Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Трудные дети / Les enfants terribles (1950)


Трудные дети
Средняя оценка: оценка: 3
1950. Франция. 105 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Жан Кокто, Жан-Пьер Мельвиль.
Сценарий:Жан-Пьер Мельвиль, Жан Кокто,
Оператор:Анри Декэ.

В главных ролях: Николь Стефани, Эдуард Дермит.
В ролях: Рене Козима, Жак Бернард, Мелвин Мартин, Жан-Мари Робен и др.

Интересные факты о фильме:

- в течение одного дня Кокто подменял Мельвилля на съемочной площадке, т.к. тот заболел.

Версия для печати

Мор: Замкнутое пространство

Трудные дети оценка: 3

Кинематограф периодически удивляет. Я обнаружила, что Жан Кокто, прославленный поэтичным "магическим реализмом" "Орфея" или "Красавицы и чудовища", начинал с бытовых семейных драм. Его "Ужасные родители" — превращение эгоистически влюбленного в самого себя Жана Маре в инфантильного неряху, а "Трудные дети" — история о замкнутом пространстве забитой тряпьем и хламом квартиры, внутри которой брат и сестра маются бездельем, поливая друг друга ругательствами, играя в непонятные игры и занимаясь малоинтересными ссорами. Их ссоры, впрочем, — привычный процесс, который вызывает раздражение участников, но без которого им становится скучно. И этот многословный материал попал в руки Мельвилю, будущему мастеру детективной ясности.

Не думаю, что "Трудных детей" можно отнести к особенным удачам Мельвилля или Кокто, хотя это интересный эксперимент. Формально это фильм о тяге сестры к брату, которая приводит к трагедии, но громкая, активная Элизабет, прикованная к слабовольному Полю, даже не осознает, что не хочет отпускать его к кому бы то ни было. Озарение, ревность настигают ее в самом конце, когда уже поздно что-либо понимать. В отличие от, скажем, "Туманных звезд Большой Медведицы" Висконти, где инцестуальная тяга очевидна и является особой подложкой происходящего, "Трудные дети" — это история о живущих в сумеречном доме инфантильных людях, не выходящих оттуда наружу. Т.е. фильм даже не о тяге сестры к брату, как это анонсируется, а об эгоистичной семейной власти, которая не дает вырваться из замкнутого пространства. "Ужасные родители" Кокто тоже были посвящены этой теме, их действие также протекало внутри спертого воздуха пыльных квартир, где маются бездельем и душными эмоциями не работающие люди.

Поль и Элизабет заняты своими перепалками, их дружба и единение быстро перерастают в драку, их агрессивность, взаимные оскорбления превращаются в некую разновидность собственного мира, куда не допускаются посторонние. Собственно, то, как они оскорбляют друг друга, уже свидетельствует о близости. Влюбленный в Элизабет Жерар и сохнущая по Полю Агата оказываются заложниками затхлого, переполненного вещами дома, они всегда близко, на расстоянии вытянутой руки, но исключены из семейных забав. Они устало смотрят на то, как сестра отчитывает брата, а брат огрызается на сестру, потому что не допущены в этот мирок. Многословие Элизабет позволяет ей сдерживаться, ее привязанность к брату, граничащая с обожанием, камуфлирует себя под раздражение. Но если Элизабет полностью поглощена Полем, то тот просто привычно принимает ее заботы, не более.

У меня сложилось впечатление, что Кокто добавил гораздо больше загадки и пыла в отношение Поля к отправившему его на больничную койку (и сделавшему таким образом зависимым от Элизабет) жестокому и привлекательному школьному хулигану. Эта гомоэротическая линия в фильме интригует гораздо больше, чем перемещения и монологи Элизабет. Получив в самом начале снежок в грудь от своего мучителя, Дарджелоса, Поль обессиленно падает на землю, но не выдает надменного хулигана. Когда в повествовании появляется Агата, сестра Поля понимает, что Агата похожа на Дарджелоса. Это миг просветления. Тут же она с изумлением осознает то, что все фотографии актеров на стенах их комнаты тоже похожи на Дарджелоса. Т.е. получается, что, немного маскируя материал инцестуальным намеком, Кокто написал гомоэротическую драму. Учитывая, что Агату, в которую влюбляется Поль, и Дарджелоса сыграла одна и та же актриса, это становится прямо-таки демонической травестией, замкнутым кругом. Поль влюбляется в женщину-копию Дарджелоса, а затем принимает смерть от яда, присланного настоящим Дарджелосом. И сестра при таких страстях выступает не более, чем спятившей домохозяйкой. Причем актер, играющий Поля, — это фактически Жан Маре в "Ужасных родителях". Кокто потом нашел того, чьей красотой можно любоваться даже в ущерб здравому смыслу.

Интересно еще, что герои Кокто — чаще всего те, кого в настоящие времена назвали бы бездельниками. Это молодые люди, которые проводят свои дни, валясь на диване и предаваясь смутным переживаниям. Как правило, это приводит к драматической развязке, но проникнуться симпатией к Полю, сколько бы оператор ни фиксировал его лучистые глаза, невозможно. Внутри сценария он не представляет из себя ровным счетом ничего, его внутренний мир неразвит, законсервирован внутри вечно закрытой квартиры.

Несмотря на изящное кольцо с Дарджелосом, фильм малоинтересен, это унылая драма из жизни мещан, хотя операторская работа и особенно работа с музыкальным фоном заслуживают внимания.

Мне же понравился вот этот момент:


"Эта девочка, впервые ехавшая в экспрессе, вместо того, чтобы прислушиваться к стуку колес, пожирала взглядом лицо своего брата под пронзительные звуки, похожие на вопль, косматого поезда, ненадолго выводящие пассажиров из сонного оцепенения"

(16.05.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: