Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Носферату, симфония ужаса / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (1922)


Носферату, симфония ужаса
Средняя оценка: оценка: 4
1922. Германия. 94 минуты.
Жанр: ужасы.

Режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау.
Сценарий: Хенрик Галлен (по мотивам романа Брэма Стокера),
Операторы: Фриц Арно Вагнер, Гюнтер Крампф,
Продюсеры: Энрико Дикманн, Албин Грау.

В главных ролях: Макс Шрек, Густав фон Вангенхейм.
В ролях: Грета Шрёдер, Александр Гранач, Георг Х.Шнель, Рут Ландсхофф.

Интересные факты о фильме:

Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен (то-то нынче его можно найти только в отвратительном качестве).

Мурнау нашел, что в реальной жизни Макс Шрек настолько уродлив, что по большому счету можно обойтись и без гримера: достаточно приделать к этой страшной роже клыки и остроконечные уши.

В Швеции фильм забанен за его ужасные ужасы, и бан продолжался вплоть до 1972 года.

Большинство сцен с графом Орлоком были отсняты в дневное время и это очень хорошо видно на черно-белой пленке. Поэтому в "официальных" релизах ночные сцены сделали синими.

Смотри также: Фильмы про вампиров

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Рецензия на фильм "Носферату, симфония ужаса"

оценка: 3.5

Признаться, трудновато писать рецензию на фильм почти столетней давности. С одной стороны — великая история, значительное влияние на кино, да и вообще на культуру, образец, которому подражали мастера, на кино которых я вырос. С другой — ну не может по современным меркам немой фильм быть страшным — даже если закадровая музыка к нему, записанная в пятидесятые годы, была подобрана относительно удачно.
С какой же точки зрения подходит к фильму? Как оценивать?

Я решил поступить просто. Рецензию буду писать "вообще", исходя из своих впечатлений, а стало быть и всех фильмовых регалий. А общую оценку, всё же, буду ставить исходя из реалий сегодняшнего дня — всё-таки мы не в двадцатые годы прошлого века живём, и сравнивать кино надо "как есть". Всяко "Носферату" интереснее "мёртвых дрочеров".

Немой чёрно-белый фильм Мурнау — старенькая и облупленная, но от этого не потерявшая своё значение икона жанра ужасов. Это первая в бесконечном ряду экранизаций романа Брэма Стокера о самом знаменитом вампире истории — графе Владе Дракуле. Получить официальные права на экранизацию Мурнау не сумел, поэтому сменил название картины на "Носферату", подправил кое-что в сюжете, и решил, что этого достаточно для того, чтоб фильм был вполне самостоятельным продуктом. Так оно, в общем-то, и оказалось.
Даже на замыленный взгляд зрителя двадцать первого века, фильм весьма динамичен. Фабула стройна, и практически нигде не провисает. За весь фильм мне удалось отыскать лишь одну дыру в рассказываемой истории, доставшейся ей от английского происхождения "Дракулы". Состоит она в том, что совершенно непонятно, зачем граф Дракула плывёт из Трансильвании в Бремен (через Чёрное море, Босфор и Дарданеллы, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, Гибралтар, Атлантический океан, Северное море, и, наконец, Балтику), хотя по суше этот путь занимает в несколько раз меньше времени. Но сюжет — не сюжет, если в нём нет ни единой дырки.
Художественная постановка фильма — прекрасна. Даже, чёрт возьми, без миллионных бюджетов и компьютерных спецэффектов можно, как показывает Мурнау, снимать стильное кино в ретро-стиле. (Изначально предыдущая фраза планировалась, как шутка, но после того, как я её написал, я понял, что получилась она всерьёз — ведь для современного зрителя ретро в картине получается двойное — двадцатые годы двадцатого века, в которые изображают пятидесятые годы века девятнадцатого). Замок Дракулы, Бремен, костюмы персонажей — всё прекрасно. Немного посмешил меня, правда, чистокровный хохол, в трактире у которого ужинает главный герой по дороге к Дракуле — но, впрочем, из Бремена в Трансильванию вполне можно ехать и через Украину.
Актёрская игра в фильме также выше всяких похвал. После буратинизированного пространства "Мёртвых дочерей" на "Носферату" глаз просто отдыхал. Все эмоции, все чувства, все переживания разыгрываются настолько ярко, что хочется верить даже несмотря на феноменальную театральность немого кино.
Сцены ужасов — собственно то, ради чего весь фильм и задумывался и чему он посвящён — конечно, не пугают ни одной секунды. Вот уж здесь зритель двадцать первого века сильно отличается от зрителя двадцатых годов века двадцатого. Даже общая канва "пугалок" сегодня принципиально иная: в моде девочки со спутанными волосами, а не здоровенные лысые дядьки. Недаром "Дракула Брэма Стокера", снятый в начале девяностых Копполой, уже изначально не задумывался, как фильм ужасов — скорее, мистическая мелодрама. При этом сами мизансцены, конечно, великолепны. Недаром подъём Дракулы из могилы — рывком, вертикально вверх — стал, пожалуй, самым пизженным кадром всех времён и народов.

В целом впечатление следующее. Старенько — да, простенько, как для нашего времени — да, зато очень искренне и совершенно нескучно.

(11.02.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Нежить, испытанная временем

оценка: 4

Смотреть старые фильмы, настолько старые, что даже немые, довольно непросто, и еще сложнее что-то о них писать — нападает немота. Но что касается "Носферату", то здесь дело обстоит попроще. Очевидно, что это в большей степени кино любительское, чем профессиональное, и если сравнивать с отечественным фильмом "Броненосец "Потемкин", снятого примерно в те же года, то отлично отдупляешь, где настоящее кино, а где ученическая поделка. Но "поделка" талантливая. Достаточно всмотреться в фильм, и минут через двадцать отсчет времени заканчивается, исследовательские инстинкты уступают место элементарному любопытству: что будет дальше с жутковатым поначалу Джонатаном Харкером, чьи слащавые ужимки сперва отторгают не меньше отвратительного облика Макса Шрека, а потом вдруг парадоксальным образом очаровывают, и ему начинаешь сопереживать. Множество интересных кадров и находок сопровождают исключительно ясный, последовательный сюжет. Но более всего впечатляет какой-то изысканный аристократизм картины, и особенно Дракулы в исполнении уродливого немецкого графа Шрека, артиста-аматора. Один простой нюанс — удлиненные передние зубы заместо стандартных "троек", — и облик чудовища начинает играть новыми гранями зловещего. Отсутствие звука не только не напрягает, но кажется абсолютно естественным, и поистине недоумеваешь, зачем в кино пришел звук? Напрягает лишь сомнамбулизм Нины. Возникает ощущение общей сомнамбулизации немецкого экспрессионисткого кинематографа, и поскольку фильм погружает в легкий транс, то кажется, будто все поколения, начиная с первой мировой войны, погрузились в плотный гипноз и так и не вышли оттуда. Ушастый и лысый Шрек не очень похож на земноводное, он больше похож на зеленого человечека с планеты Марс, населенной призраками. Он прилетел, чтобы высосать нашу дурную кровь. Благое дело.

(12.02.2007)

Версия для печати


Александр Руденко: Шрек + Дракула = Носферату

Носферату, симфония ужаса оценка: 4

"Носферату" — первый фильм "про дракулу", но все имена персонажей и место действия в нем изменены. Брэм Стокер в титрах не указан, а его вдова добилась того, чтобы все известные копии и негативы фильма уничтожили. Таким образом по миру ходит много самых разных "левых" вариантов фильма. В том, что смотрел я, "Носферату" дракулизирован: Стокер в титрах указан, граф Орлок стал Графом Дракулой, некий профессор с труднопроизносимой немецкой фамилией — Ван Хельсингом, ну и так далее, по тексту. Только с местом действия создатели английских титров ничего поделать не смогли — Бремен остался Бременом. Говорят, экземпляр оригинальной, наиболее полной версии есть у какого-то мифического коллекционера, фаната творчества исполнителя главной роли — Макса Шрека.

Самое смешное заключается в том, что вдова Стокера оплошала — она боялась, что киноверсия Мурнау как-то негативно скажется на восприятии массами литнаследия ее покойного мужа, или пёс ее знает, чего она там боялась, но, как бы там ни было, не скучный викторианский роман Стокера, а именно эта лента "раскрутила" образ кровососущего графа и вот уже 85 лет кинематографисты безустально клепают фильмы "про дракулу", наснимав уже более полусотни интерпретаций в различных жанрах — ужасы, драмы, боевики, комедии, комиксы-солянки...

А еще это, пожалуй, единственный фильм, в котором отсутствуют всем известные "вампирские фишки", клише, повторяющиеся из фильма в фильм. Заостренные зубы у Носферату не клыки, а два передних, как у кролика. И уши у него в любое время суток, как у летучей мыши. И длинные, тонкие, когтистые пальцы-веером.... Мурнау очень удачно подобрал актера — Макса Шрека. Увидав его впервые, режиссер чуть в штаны не наложил — как от ужаса, так и от радости. Чувака даже гримировать не пришлось, настолько он был внешне ужасен. Нацепили бэтмэнские уши, вставили зубы, напялили пальцы, подгуталинили мешки под глазами — готов вампирчег.Кресты на дюнах Кроме того, в версии Мурнау вампиры днем спят в гробах, набитых неосвященной, заразной кладбищенской землей, таким образом подпитывая свои сатанинские силы. Причем в этой земле кишмя кишат инфицированные чумой мыши. Поэтому, когда вампирчег сваливает из провинциальной Трансильвании на ПМЖ в Германию, чтобы попробовать на зуб истиных арийцев, он, по ходу следования, заражает команду корабля, а потом становится источником эпидемии в Бремене. Таким образом, в этом фильме Дракула больше страшен не тем, что время от времени выпивает людей, а тем, что разносит чуму.

По нынешним временам фильм не столько пугает, сколько смешит. Тем не менее, его только в 1972-ом году разрешили к показу в Швеции. Долгое время он находился под запретом и в Финляндии. Мурнау в своем фильме постарался отойти от модного в то время в Германии экспрессионизма, с его странными ракурсами, игрой света и пр., благодаря чему обычные места и обыденные предметы кажутся чудовищными, фантасмагоричными. У Мурнау же не обычный человек попадает в какой-то зловещий, искаженный мир, а, наоборот, фантазм ходячий вторгается в обыденность. Большинство людей этот трюк с вторжением фантастического в повседневность цепляет больше. Живешь себе, в ус не дуешь, все как у людей, и вдруг, откуда ни возьмись, появляется чумное саблезубое хуйло, гипнотизирует на расстоянии твою подружку, высасывает у нее кровь, заражает город чумой. Жуть, одним словом.

Чтобы заворожить зрителя (фильм, может, и не пугает, зато завораживает) Мурнау использовал всякие изысканные, как для 22-го года, технические приемчеги. Например, вклеил негатив — белые деревья на фоне черного неба в момент первой встречи... э-э... риэлтора с графом... Ужос!Да и вообще, поскольку фильм немой и черно-белый, весь ужос вызывается контрастом черного и белого, особым затемнением краев кадра, его продуманной композицией, пластикой и пр. То есть напрямую режиссер не манипулирует зрителем, как это делается в нынешних ужастиках. Просто создается гнетущая, зловещая атмосфера, а там уже включается зрительская фантазия, вырывается подсознанка...

Про музыку разговор особый. На IMDB представлено более десятка саундтреков разных лет. Причем половина из них датируется уже этим тысячелетием. В моей версии — натуральный дарквэйв-эмбиент. Думаю, поставь я этот музон сам по себе, чтобы тихонько послушать среди ночи, уже через восемь-десять минут прослушивания во всем районе зажжется свет, заорут от ужаса соседские дети, а на автостоянке завоют алармы машин и сторожевые псы. Потому что это только на первый слух музыка, но на самом деле — волновое оружие, воздействующее на подсознание на большом расстоянии. Такие волны испускал из Трансильвании Носферату, заставляя оставшуюся в Бремене жену риэлтора сомнамбулически бродить ночами по перилам.

Ну, а если желаете знать как в этом фильме изничтожили вампира, смотрите кино. Нет, это не осиновый кол, не чеснок, не крест-на-пузе, не святая вода... И, кстати, Носферату отражается в зеркале.

(12.02.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: