Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Повелитель стихий / The Last Airbender (2010)


Повелитель стихий
Средняя оценка: оценка: 3
2010. США. 103 минуты.
Жанр: детский / фэнтези.

Режиссер: М. Найт Шьямалан.
Сценарий: М. Найт Шьямалан,
Оператор: Эндрю Лесни,
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард.

В главных ролях: Ноа Рингер, Никола Пельтц, Джексон Рэтбоун, Дев Патель.
В ролях: Клифф Кертис, Шон Тоуб, Аасиф Мандви, Сейшелл Гэбриел, Кэтрин Хотон, Френсис Гуинан.

Интересные факты о фильме:

Фильм должен был называться так же, как и мультсериал — "Аватар: Последний маг воздуха", но слово "аватар" уже забил Джеймс Камерон.

Роль Дева Пателя должен был играть Джесс МакКартни.

Это первый фильм М.Найт Шьямалана с неоригинальным сюжетом (адаптация). Кроме того, это его первый детский фильм.

Ну и, наконец, это седьмой совместной проект Шьямалана и композитора Джеймса Ньютона-Ховарда.

Бюджет фильма: 150 миллионов долларов.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Повелитель голливудского бабла

Повелитель стихий оценка: 3

Между М.Найтом Шьямаланом и Уве Боллом с каждым годом все больше сходства. Только если Уве Болл довольствуется мизерными бюджетами (за одним исключением), то Шьямалан каждый раз разводит голливудских мейджоров на реальное бабло и, снимая свое авторское кино, свой, так сказать, "индусский артхаус", ни в чем себя не ограничивает.

"Повелитель стихий" – очень медленное, медитативное фэнтези. В оригинале название звучит так: "The Last Airbender". Вы, конечно, помните робота Бендера из "Футурамы". "Bender" переводится с английского как "пьяница". Итак, "Последний воздушный пьяница". Фильм Шьямалана замедлен и плавен, – такими, порой, бывают движения пьяного человека. Фильм многоречив, – таким, порой, бывает человек, пребывающий в приятной для себя компании. В его речи много повторов и возвращений к полузабытым застольным темам, случайно всплывающим в отуманенной алкоголем памяти. Подобная велеречивость отличает и фильм Шьямалана. Кроме того, в нем много закадровой речи – иной раз и не сообразишь с ходу, кто именно из героев решает поделиться своими мыслями, и с кем. В фильме много флешбеков, сопровождаемых, разумеется, неторопливой просветленной говорильней.

Воистину вам говорю, новый фильм Шьямалана – это некий пьяный дзен. Фильм, при этом, детский, сказочный, со "зверьми, преисполненными очей", многочисленными фантастическими образами, духами земли, воздуха, огня и воды… Что, безусловно, намекает на то, что одним лишь алкоголем дело здесь не ограничивается.

Если отбросить в сторону шутки, то фильм, конечно, абсолютно нетипичен для Голливуда. Это азиатское кино, да к тому же авторское, способное конкретно озадачить, точнее, обескуражить зрителя. Этим объясняются и крайние низкие оценки как критиков, так и зрителей – что российских, что западных. М. Найт Шьямалан каленым железом выжигает экшн из каждой сцены, даже из сцен боев и батальных сцен, и, поверьте, делает это злонамеренно. Там, где какой-нибудь банальный примитивный режиссер, пришедший в большое кино из клипстроительства, зафигачит сло-мо и нарежет плавный винегрет из кадров с разных ракурсов, Шьямалан поставит камеру на одну точку, двинет ее разок по панораме, да еще и снимет ее, панораму эту, рапидом! Отдельного разговора заслуживает музыкальное сопровождение. Постоянный композитор Шьямалана, Джеймс Ньютон-Ховард, я уверен, не раз засыпал за пианино, а то и прямо за дирижерским пультом, сочиняя колыбельные для магических сражений и поединков. И лишь когда динамичную, по сюжету, сцену сменяет сцена умиротворенная, Ньютон-Ховард разрождается типичным для блокбастера низкочастотным многобарабанным боем.

Пара слов о сюжете. Сто лет назад пропал юный Аанг – он же очередное воплощение (аватар) чувака, способного управлять четырьмя стихиями. Сказочный мир населяют четыре расы, каждая из которых соответствует (и управляет) лишь одной стихией: огнем, воздухом, землей или водой. Аватар примиряет их между собой и следит за мировым балансом. Безусловно, "аватар" — здесь подобие бодхисаттвы, на что намекают и его занятия медитацией, знание боевых искусств, монастырская жизнь, бритая башка, наконец. В воинственном племени огня, поработившем за время отсутствия аватара остальные племена, мы видим дальних предков Шьямалана – воинственный индо-иранский этнос. Сына-изгнанника гневливого царя огняков играет Дев Патель – звезда бойловского "Миллионера из трущоб". Брат и сестра из племени воды находят Аанга во льду и пытаются предъявить его враждующему миру. В племени воды (белый цвет кожи), обретающемся на выселках, загнанному в снега, мы можем разглядеть подобие древних гиперборейцев. Словом, если искать сходство между нашим древним и, похоже, уже давно мифическим миром и сказочным миром кинофильма, то корни сходства мы находим в Азии, и только в Азии.

Фильм кажется чрезвычайно продуманным, но, повторюсь, он далек от фильмов, сходящих с голливудского конвейера. Он странный. Таким же странным был недавний и сильно недооцененный фильм Спайка Джонза "Там, где чудища живут" (и это, кстати, был стопроцентно американский фильм, многобюджетная fantasy americana, — в отличие от фильма Шьямалана, стопроцентно азиатского по стилю). Для просмотра "Повелителя стихий" требуется измененное состояние сознания. Пиво, кола и попкорн тут не проканают. Кароче, Найт, делись.

Добавлю также, что в фильме прекрасные спецэффекты. В частности, есть такое вот замечательное создание (отчасти, правда, напоминающее собаку-дракона из "Бесконечной истории") – летающе-водоплавающий гигантский зубр Аанга:

(16.07.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: