Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Шаманка / Szamanka (1996)


Шаманка
Средняя оценка: оценка: 4
1996. Франция / Польша / Швейцария. 110 минут.
Жанр: драма / мистика / эротика.

Режиссер: Анджей Жулавски.
Сценарий — Мануэла Гретковска,
оператор — Анджей Ярошевич,
композитор — Анджей Коржински.

В главных ролях: Богуслав Линда, Ивона Петри.
В ролях: Павел Делаг, Агнежка Вагнер, Иоланта Грушнич, Войтек Коуман и др.

Интересные факты о фильме:

- польские газеты сплетничали о творческих методах Жулавского — особенно после того, как после съемок пропала исполнительница главной роли, 18-летняя Ивона Петри — студентка, с которой режиссер познакомился в кафе. В частности говорили, что Жулавский вводит актеров в вудуистский транс. Не совсем беспочвенные гипотезы — в самом деле, Жулавский, как и великий польский театральный режиссер Ежи Гротовский, бывал на Гаити и изучал ритуалы вуду. Сам Жулавски на вопросы о подобных методах отвечает уклончиво, но того, что знает "пару приемов", не отрицает.

- эту эротическую драму в Польше назвали порнографией (точно так же отозвались о ней и на Венецианском фестивале), обвинили в глумлении над христианскими ценностями и выпустили в очень ограниченный прокат, что не помешало посмотреть фильм огромному количеству зрителей.

Версия для печати

Мор: Шаманка: секс и вуду

Шаманка оценка: 4

Жулавски — это феномен. Очень властный режиссер с фирменной польской художественной ненормальностью, которая ни на что не походит. Это творец-диктатор, сгибающий актеров в бараний рог, чтобы заставить их не просто высказывать его мысли, а жить ими, этой противоестественной чужой самоуверенностью. Через актеров и действие он диктует свой взгляд на смысл существования и искусство, заставляя лицедеев трепетать на грани, резаться стеклом абсолютной зависимости от приказов режиссера и в уголках глаз прятать протест. В "Серебряной планете" он высказал свое мнение по вопросу актерства, поэтому жалость ему не свойственна. Фон Триер, которого в гламурных журналах называют одним из самых требовательных режиссеров-манипуляторов, по сравнению с Жулавским — просто ребенок. Говоря проще, если после "Серебряной планеты" у меня появлялись мысли, что на безумие Жулавского легко можно подсесть, то теперь я в этом абсолютно уверена. Экзотический спиритосеанс с отстраненным мужским эго, провоцирующим страсти и скандалы.

"Шаманку" многие почему-то обозвали порнографией, аннотации чудовищны, им доверять не стоит. Главный герой — преподаватель антропологии, который вместе со своими студентами обнаруживает в котловане иссохшее и покрытое татуировками тело. Изучая различные амулеты и грибы, находящиеся на теле, он приходит к выводу, что умерший был шаманом. Никаких насильственных следов смерти на теле не оказалось, хотя череп был вскрыт, и это до одержимости заинтересовало Михаля. Богуслав Линда в "Шаманке" — тип сексуального, увлеченного, безжалостного исследователя, изучающего все, что его окружает, будь то труп или женские глаза в момент оргазма. Одна из первых сцен фильма — встреча героя с диковатой и одновременно податливой студенткой, которой он показывает съемную комнату. Он немедленно ее раздевает, овладевая здесь же, среди покрытой простынями мебели. Кстати говоря, сцена встречи напоминает более ожесточенную и, на мой взгляд, верную версию "Последнего танго в Париже". "Шаманка" формально, на задворках сознания ведет линию картины Бертолуччи, но взамен бездуховной тягомотины "Последнего танго" приходит надрывный поиск знания, силы, власти.






Ивона Петри играет девушку, которой болезненно необходим секс. Она — пришелец из какого-то другого мира, трепещущий, больной, красивый зверек. Воображение при слове "нимфоманка" рисует чокнутую, которая предлагает себя на улице, но это представления из мира стереотипов. Множество прекрасных моментов картины — это демонстрация отвращающей похоти окружающего мира, которую полностью отрицает героиня. Она одновременно зависима от секса — и протестует. Ей это нужно, как наркотик, как вода, как глоток воздуха, — и вместе с тем она хочет освобождения. Нереальности и колорита добавляют и места, в которых происходит действие. Вот энергичный, привлекательный преподаватель рассказывает о превалировании психической энергии над материальным развитием, вот мы видим сталелитейный завод с полыхающим жерлом, в котором плещется добела раскаленная сталь. Вот перед нами цех по производству фарша, и перед извергающим кровавую смесь рылом сидит длинноволосая язычница, давно спятившая и непознаваемая. Может показаться, что имеет место быть некий китч, но это не так. Все эпизоды и все линии достоверны, как достоверны и беседы Михаля со своим руководителем, дочь которого он легко бросает взамен жажды изучать психопатов, стать, как они. Стать немного шаманом.

Ивона Петри — варвар, красавица, психопатка, гибкая и первобытная. После съемок актриса надолго исчезла, что дало начало слухам о противоестественных методах, которые Жулавски использовал на съемочной площадке. Если Херцог заставлял актеров играть под гипнозом, то Жулавски обвиняли в использовании вудуистских техник. Сам режиссер не отрицает своих умений и говорит, что знает пару приемов, которые дают возможность актерам "расслабиться". Так или иначе, а подобную игру можно увидеть нечасто. Помните Жанну Д'арк из фильма Дрейера? Так вот это — очень легкая, спокойная игра по сравнению с живостью и холодом, сумасшествием и рассудительностью, которые то так, то эдак генерирует Петри. Впрочем, актеры у Жулавски — это отдельная история. Важно другое: "Шаманка" — это вовсе не мистическое "кино для взрослых". Это фильм о настолько сильной одержимости знанием, что она перерастает в манию. Эта одержимость транспонируется на увлечение "итальянкой", и кульминацией их слияния является видение Михаля, в котором шаман разговаривает с ним. "Противоестественный" секс, за который картину так обвиняли обыватели, — всего лишь попытка пробудить энергию кундалини, использовавшуюся обнаруженным шаманом. Для Михаля в этот момент женщина является орудием, хотя изначально она была сначала жертвой, затем — целью. Ее ценность значительно изменяется по мере продвижения действия. Причем, на мой взгляд, секс здесь снят на удивление красиво, страстно, настолько интимно, что почти обезличенно. Ты не можешь соучаствовать, потому что тебе там попросту нет места.






С другой стороны, перед нами загадочный женский образ , чья трагедийность и потерянность к концу перетекают в попытку придать ему высший смысл. Шокирующий финал, как мне кажется, обозначает не какую-то мистическую сторону вопроса, а окончательное поглощение, желание изменить постоянно стремящегося куда-то мужчину, чьи знания и мысли вечно влекут его все дальше и дальше. Жизнь героини Петри раскрывается достаточно полно, но, по сути, ничего нам не дает. Она так и остается вещью в себе. В этом смысле, Михаль — человек, пусть и с человеческими же пороками, Влошка же — все нечеловеческое, что присутствует в каждом из людей, непонятное сочетание холодного разума и голых инстинктов.

Самое же важное заключается в том, что ни секс, ни линия с шаманом не уничтожают другие планы бытия героев, их попытку обрести себя в мире, их взаимоотношения с окружающей средой. Такие вещи в современном мэйнстриме практически недостижимы. В общем, Жулавски вот уже во второй раз продемонстрировал мне неожиданное зрелище, полное уроков и мрачного обаяния. Еще, еще, черт возьми.

(01.02.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: