В главных ролях: Норман Ридус, Кристиан фон Астер, Андре Хеннике. В ролях: Хауке Дикамп, Хайнц Хениг, Вотан Вильке Мёринг.
Награды: 2006 Гран-при за новое видение — (Багамский международный кинофестиваль). 2005 — Лучший молодой актер второго плана — Хауке Дикамп — (Премия "Ундина", Австрия); Приз зрительских симпатий — Кристиан Альвар — (Фестиваль кинофантастики, Швеция); Лучший актер — Вотан Вильке Мёринг — (Кинофестиваль в Малаге, Испания); Приз зрительских симпатий — (Международная Неделя Кинофантастики в Малаге, Испания); Лучший сценарий — Кристиан Альвар — (Международная Неделя Кинофантастики в Малаге, Испания).
Сначала занимательная нумерология: триллер про маниака, созданный земляком Фрица Ланга, вышел на экраны спустя 74 года после "М", причем год рождения режиссера Кристиана Альвара 1974 от Р.Х., и этот самый Х. вовсе не всуе здесь упомянут, поскольку за религиозно-мистические мотивы фильм удостоился всяческих наград на фестивалях кинофантастики. К тому же, любители поцмодерницких пастишей заценят отсылки на такие жанровые хиты-киты как "Молчание ягнят" и "Сердце Ангела".
Пожалуй, после такой аннотации почитатели так называемых "психологических триллеров" ринутся на "озон" покупать этот фильм (тем более, что там на него нынче скидка) — и правильно сделают. Только вот фанатам зверских слэшеров про маниаков делать этого ни в коем случае не следует — сцен неописуемых жестокостей в фильме нет. Любителям голливуцких экшенов побессвязнее — лишь бы что-то мелькало, стреляло и орало, как резанное — тоже незачем суетиться. Зато кинуху стоит заценить почитателям детективов-худанит’ов, психологических дуэлей, хорошей актерской игры, уродливых человеческих рож и красивой природы. Хорош и сценарий, благодаря которому все эти настоебенившие жанровые клише заиграли новыми красками.
Роль жуткого маниака Габриэля Энгеля исполняет гэдээровский актер Андре Ханнеке. Фильм начинается с того, как его поймали. Сцена поимки довольно сюрреалистична, хотя и напоминает первые кадры вачовской хренятрицы, отчего я чуть было не выключил, разочарованный, фильм очередного, как я подумал, европейского клипмейкера, стремящегося влицца в мутный голивуццкий мэйнстрим. Но потом началось спокойное размеренное кино и я с облегчением вздохнул. Нет, вы не подумайте, сцена поимки прекрасна… Все эти ракурсы, рваный монтаж, голозадый маньяк-педераст, по-индейски раскрашенный кровью свежеубиенного мальчика, отстреливается из ружья с убойной силой гаубицы… Хороший сюр-жесточак, совершенно для этой сцены обоснованный. Просто я перед этой фильмой безуспешно пытался осилить "Пилу-3", снятую в стиле запрещенного на эмтиви видеоклипа на музыку какой-нибудь индустриальной блэк-дум-дет-готик-пауэр-трэш-метал группы, полный состав которой отбывает пожизненное заключение в колонии строгого режима за геноцид и зверства...
Так вот, я побоялся что и этот фильм возможно окажется двухчасовым обучающим видеоклипом, предназначенным для инженеров-сатанистов. Но тут мне показали красивые ухоженные домики немецкой деревни, комбайнера-полицая, вышедшего с тестем поохотицца, жуткую репу этого тестя-садиста, угрохавшего по-приколу любимую собачку зятя, перекошенные по жизни лица жителей деревни, которых достало, что их, истовых католиков, комбайнер-полицай подозревает в смертельном изнасиловании девочки, с которой встречался его любимый тринадцатилетний сыночег… Маньяка-то поймали, говорят ему набычившиеся односельчане, а ты, сцуко, нас — НАС! — подозревал. Такшо теперь упал-отжался тыщу раз за свои необоснованные подозрения, гандон с шевронами! И повторяй отченаш, пока не сбегутся все неотстрелянные в угодьях олени и не скажут "достаточно". А полицай не верит. Тот маньяк — пидорас в прямом смысле слова — убивал только мальчиков. А тут замучили девочку. Поэтому он едет в город просить аудиенции у маниака. А в городе свои траблы, свои антитела — айн полицай, случайно взявший маниака, собачицца с цвайн полицаем, расследовавшим это дело. Нафиг ему еще комбайнер в полицейской фуражке со своими претензиями? Однако фишка в том, что маниак ушел в несознанку, а с комбайнером вдруг заговорил. И даже, к ужасу самого комбайнера, маньяк его узнал! И принялся мучить психологически, доводя до безумия… И практически довел, но тут из лесу вышли олени…
Фильм хороший, какой-то он… цельный, что ли. Кроме конфликта полицай-маниак, в фильме еще множество подобных конфликтов за развитием и разрешением которых наблюдать не менее интересно, чем за фабульным. Служебный конфликт айн-цвайн полицаев, конфликт тестя и зятя, отца и сына, мужа и жены, столкновение светского и религиозного, деревенского и городского мышления… Отлично показаны проблемы взросления подростка и бессмысленность профессии "священослужитель"… Там до черта всего, в этом фильме, и все играет на фабулу — то есть не излишне, не какие-то бессмысленные отступления, не для мебели — всё уместно и исчерпывающе.
В общем, писать об этом фильме можно много и не нудно, но ведь моя цель заинтересовать зрителя, а не разбирать фильмы по косточкам (хотя и подмывает), так что пора ставить крапку: тчк