Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Дамы Булонского леса / Les dames du Bois de Boulogne (1945)


Дамы Булонского леса
Средняя оценка: оценка: 3
1945. Франция. 84 минуты.
Жанр: мелодрама.

Режиссер: Робер Брессон.
Сценарий: Робер Брессон, Жан Кокто (по мотивам рассказа Дени Дидро),
Оператор: Филипп Агостини,
Композитор: Жан-Жак Грюненвальд.

В главных ролях: Мария Казарес, Пол Бернард, Элина Лабурдетт.
В ролях: Люсьенн Богерт, Жан Марша, Иветт Этьеван, Марсель Рузе.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Сказки Булонского леса

оценка: 4

Один из ранних фильмов Робера Брессона — по жанру традиционная мелодрама, в которой, однако, уже прекрасно чувствуется лаконичность брессоновского стиля, его твердая рука, бестрепетно отсекающая все лишнее… и, кажется порой, забывающая добавить что-то важное. Во всяком случае, сюжет выглядит довольно фантастичным (сценарную адаптацию рассказа Дени Дидро сделал сам Брессон, а диалоги написал Жан Кокто, и мы больше никогда не встретим в фильмах Брессона таких изысканных диалогов).

История любви и мести, сюжетными коллизиями отчасти напоминающая "Опасные связи" Шарло де Лакло… Светская дама Элен влюблена, но ее возлюбленный Жан охладел к ней. Друг Элен открывает ей глаза на сложившуюся ситуацию. Предвосхищая события, Элен сообщает Жану о том, что разлюбила его и предлагает расстаться. Жан горячо поддерживает это решение, чем глубоко разочаровывает женщину. Она задумывает план мести. В свои интриги она вовлекает ничего не подозревающую давнишнюю приятельницу, которую не видела три года, и ее дочь Аньес. Провинциальная приятельница, приехавшая в Париж, разорена. Аньес, молодая и подвижная девушка, зарабатывает на жизнь, танцуя в кабаре. Она пользуется огромным успехом у мужчин, но тяготится своим успехом и своим образом жизни. Больше всего ей хочется убежать от всего этой греховодной кутерьмы, спрятаться, лечь на спасительное, освежающее дно, и Элен предоставляет "друзьям" такую возможность: расплачивается с их долгами, находит им скромную квартирку в отдаленном районе. А потом подстраивает встречу Жана с Аньес. Роковая "случайная" встреча происходит в Булонском лесу, отсюда название фильма – "Дамы [из] Булонского леса". Кокто – прирожденный сказочник, аура его волшебства, очевидно, распространилась даже на такого сурового реалиста как Брессон. "Вышедшие из леса" Аньес и ее мать – оборотни поневоле, их подлинная социальная сущность скрыта стараниями Элен. Но настоящим оборотнем, "китайской Лисой" (или, если хотите, Лисой Патрикеевной) является Элен. Фантастичность сюжета заключается также в дьявольской проницательности Элен: она делает ставку на то, что Жан по уши влюбится в Аньес, — и он, как ни странно, действительно влюбляется в Аньес по уши.

Аньес, сбежавшая от мужского общества, отвергает Жана, что только раззадоривает его. Довольно поверхностный и не слишком умный молодой человек уверен, что они с Элен "расстались хорошими друзьями". Он постоянно торчит у нее дома, наивно поверяя ей все свои помыслы, — ведь она для него — самый близкий, самый понимающий человек. Элен только того и надо: она расписывает Аньес как святую, непорочную девушку, недоступную для Жана в той же мере, в какой вершина Эвереста недоступна для банального пешехода. Все это делается для того, чтобы в конечном итоге с размаху окунуть Жана в дерьмо: смотри, мол, ты женился на шлюхе.

Однако не стоит забывать, что Брессон снимал мелодраму… Мелодраму, замечу, сухую и как будто выхолощенную. Однако, эта сухость цепляет сильнее, чем обильные слезы и прочая уступчивая болотообразная водянистость, присущая жанру. Ведь и в лесу (в том числе, вероятно, и в Булонском) сухие сучья царапают сильнее, чем свежие, податливые ветки…

И все же самое впечатляющее в фильме – актерский состав. Мария Касарес в роли Элен восхитительна, ее тонкое лисье лицо притягивает с магнетической силой. Я редко когда наблюдал такое точное попадание в цель: внешний облик актрисы стопроцентно соответствует лисьему характеру ее персонажа. Круглое лицо Аньес с его грубоватыми чертами и странной улыбкой — когда злой, когда простодушной – резко контрастирует с аристократически продолговатым лицом Элен, с ее изогнутыми бровями, большими миндалевидными глазами.

(05.05.2010)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Когда кино было маленьким

Дамы Булонского леса оценка: 2.5

Я уже, кажется, писал об этом – но не устаю удивляться, поэтому напишу ещё раз. Есть у нас на "Экранке" один автор по имени Вова Гордеев. Он отличается от большинства других людей тем, что засыпает практически на любом фильме, даже супер-боевике. "И вот, когда Человек-паук хватает Фредди Крюгера в захват, балансируя на шпиле Эмпайр Стейт Билдинг"… мы слышим громкий храп Вовы Гордеева. Но удивительно, как вы понимаете, не это, а то, что Вова умудряется регулярно выбирать в разделку фильмы, на которых засыпают абсолютно все. Может быть, Вова просто хочет, чтобы мы, так сказать, увидели кино его, Вовиными глазами – сквозь дымку лёгкой дремоты?.. Не знаю, не знаю, но факт остаётся фактом.

"Дамы булонского леса" — экранизация 1945-го года классического произведения Дидро про "чувства и интриги", что-то вроде "Стакана воды", или, скорее, "Опасных связей" Шодерло де Лакло. Брошенная любовница решает отомстить бросившему её мужчине, и потому как бы случайно знакомит его с девушкой, как бы случайно влюбляет его и устраивает им свадьбу, утаив от него тот факт, что девушка была танцовщицей кабаре, и вообще "проститутка". Интрига кажется совершенно высосанной из пальца, страдания и рассусоливания героев абсолютно непонятны современному зрителю, а выспренность и пафос диалогов кажутся надуманными. В сущности, со мной здесь происходит то же самое, что произошло с американцами при дворе Франца-Фердинанда: нравы, к которым я привык, не только решительно отличаются от того, что мы видим в фильме, но и лежат в кардинально иной плоскости.

Но главное здесь не это, а то, что меня всегда поражало и бесило в литературе элоев – отсутствие конкретики. Люди думают, говорят друг с другом и волнуются не по поводу каких-то реальных вещей, происходящих вокруг них, а по поводу собственных чувств. То есть, целыми днями они сидят и думают о мыслях, улавливают в себе шевеления собственных эмоций, по поводу которых начинают испытывать эмоции, и принимают решения о принятии решений. Они ведут диалоги о диалогах и монологи о самих себе.

Всё это тем удивительнее, что фильм снимался в 44-ом-45-ом годах, когда, как мне кажется, абсолютно у всех людей была масса предметов для размышления и обсуждения. Жизнь и смерть, страна и Европа, война и мир – все эти вещи несомненно куда более важны и актуальны для любого человека, чем мир его (человека) чувств и мыслей по поводу чувств и мыслей. Так какого же хуя?

Вдобавок ко всему картина утомительно заторможена и нудятна. В некоторых местах у меня даже возникал взрослый соблазн просто перемотать вперёд – впрочем, я сдержался, и честно посмотрел фильм от первого кадра до последнего. Кстати, концовка для современного зрителя выглядит обрубленной. Это как если бы Человек-паук освободился бы от захвата Фредди Крюгера, но не стал его убивать – в общем, хочется кровавого мяса. Немного косплееров-лесбиянок разнообразили бы фильм "Дамы булонского леса" и даже сделали бы его вполне смотрибельным.

(11.05.2010)

Версия для печати


Мор: А свою любовь я собственноручно освободил от дальнейших неизбежных огорчений

Дамы Булонского леса оценка: 3

Мне всегда казалось, что "Дамы Булонского леса" — это сказка про колдуний с Марией Казарес, что-то в духе "Иствикских ведьм", но все было недосуг посмотреть, а в реальности это старомодная история о мести человека, который с помощью собственного желания разрушения отравляет не чужаков, а себя. У Violent Femmes есть чудесная песня "Gone daddy gone" со словами:

"Beautfil girl,
lovely dress.
Where she is now
I can only guess
'Cause it's gone daddy gone,
love is gone"

Это весьма краткое и несколько циничное описание основного стержня фильма. Утонченная мрачная особа в исполнении Казарес чувствует, что ее возлюбленный к ней охладел, и решает сделать первый шаг, чтобы не продлевать агонию. Она признается, что больше не испытывает острых переживаний при общении со своим мужчиной. Но вместо расстройства она получает хоть и ожидаемую, но от этого не менее неприятную реакцию — оказывается, он и сам давно ее не любит, но молчал, чтобы не огорчать. Так как что-то закончилось, но ничего, что могло бы заставить позабыть о старом любовнике, не началось, в душе Элен разверзается бездна.

На этом моменте я ощутила серьезный протест против всей ситуации. Это извращенное понимание милосердия, когда человек обещал говорить тебе правду, что является самым важным обещанием, а потом врет о чувствах, оставляя твою постель холодной, кажется мне не добротой, а сатанинской пыткой. Причем на это покупается множество людей, называя нежеланием причинять другому боль одну из самых отвратительных вещей — попытку притвориться, что любовь все еще тут, населить мятыми бумажками из макдональдса большое хранилище ценных грузов, когда ценный груз уже давно сперли или даже успели отдать кому-то еще. Интересно, что на это из раза в раз попадаются люди, которые обещают друг друга не обманывать.

Героиня Казарес, Элен, конечно же, не радуется такому раскладу. Любовь превращается в яд, и она решает отомстить легкомысленному лгуну, который считает, что после такого признания они могут дружить. Элен подбирает красивую танцовщицу, подстраивает встречу Жана с ней, манипулируя его желаниями, но Жан серьезно влюбляется в девушку. Тогда Элен принуждает танцовщицу выйти замуж за Жана, затем открывая тому, что девушка — "маленькая шлюха".

Тоже мне, разоблачение! В наш век вся эта история выглядит чертовски старомодно, но в ней есть много моментов подлости, которые мешают уснуть. Во-первых, непристойное саморазрушение Элен, желающей стать злой с тем, кто ее предал, но становящейся злой исключительно с самой собой. Она пытается задушить свою любовь, наступая на нее грязным жестоким ботинком. Та и впрямь почти умерла, но все еще агонизирует, и эта агония длится и длится, не оставляя возможности вдохнуть воздух. Кульминация — это момент, когда Жан собирается жениться и спрашивает независимую Элен, думала ли она когда-нибудь о возможном замужестве, и та отвечает, что да, с одним человеком. "И кто же он?" — интересуется Жан, полностью погруженный в мысли о новой знакомой. "Вы", — низким голосом вдруг отвечает Элен. Во-вторых, ужасно подло ведет себя мать танцовщицы, беззастенчиво вмешивающаяся в жизнь взрослой дочери. За ее спиной она договаривается сначала с Элен, потом с Жаном. Не живите с родителями, чуваки, это плохо скажется на вашей личной жизни. В-третьих, ужасно подло ведет себя Жан, так что его сказочная награда кажется мне незаслуженной. Этот врун, хлыщ и болван, без памяти влюбившийся в красивую женщину, не может понять, что ему стоит держаться от Элен подальше после того, что он с ней сделал. Но он испытывает облегчение после ее признания, нуждается в человеке, который выслушает его планы, так что продолжает общаться с ней там, где следовало бы оставить ее в покое.

В общем, эти нагромождения разных подлых вещей разрешаются трогательной концовкой со слезами, красиво текущими из женских глаз. Но мы-то с вами уже достаточно взрослые, чтобы знать, что будет происходить после слова "Конец". Ничего хорошего, поверьте мне. Ничего хорошего. Но снято это восхитительно.

(12.05.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: