (первое место принадлежит "Ганди" Ричарда Аттенборо).

Версия для печати

Владимир Гордеев: "Война и мир" против "Девятой роты" в контексте "Оскара", полученного и неполученного.

оценка: 3.5

Здрасьте, милостивые господа. Попытки найти в интернете хоть какие-нибудь внятные мысли насчет фильма "Война и мир" обречены на провал: натыкаешься либо на аннотации к лицензионному диску в интернет-магазинах (причем все аннотации передраны с какого-то одного сайта), либо на общие словеса: "непревзойденный шедевр", "классика монументального жанра". Еще чаще Сергея Бондарчука поминают в связи с его сыном, Федором, неизменно сопровождая поминание сентенцией "на детях гения природа отдыхает". Воистину, создается впечатление, что как минимум половина всего рода человеческого выросла в инкубаторах, и каждому из них в уста, по типу как Голему, был вложен квиток с альфа-версией наикратчайшего словарика по русскому синематографу.

С 23-го по 26-го января телеканал "Культура" сделал хороший подарок своим зрителям, показав отреставрированную под руководством Карена Шахназарова копию "Войны и мира". С большим интересом я отсмотрел все четыре серии, а теперь хочу слегка порассуждать о фильмах "Война и мир" и "Девятая рота". Я даже готов, по старой школьной традиции, похерить "мир", оставив одну только "войну". Готов даже избавиться от Наташи Ростовой в замечательном исполнении Людмилы Савельевой, которую, как мне кажется, долго искали в списках молодых "актрис, похожих на Одри Хепберн" (в наших кинотеатрах в конце 50-х показывали "Войну и мир" Кинга Видора, и самым (и единственным) ярким впечатлением была именно Наташа Ростова-Одри Хепберн). Может быть, именно роль Хепберн сподвигла бросить все административные и прочие ресурсы на создание отечественного суперблокбастера, — не знаю, утверждать не берусь.

Многоуважаемые друзья, читатели и кинолюбы, признайтесь честно: вы читали роман Толстого? Ну, разве что в школе. А помните ли хоть что-нибудь оттуда? Почему-то мне кажется, что ничего-то вы не помните, во всяком случае, помните гораздо хуже, чем официозные предисловия к роману, потому что, отталкиваясь от этих предисловий, вы с отвращением писали школьные сочинения. А может быть, вы не помните и предисловий. Как я. В связи с этим, нам предоставляется удачная возможность взглянуть на фильм глазами, не залитыми водой из литературного первоисточника. Хотя нельзя отрицать, что при просмотре фильма постоянно возникает ощущение мощного пласта или даже стены, находящейся позади картинки. И стена эта изобилует норами, ходами и лазейками, которые необходимо исследовать, поскольку там содержится нечто ценное, лишь в малой степени нашедшее отображение на повешенной на стену картинке. Это служит первым подтверждением иллюстративности фильма.

Как и книга, фильм начинается со сцены бала. Я прекрасно помню, что начав в школе читать роман, я наткнулся на непреодолимый заслон: французскую речь персонажей. Читать сноски мне показалось бредовой затеей, и грандиозный роман так и не был прочитан. Понимаю, что звучит это глупо, и лучше б я этого не говорил, но тем не менее, это факт. Фильм начинается с той же самой французской речи, снабженный медленным тягучим закадровым текстом; точно так же медленно камера плывет между колонн, и возникает чувство, что ты смотришь "Прошлым летом в Мариенбаде" Алена Рене. Чувство, надо сказать, совершенно потрясающее. По-крайней мере, "французскость" русского света передана в этой начальной сцене настолько сильно, и была выражена настолько кинематографично, что я уже был готов записать "Войну и мир" в анналы классики постмодернизма. Впрочем, с "новым романом" оказалось моментально покончено. С ловкостью фокусника Бондарчук выхватывает из рукава карту за картой: тут тебе и съемки ручной камерой почти как в "догме-95", тут тебе и эффект "рыбьего глаза", и поликадр, и длинные планы без единой склейки, и стремительный монтаж. Всё, что было в кино нового, и всё что оставалось в кино из старого, Бондарчук впихнул в свою эпопею. Возможно, поэтому сцены выглядят столь неравноценными. Как ни странно, наибольшее впечатление производят сцены, снятые ручной камерой: например, гусарская попойка, когда камера выхватывает из пьяной толпы то одно лицо, то другое, то падает вслед за мертвецки пьяным телом на пол. Или, скажем, дуэль Пьера Безухова, (здесь, впрочем, похоже, одной ручной камерой дело не обошлось). И вот эти захватывающие сцены склеиваются между собой довольно-таки тоскливыми долгими планами с панорамными видами русской природы, русской избы, русской охоты, русской деревни, марширующих вдаль русских солдат, причем нередко не только под барабанный бой или залихватскую походную песнь, но и под глубокомысленный закадровый текст. То есть, по сути, лубок. Даже сверх того: иллюстрация в иллюстрации, тот самый поликадр, но в более широком, смысловом значении. Совершенно очевидно, что Бондарчук-старший снимал такое же "экспортное" кино, как и Бондарчук-младший. Но даже между экспортными фильмами может существовать огромная разница.

Создатели "Войны и мира" не имели цели во что бы то ни стало заполучить "Оскара". Они знали, что получат его. Они имели более грандиозные планы: покорить мир, поразить его невиданными по техническому уровню и масштабу съемками, поставить новую планку. Федор Бондарчук держал в уме более скромную цель: замахнуться на "Оскар". Однако ж, было очевидно всем, кроме той шарашки, что отправляет отечественные фильмы на суд американской киноакадемии: "Рота" "Оскара" не получит! При этом хочу заметить, что "Девятая рота" смотрится в принципе увлекательней "Войны и мира". Почему увлекательней? — да потому, что сделана она по лекалам американских военных фильмов. Американские постановщики набили уже порядочно шишек на лбу, пытаясь производить очень качественные военные фильмы, и в конечном результате этого добились и поставили жанр на конвейер. От авторов "Роты" требовалось просто следовать канонам. Они им и следуют. Композиция "Роты" с потрясающей точностью воспроизводит композицию "Цельнометаллической оболочки" (1987). Военкомат — "жернова" учебки — война — "последний бой он трудный самый" — "горькое" разочарование. (Операторская работа и монтаж, впрочем, выглядят более прогрессивно: ориентиром послужил более свежий "Черный ястреб" (2001)). Да, кстати, обратите внимание на глуповатую сцену с Белоснежкой — местной блядью, которая отдаётся гл.героям перед их отправкой в Афганистан. Такое ощущение, что автору сценария (Ю.Короткову) изо всех сил хотелось избавиться от навязчивых призраков "Цельнометаллической оболочки", и эта внутренняя борьба вылилась в чудовищную смысловую мутацию, — хотя уши торчат по-прежнему. В русскую забаву "пустить бабу по кругу", пуская при этом рефлексивные сопли и слезы, словно бы прокралась немецкая порнуха "Белоснежка и семь гномов", вздрючившая нежный мультфильм Уолта Диснея. В то же время, если вы помните, "Цельнометаллическая оболочка" заканчивается саркастическим плевком в Уолта Диснея и его Микки Мауса, как дружелюбный символ Америки (после тяжелого боя выжившие пехотинцы идут и орут победоносную песню про Микки Мауса). Ей-Богу, лучше бы наши ребята оттрахали Снегурочку из "Морозко".

Это что касается формальных признаков. Потому что с смысловым содержанием в "Девятой роте" дело обстоит еще плачевнее. Какая мораль фильма? Война — это плохо, бессмысленно, она калечит молодые души. Что ж, очень свежая мысль. Сергею Бондарчуку понадобилось 20 секунд, чтобы выразить эту мысль в своем фильме (кто-то, не помню, кто именно, в сердцах объясняет причину поражения русской армии, возглавляемой гениальным фельдмаршалом Кутузовым, при Аустерлице: мы сражались на чужой земле). Федору Бондарчуку понадобилось снять целый фильм, чтобы дословно повторить уже сказанное Оливером Стоуном, Майклом Чимино, Стенли Кубриком и прочими. ДОСЛОВНО! Поменяйте Афганистан на Вьетнам, поменяйте Алексея Чадова на Чарли Шина, Михаила Пореченкова, спрятавшегося в маковом поле, на какого-нибудь Уиллема Дефо, и вы получите "нормальный американский антивоенный фильм". Ключевое слово: "антивоенный". Потому что именно антивоенные фильмы любит простая публика (что абсолютно естественно и нормально) и любит Американская киноакадемия. Шаг в сторону — расстрел. Федор Бондарчук этого шага не делает. Он даже в кошмарном сне, навеянном маковым дурманом, не сможет сделать этого шага. Просто невозможно представить себе в фильме "Девятая рота" такого персонажа, как, например, Андрей Болконский: "Я иду на войну, потому что я должен что-то делать". Или уж тем более невозможно представить в "Девятой роте" Пьера Безухова, выхватывающего у русского человека пистолет, из которого тот пытается застрелить французского офицера. "Простите его, он пьян, он не соображает, что творит". Появление таких персонажей грозит фильму двусмысленностью, которая недопустима, если хочешь заработать свой честный "Оскар". Зато совершенно закономерной выглядит топорная концовка: "Спасибо, ребята, что потрудились, но высота эта нам была не очень нужна". Казалось бы, уже все сказано и показано, зачем пихать это? Нет, вовсе не затем, чтобы лишний раз подчеркнуть бессмысленность любой войны, а затем, чтобы подчеркнуть бессмысленность именно этой бойни. Мы, "золотая молодежь", признаем ошибки наших отцов, и теперь несем вам их головы.

В этом заключается коренное отличие одного "экспортного" фильма от другого. В то время как Сергей Бондарчук в "Войне и мире" не боится отвечать за поступки русского человека, и потому готов предоставить своим персонажам свободу действия, Федор Бондарчук заталкивает свою молодежь в тесные мундирчики американских "пацифистов". Если в чем-то господь Бог и обделил Федора, то только в благородстве. "Война и мир" грандиозна не только по постановочным затратам, но и громкому заявлению о величии и стойкости русской нации, благородстве русского духа, несмотря на ошибки, совершенные глупости, сумбур, может быть, даже грязь — потому что такова изнанка жизни любого этноса, а в данном случае, жизни русского народа. И это единственно возможный метафизический "киноэкспорт" в особо крупных размерах. Здесь даже нарочитая русская лубочность "Войны и мира" не помеха, а необходимость. Такой "товар" ценнен, интересен, как минимум любопытен другим нациям и народам — при всех неизбежно возникающих, вследствие иного мышления, противоречиях. Вот поэтому "Война и мир" получила "Оскара", а "Девятая рота" — нет. Ведь очевидно же, что американские академики смотрят кино — во всяком случае, свое собственное. Что они могут сказать, посмотрев "Девятую роту", если даже я ее смотрел, будто пересматривал старый, выученный наизусть фильм? "Садись, Федя, пять", — единственное, что они могут сказать (да при этом еще ласково усмехнутся).

Подытожу: конечно, "Война и мир" фильм не гениальный (не гениальнее "Титаника", например). И, видимо, поэтому природа на Федоре Бондарчуке не "отдохнула", позволив ему сделать неплохой, в принципе, боевик. Однако ж, картина младшего Бондарчука сильно уступает картине старшего в моральном плане. И если Сергей Бондарчук намеренно избавился от своей "самобытности", воспользовавшись взамен некой коллективной "самобытностью", что, в принципе, неминуемо при создании монументальных полотен, то Федор, к сожалению, пока гол как сокол. Нет у него ни той самобытности, ни этой. И неизвестно, появится ли у него эта пресловутая самобытность хоть когда-нибудь.

В ученическом характере всех, без исключения, работ видится мне общая проблема российского кинематографа. Этот старательный, но ученический уровень профанирует любую тему, за какую ни возьмется режиссер, даже самую серьезную. Между тем, такие работы подаются на западные фестивали с беззастенчивым видом наглого школяра, который уверен, что написал в своем сочинении нечто выдающееся и в высшей степени оригинальное, во всяком случае, превосходящее скромные познания и опыт учителей. На это можно закрыть глаза: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало, в конце-то концов. Но когда тот же самый апломб без конца звучит с экранов телевизоров, рекламных плакатов и трейлеров, это уже начинает раздражать.

Черт, какой банальный вывод.

(29.01.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: