Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Бразилия / Brazil (1985)


Бразилия
Средняя оценка: оценка: 5
1985. Великобритания. 138 минут.
Жанр: фантастика / черная комедия.

Режиссер: Терри Гиллиам.
Сценарий: Терри Гиллиам, Том Стоппард, Чарльз МакКоуэн,
Оператор: Роджер Прэтт,
Композитор: Майкл Камен.

В главных ролях: Джонатан Прайс, Ким Грейст.
В ролях: Роберт Де Ниро, Йен Холм, Кэтрин Хелмонд, Майкл Пэлин, Боб Хоскинс, Иэн Ричардсон, Питер Воэн.

Награды:
BAFTA — лучший художник, лучшие визуальные эффекты.
"Хьюго" — лучший драматический фильм в жанре фантастики.
British Film Institute Awards — Приз за технические достижения.
Boston Society of Film Critics Awards — лучший актер второго плана (И.Холм).
Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм, режиссер, сценарий..

Интересные факты о фильме:

Терри Гиллиам объездил c "Бразилией" 80 стран и в каждой ему говорили примерно одну и ту же фразу: "Знаете, а в вашем фильме есть частичка и нашей страны".

Музыкальным лейтмотивом стала песня Ари Барросо "Aquarela do Brazil", записанная в 1939 году.

На роль Джилл претендовали восемь видных кандидаток: Джеми Ли Кертис, Ребекка де Морней, Рэй Дон Чонг, Джоанна Пакула, Розанна Аркетт, Келли Макгиллис, Эллен Баркин и Мадонна. Фавориткой считалась Эллен Баркин. В итоге Гиллиам выбрал Ким Грейст, но разочаровался в ней, и многие сцены с ее участием просто вырезал.

Камео Терри Гиллиама: курильщик в башне Шангри-Ла, на которого натыкается Сэм.

Самурай в фильме — знак признательности Гиллама Акире Куросаве :)

Изначальное название фильма: "1984 1/2" (на самом деле, видимо, Гиллиаму было абсолютно плевать на то, как фильм будет называться).

Версия для печати

Владимир Гордеев: Главный шедевр Гиллиама

Бразилия оценка: 5

С начала 70-х до середины 80-х шедевры фантастического кино рождались безостановочно: "Заводной апельсин", "Солярис", "Звездные войны", "Сталкер", "Чужой", "Бегущий по лезвию" — все эти фильмы что-то определенно нам дали. В этом славному ряду находится и шедевр Терри Гиллиама "Бразилия", сделанный подобно "Бегущему" в стиле ретро. Раз в десятый его пересматриваю и не устаю поражаться его органичности, – притом что собран он из разнородных элементов, то есть, по умолчанию обязан был быть эклектичным.

В этом фильме Джордж Оруэлл, как любят говорить, встречается с Францом Кафкой, а черный юмор Монти Пайтона странным образом пересекается с классической голливудской лав-стори в героико-приключенческом ключе ("Касабланка" и другие фильмы, где сторонний наблюдатель становится способен на подвиги ради любви). Кроме того, в фильм вплетены элементы фэнтези, театра абсурда и вообще он, этот фильм, до ужаса постмодернистский, что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что Терри Гиллиам работал над сценарием в соавторстве с Томом Стоппардом.

От Джорджа Оруэлла в фильм перекочевал гнетущий дух тоталитарного государства: люди, обитающие в кинопространстве Гиллиама, не имеют права на личную жизнь. Например, работники коммунальных служб могут запросто войти в квартиру без ведома хозяина, чтобы сделать там ремонт. В этом мире государство не совершает ошибок просто потому, что ошибки "затираются". Джилл – девушка мечты Сэма, героя фильма (она снилась ему по ночам, но оказалось, что существует и в действительности), развивает бурную деятельность, чтобы исправить одну такую ошибку или хотя бы ее последствия. Следовательно, она должна быть уничтожена.

От Франца Кафки в фильм перекочевал гнетущий дух бюрократического государства. Множественные коридоры, множественные бумаги, одинаковые клерки, корпоративность, невозможность созидательной деятельности без соответствующего разрешения. "Террорист"-сантехник Таттл, герой Роберта де Ниро, в финале фильма погибнет от бумаг: летающие над городом разрозненные листки различных досье облепят его с головы до ног. Сэм бросится раскапывать его, но под бумагами найдет лишь пустоту. Живого человека не существует, а существует лишь бумага: скажем, паспорт, свидетельство о рождении, трудовая книжка и досье в архивах спецслужб.

Интересно, что в своих кошмарных снах Сэм (принимающий, кстати, облик Икара, вооруженного мечом) сражается с гигантским корпоративным монстром – самураем-магом, чье лицо спрятано под маской.

Фильм Гиллиама трижды сновиденческий: мы видим альтернативный мир (действие происходит "где-то в XX веке"); фэнтезийные грезы Сэма, наполненные небесным светом и земною тьмой; и, наконец, в сногсшибательном финале мы погружаемся в искаженный безумием внутренний мир Сэма, где нарушены законы пространства и времени, а его мать превращается в Джилл (какой тонкий психологический нюанс!)…

Отдельно хочется упомянуть пятисекундную пародию на знаменитую эйзенштейновскую сцену с одесской лестницей: в фильме Гиллиама место детской коляски занимает громадный пылесос. Это выглядит настолько нелепо в драматической сцене погони, что заставляет буквально согнуться от хохота.

(27.05.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: